Пятницкая церковь дорога мне ещё и потому, что от неё начинается генетическая линия, ведущая к этому храму: Ильинский погост на Водлозере (1798) стал средоточьем моих исследований Русского Севера
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Юрий ЛИННИК ШУЕРЕЦКОЕ К Шуерецкому я отношусь пристрастно. Ведь это почти моя родина – до Сороки рукой подать. Сегодня делаются попытки пересмотреть историю знаменитого шуерецкого ансамбля. Воспринимаю это с понятной субъективностью. Но всё же стараюсь не закрывать глаза на новые факты. Село Шуерецкое расположено примерно посередине между Кемью и Беломорском. Вот координаты: 64°44′33″ с. ш. 34°42′27″ в. д. / 64.7426694° с. ш. 34.7077000° в. д. / 64.7426694; 34.7077000 Классическое Поморье! Дух Русского Севера именно здесь получил своё наиболее полное и яркое выражение. Это хорошо почувствовал Иван Яковлевич Билибин: суровые места он увидел в ауре сказки – и обобщил до уровня символа. Вот она, исконная Русь! Живая, доподлинная! Чудом дошедшая до тех дней, когда совсем рядом – через ледниковые сельги и мшары – сквозь великую тишину – с грохотом и скрежетом пролегла Мурманская железная дорога. Ещё совсем недавно в Шуерецком можно было увидеть знаменитый архитектурный ансамбль. Роковой удар молнии пришёлся на 1947 г. Состав ансамбля складывался в такой хронологической последовательности: – шатровая Никольская церковь (1595) – кубоватая Пятницкая церковь (1666) – шатровая колокольня (1697) – шатровая Климентовская церковь (1787) Три шатра – и куб: это как четверостишие – или симфония. Ошеломительная четверица! Части работают на целое – целое отзывается в частях. Согласованность элементов кажется безупречной. Шуерецкий ансамбль во всей его полноте и красоте в 1886 г. увидел и сфотографировал академик Владимир Васильевич Суслов. Через два года Климентовская церковь сгорела.
Потом постройки обшили – они от этого много потеряли. Шуерецкое. Фото В.В. Суслова. 1886 В таком виде ансамбль запечатлел в 1916 г. – на пороге национальной катастрофы – Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Шуерецкое. Фото С.М. Прокудина-Горского Село Шуерецкое кладёт почин двум значительным традициям: – до недавнего времени считалось бесспорным, что именно шуяне возвели первую на Руси кубоватую церковь – потом считай два века они строились на берегах Белого моря и реки Онега; – другой приоритет – первый ансамбль, сочетающий шатры и кубы: это созвучье внесло новую – щемяще прекрасную, романтическую – ноту в облик Северной Руси.
Пятницкая церковь дорога мне ещё и потому, что от неё начинается генетическая линия, ведущая к этому храму: Ильинский погост на Водлозере (1798) стал средоточьем моих исследований Русского Севера Появление необычной архитектурной формы кажется внезапным. Она не вытекает непосредственно – не выводится напрямую – из чего-то ей предшествующего. – Чудесное озарение! – восклицает историк архитектуры Г.Я. Мокеев, имея в виду Пятницкую церковь (1). По мнению учёного, кубоватое покрытие – метафора пламени, которое возжигалось на башнях, окружавших Рай. Зодчие искали прототип в глубинах своей родовой прапамяти? Спорная, но яркая гипотеза! Исследование убедило Г.Я. Мокеева: куб Вознесенской церкви в Кушереке – а это второй по времени храм интересующего нас типа (1696) – когда-то был окрашен в оранжево-красное. Мастера хотели усилить образное сходство небывалого завершения церкви с огненным языком.
Изгнание из Рая. Иконописное изображение рубежа XVI-XVII. Дверь жертвенника церкви Богоявления. Село Семёновское в Подмосковье (ЦМиАР). Г.Я. Мокеев пишет: «Кубоватые храмы – эти зримые символы Рая-Эдема – не случайно, надо полагать, разместились на берегах "студёного моря-океана", его реках и речках» (2).
