Истоки управленческой мысли: Древний Восток
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Раздел III. Лекция 3. История становления политико-управленческой мысли 1. Истоки управленческой мысли: Древний Восток (Египет, Китай, Индия). 2. Проблемы управления в античной мысли. 3. Лидерская концепция управления Н. Макиавелли. 4. Правовые концепции политического управления Нового времени. 5. «Волюнтаристские» и этатистские теории управления (руссоизм, марксизм, корпоративизм). 6. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. 7. Теория «административной эффективности» В. Вильсона. Истоки управленческой мысли: Древний Восток Представления о модели эффективного управления государственными делами и хозяйством первоначально зародились на Востоке, где впервые появляется государство. Они развивались в рамках мифологического мировоззрения, которое трактовало государство как абсолютное благо, без которого человек не в состоянии выжить. Представления об управлении носили по большей части фрагментарный характер и акцентировали свое внимание на добродетелях правителей, от которых зависит процветание государства. По способу правления это были деспотические[1] государства. Древний Египет. Первые произведения на тему управления государством появляются уже в Древнем Египте. В них акцент делается на взаимоотношениях верховного правителя, которого обожествляли, и высших сановников. Так, автор поучения Ахтой III наставлял своего сына: «Велик царь своими вельможами... Уважай твоих вельмож... Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам». («Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (ХХII в. до н.э.) Главным фактором эффективного управления Ахтой III считал мудрость и знания.
Древний Китай. К высшим знаниям китайская мудрость относила правила и искусство управления. Их концентрированным выражением в области философии была этика. Главным в учениях китайских мыслителей был вопрос о наилучшем управлении государством, о том, какими качествами должны обладать управляющие и управляемые для того, чтобы в стране царили порядок и гармония. Одним из свойств китайского философско-управленческого мышления был органицизм: общество и природа рассматривались как живое тело, как живой организм. Управление социумом в таком случае было неотрывно от перемен в природе, а благополучие каждого человека обусловлено сотрудничеством всех индивидов с соблюдением иерархии. Рассмотрим три направления в китайской философии управления государством и обществом – конфуцианское, легистское и даосское. Конфуцианство. · Конфуций (Кун Фу-цзы) · 551-479 гг. до н.э. · Великий китайский философ, этик, педагог · Труд «Лунь юй» («Беседы и высказывания» · В зрелом возрасте занимал в царстве Лу пост да сыкоу (глава фиска) и позже – сян го (первый советник вана) Согласно Конфуцию, управление государством есть управление людьми. Управление людьми должно осуществляться с помощью ритуалов и морали, а не посредством законов и наказания. Для хорошего управления в государстве нужны не законы, а правители с высокими нравственными качествами. «Правление есть исправление» (нравов). «Мораль правителя – ветер, а мораль подданных – трава; куда дует ветер, туда стелется и трава». Важная часть учения Кофуция – идея естественного неравенства: деление между пожилыми и молодыми, высшими и низшими (по своей природе и моральным качествам) – благородными (цзюньцзы) и простолюдинами (сяожень). Цитата «Благородный думает о справедливости, а низкий (сяожень) – о выгоде». Качества цзюньцзы: уважение ЛИ – правил благопристойности, ритуалов, традиций управления, ЖЭНЬ – доброжелательность, человеколюбие, забота о людях (народе).
Патриархально-патерналистская модель государства. Государство Конфуций понимал как огромную семью, в которой правитель как глава семьи заботится о своих детях, а те отвечают ему покорностью. Иерархизм. Был основан на широкой трактовке принципа «СЯО» – «сыновней почтительности» к старшим, переносился на старших по рангу, в социальной иерархии (залог китайского социального порядка). Цитата «Пусть отец будет отцом, сын будет сыном, император – императором и чиновником – чиновник». Авторитет руководителя обусловливается обладанием им высокими добродетелями, и подтверждать это он должен как каждодневным трудом на благо других, так и соблюдением ритуала, соответствующего его должности. Чиновники назначаются по принципу меритократии, т.е. в соответствии с достоинствами: китайские чиновники для получения должности подвергались весьма строгим экзаменам на знание законов, классической литературы и истории.
Легизм. Шан Ян (390-338 до н.э.) государственный деятель эпохи Цинь. · Система государственного управления опирается на систему законов-иструкций (фа) и суровых наказаний, которые осуществляет аппарат полицейского государства. · Управлять эффективно можно только с помощью наказаний. · Адресность наказаний может быть основана на оперативной информации, которую получает правитель о том, что происходит у него в государстве. С этой целью была создана система тотального доносительства, при которой каждый сообщал о том, что делал его сосед. Распространялась и на чиновничество. · Идея «ослабления народа». · Тотальный государственный контроль и деспотизм.
Даосизм. Даосизм (легендарный основатель – Лао цзы) исповедовал принцип у-вэй (минимального деяния). «У-вэй» означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Это не бездействие, а деятельность человека, которая согласуется с естественным ходом миропорядка. Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны.
Цитаты «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». «Мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное…» В идеях даосов можно обнаружить созвучие принципам современной «социальной синергетики» («социальная акупунктура): слабое воздействие (флуктуация) в определенной точке объекта, ведущее к его саморазвитию в желательном для субъекта направлении.
Другие особенности и принципы китайской философии управления Использование потенциала ситуации. Запад: теоретический проект превращается в реальность в ходе практической деятельности. Китайское мышление избегает противопоставления теории и практики и использует естественный ход вещей (потенциал ситуации). Мнение «Вместо того, чтобы выстраивать модель как образец для действия, китайский мудрец, скорее, сосредоточивает свое внимание на привычном ходе вещей, стараясь постичь их соразмерность и извлечь пользу из их саморазвития». Жюльен Ф. французский философ. Трактат об эффективности. М.-СПб., 1999. С. 28.
Древняя Индия Именно в Индии появился первый специализированный трактат по управлению – Артхашастра («Наука о политике», или «Наука О пользе»). Его автором считается Каутилья, советник царя Чандрагупты I (317-293 до н.э.). Согласно Артхашастре, искусство управлять персоналом заключалось в следующем: · Прежде всего, министров и советников необходимо подбирать на основе личных и деловых качеств (ум, честность, мужество, преданность), на основе сведений осведомителей, продемонстрированных правителю в трудную минуту. · Назначению на должность предшествует испытательный срок, когда кандидата испытывают хитростью. · Государственный аппарат должен эффективно контролироваться с помощью надзирателей на предмет результативности работы. · За свою работу чиновники получали жалованье согласно Табели о рангах, где указаны 17 разрядов государственных служащих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|