Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Элементы этнопсихологии общения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этносфера как объект этнической психологии

1. Географическое описание этносферы

2. Хозяйственно-культурное описание этносферы

3. Антропологическое описание этносферы

4. Конфессиональное описание этносферы

5. Лингвистическое описание этносферы

Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии

 

Тема 2. Этнический мир России

1. Этнолингвистический портрет

2. Этнодемографические процессы

3. Особенности миграции в России

4. Мотивация миграционного поведения

5. Эмиграция как проблема развития России

Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии

 

Тема 3. Национально-психологические особенности представителей разных народов России и Ближнего Зарубежья

1. Русские как представителя славянского этноса

2. Тюркские и алтайские народы России

3. Финноугорские народы России

4. Буряты и калмыки

5. Представители тунгусоманчжурской группы народов России

6. Евреи России

7. Народы Северного Кавказа

8. Украинцы и белорусы

9. Народы Прибалтики

10. Народы Средней Азии и Казахстана

11. Народы Закавказья

Литература: Крысько В. Этническая психология.

 

Тема 4. Психологические особенности некоторых народов Дальнего Зарубежья

1. Американцы

2. Англичане

3. Немцы

4. Французы

5. Испанцы

6. Финны

7. Греки

8. Турки

9. Арабы

10. Японцы

11. Китайцы

Литература: Крысько В. Этническая психология.

 

Тема 5. Этнический мир человека как предмет этнопсихологии Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии

1. Этническая идентичность личности

2. Детерминанты этнического поведения

3. Этнические диспозиции

4. Этнические стереотипы

5. Этнические экспектации

6. Поведение этнической диаспоры


 

Тема 6. Межэтнические конфликты Литература: Платонов Ю.П.Основы этнической психологии

a) Природа межэтнических конфликтов

b) Детерминанты межэтнических конфликтов

c) Модальность межэтнических конфликтов

d) Типология межэтнических конфликтов

e) Способы разрешения межэтнических конфликтов

f) Специфика этнического терроризма

 

Тема 7. Этнопсихология семейных отношений

1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений

2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях

3. Психологическая помощь и применение диагностики в этнических семьях

 

Тема 8. Этнопсихологические проблемы в практике психологической работы

1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия

2. Психологическое консультирование в межнациональных отношениях

3. Методы изучения национально-психологических особенностей людей

 


ТЕМЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ТЕМА 1. Кросс-культурные особенности перцептивных процессов

Экспериментальная социальная психология на всем протяжении ее существования была ориентирована на познание закономерностей поведения, активированного преимущественно информационным воздействием, но при этом никак не учитывалась этнокультурная вариативность перцепции и трактовки испытуемыми экспериментальных ситуаций. Восполнить этот пробел взялась этнопсихология.

Исследования этнических особенностей перцептивных процессов. Эмпирические исследования перцептивных процессов начали проводиться еще в этнографических исследованиях. Первое полномасштабное кросс-культурное исследование было предпринято психологом и антропологом У.Риверсом (1864–1922) на островах пролива Торреса, а затем в Новой Гвинее и Южной Индии. Проверялась распространенная в то время гипотеза, что у "примитивных народов" сенсорные способности более развиты в ущерб развитию интеллектуальных способностей.

Исследования этнических особенностей интеллекта. Особая проблема в этнопсихологии возникла в связи с увлечением тестом IQ, который был создан для определения степени готовности французских детей к школе и ориентирован на возможности разрешения ребенком повседневных школьных проблем. Позже в США тест попытались применить к итальянским, венгерским и еврейским эмигрантам – в результате разразился политический скандал, так как все они по результатам тестирования были признаны умственно отсталыми. Споры о результатах тех исследований время от времени возобновляются.

Задание.

1. Подготовить сообщение об исследовании У. Риверса и других подобных исследованиях.

2. Подготовить сообщение об этнопсихологических исследованиях интеллекта.

3. Провести в группе обсуждение представленных в сообщениях тем.

ТЕМА 2. Элементы этнопсихологии общения

Между культурами существуют значительные различия в том, как используются средства коммуникации в межличностном общении. В некоторых культурах при общении люди ориентированы преимущественно на содержание общения, предпочтительно обращая внимание на то, что сказано, а не на то как, – это так называемые низкоконтекстные культуры (и в первую очередь американское общество и его ориентиры на smoll talk по типу "Как дела? – OK!"). В других культурах внимание в разговоре в большей степени направлено на собеседника, на обстоятельства общения, на интонацию – это высококонтекстные культуры (что свойственно восточным странам, а проявляется в нечеткости и расплывчатости речи, изобилии обходительных слов и фраз по типу "Я прекрасно понимаю ваше идущее от сердца предложение…"). Для нас наибольший интерес представляют межкультурные различия в отношении к соответствию и контексту общения (как вербального, так и невербального).

Национальные различия в невербальной коммуникации. Чем больше в культуре проявляется зависимость общения от ситуации, тем большее внимание уделяется невербальному поведению – мимике, жестам, прикосновениям, контакту глаз, пространственно-временной организации общения; в некоторых культурах даже молчание не рассматривается как вакуум общения. При этом в каждом этносе существуют свои правила и свои особенности невербального поведения. По характеру проявления чувств в невербальном общении этносы делятся на раскрепощенные и сдержанные; особенно интересны этнопсихологам случаи табуирования (полного запрета) на специфическое невербальное самовыражение и случаи маскировки (сокрытия или замены) невербального выражения.

Задание. 1. Подготовить сообщение об известных этноориентированных исследованиях невербального общения. 2. Провести в группе обсуждение наиболее распространенных привычек невербального общения; сделать обоснованные выводы.

Этнопсихолингвистика. Особым качеством высококонтекстных культур считается языковая специфика – их лексика наполнена большим количеством задушевных слов-обращений, много слов связано с описанием состояний, большое число эмоциональных глаголов. И поскольку тесная связь между жизнью общества и лексикой языка, на котором оно говорит, считается доказанной, то изучение лексики может многое рассказать о ментальных особенностях народов.

Задание. Подготовить сообщение о ментальной специфике русского языка.

Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Особое значение в социальной перцепции имеют навыки восприятия, познания и на этом основании приписывание тех или иных причин, объясняющих человеческое поведение. Эти навыки также несомненно этнокультурно вариативны.

Задание. 1. Подготовить сообщение об исследовании процессов каузальной атрибуции в этнопсихологии. 2. Провести тематическое обсуждение этноспецифических проблем, связанных со стереотипным восприятием того или иного народа, с привлечением особенно ярких примеров каузального атрибутирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...