Подразумевается весьма компактный ареал кубоватых церквей. Линия, вдоль которой они расположены, если и не совпадает с границей новгородского влияния, то всё же тяготеет к ней. Конечно, поморские и поонежские ансамбли были построены позже падения вечевой республики, но инерция её вольнолюбия и самостояния долго сохранялась на Русском Севере. Метрополия уступила Москве – но провинция многое удержала. Получив импульс от варягов, ушкуйники двинулись на высокие широты – к Дышащему морю. Что влекло их сюда?
Ареал кубоватых храмов (по А.Б. Бодэ).
Среди различных факторов – этот: поиск Земного Рая. Поначалу он грезился как раз там, где спустя века встали кубоватые храмы – потом отодвинулся в неопределённую даль. Обернулся – Беловодьем. Наконец – Китежем.
В.В. Суслов. Пятницкая церковь. Эти две великие национальные мифологемы рождались одновременно с возведением кубоватых церквей – в непосредственной близости от них. Первая – на Топозере: до Поморья рукой подать. Вторая – в среде старообрядцев-бегунов – на Каргопольщине: силуэт верхней Онеги невозможно представить без кубоватых покрытий. Архиепископ Василий Калика писал из Новгорода в Тверь о Земной Рае, рисуя его на северном фоне: «А то место святого рая находил Моислав Новгородец и сын его Яков, и всего было у них три лодки, но одна из них, долго блуждая, погибла, а две другие потом долго ветер носил по морю, и наконец принесло их к высоким горам. И увидели они, что на одной из тех гор чудною лазоревою краскою написан Деисус, дивно выше меры, как бы не человеческими руками создан, но Божиею благодатью. И свет был на месте том самосиянный, так что человек и сказать о нём не может» (3). Потрясающая фреска! Попробуйте её представить на скалах Зимнего берега – в несказанном свете белой ночи. Наши вольные ассоциации преследуют одну цель – задать кубоватым храмам естественный для них сказочный контекст. Они помогали северянам трансцендировать – переносили их за грань обыденного. Под сенью кубов и впрямь ощущаешь себя небожителем. Пятницкая церковь долгое время считалась первенцем.
От неё словно волна идёт на Восток – поначалу вдоль Поморского берега, а потом – круто повернув на Юг – по всей Онеге, от устья до истока, иногда отклоняясь то в сторону Карелии (наш Ильинский погост), то в направлении Подвинья (Куртяево). Назовём лишь некоторые вехи этого движения: Кушерека – Подпорожье – Усть-Кожа – Верховье – Чекуево – Пияла – Турчасово – Бережная Дуброва – Архангело – Нокола. Почему именно Шуерецкое хочется видеть исходной точкой? Вот известные соображения:
– вытянутость куба Пятницкой церковью будто бы указывает на преемственность с шатровым завершением – силуэты и впрямь конвергируют; – церковь одноглавая: логично считать, что моно- предшествует поли- – в Кушереке мы видим уже пятиглавие, но это не предел: экспансия дойдёт до 13 глав, а впоследствии перекинется на ярусные храмы (Вытегра 25 глав, Кижи – 22 главы); – теремки на рёбрах шуерецкого куба так и тянет уподобить зачаткам будущих глав – как если бы в эскизе, но с безупречной топографической точностью они наметили место для них.
Первая! Как же иначе? И вдруг – ревизия: вроде бы появились факты, отодвигающие датировку далеко вперёд – в середину XVIII в. Ломается привычная, освящённая великими авторитетами схема. Как ни досадно, а верность истине требует признать новую позицию – конечно, в том случае, если её обоснование не вызывает сомнений. Сходу отказываться от прежней канвы не следует. Полезно взвесить все аргументы и контраргументы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|