Часть 3. Марионетки тайного ордена
Часть 3. МАРИОНЕТКИ ТАЙНОГО ОРДЕНА
Ураган, пауки, женщины
Я шел по Клируотеру, маленькому городку во Флориде, направляясь к штаб-квартире Церкви Сайентологии, основанной полвека назад писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом. Мне нужно было уладить небольшую конфликтную ситуацию и, возможно, договориться о сотрудничестве в совместных исследованиях. Тщетно я пытался плотнее закутаться в плащ — ветер рвал его в разные стороны и хлестал меня холодными струями дождя. Очередной ураган с нежным женским именем продолжал свое движение по Восточному побережью. «Сколько же энергии требуется, чтобы перемещать гигантские массы воздуха с такой скоростью! — подумалось мне. — Что если все это делается какой-то высшей силой ради неизвестной человеку, а может быть, даже мелкой, незначительной или нелепой с точки зрения человека цели? » Внезапный порыв ветра парусом раздул полы моего плаща, и я чуть было не взлетел, нелепо растопырив руки и ноги, словно это могло помочь мне удержаться на земле. Невольно пришел в голову образ паучка, странствующего на своей паутинке в воздушных потоках по белу свету. Паучок... В старом доме-развалюхе на окраине Сан-Диего, где я провел детство, в ванной комнате жили пауки. Какая-то некрупная и невредная разновидность. Да и что там было делать крупным и вредным? Авиаторами и путешественниками наши жильцы тоже не были — их мир ограничивался одной комнатой, точнее, темным сырым пространством под большой металлической ванной. Питались они, вероятно, случайно залетавшими туда плодовыми мушками или еще чем-то, не знаю... Не знаю почему но отец запрещал убивать пауков. Тараканов, мух, саранчу — пожалуйста, а пауков и пчел — нет. Ну с пчелами еще понятно — они если не «убийцы»[37], то существа полезные и трудолюбивые. К тому же представители определенного социума-государства. Я имею в виду улей. Кто его знает — может, в случае убийства возникнут дипломатические осложнения и даже начнутся военные действия. А пауки... Они, конечно, ловят мух, но их вклад в это дело несопоставим с массовым геноцидом, организуемым в отношении мушиного рода родом человеческим.
По-моему, отец говорил, что это дурная примета, хотя в остальном вроде бы не был суеверным человеком. И я к этому привык, как привыкает человек ко множеству правил и запретов, выполняя их автоматически, не задумываясь. Проблема была только в том, что глупые пауки время от времени падали в ванну и уже не могли выбраться оттуда самостоятельно, не в силах преодолеть гигантские (для них, разумеется) отвесные белые стены. Срывались и падали обратно на дно — сверкающую белизной изнанку их темного пыльного «неба». И вот собираешься порой принять ванну — а там сидит восьминогий бедолага. Что же, берешь большую поролоновую губку (не руками же к нему прикасаться! ) и начинаешь гонять паука по ванне, пытаясь вытолкнуть за край или подцепить на губку так, чтобы стряхнуть его с нее уже за пределами ловушки. А после, чтобы избавиться от ощущения неприятного контакта, умываешь руки. Вот так и спасаешь абсолютно чуждых тебе существ со смешанным чувством брезгливости и наработанного привычкой сострадания. Хотя кто знает — может, после такого стресса у паука случался инфаркт, и гуманнее было бы убить его сразу?.. В этот момент мои малоприятные воспоминания из далекого детства прервало чье-то тело, внезапно вылетевшее — или, точнее сказать, выпорхнувшее на крыльях, подаренных ветром, из-за поворота улицы. Оно сбило меня с ног, и, путаясь в моем плаще, мы несколько метров катились по тротуару. Когда наши тела наконец сумели разъединиться и, чертыхаясь, подняться на ноги, передо мной предстала несколько помятая и взъерошенная, но от этого не менее очаровательная стройная молодая женщина. Поправив темные волосы и отряхнув пыль со светло-бежевого костюма[38], она взглянула на меня с легкой улыбкой и протянула руку.
— Вы не очень-то устойчивы! Джейн Симмонс, доктор психологии. Я не нашелся, что ответить. Да и кто угодно потерялся бы в такой ситуации. Поэтому я просто пожал протянутую руку и тоже представился: — Алекс Гонсалес, доктор бессмертия. Джейн посмотрела на меня без тени смущения или насмешки, во взгляде ее читались внимание и доброжелательность. Она поправила воротник блузки — и тут мое внимание привлек стандартный пластиковый прямоугольник с ее фотографией и надписью: «Участник конференции по Трансгуманизму». Серая тень, присутствие которой я уже давно ощущал, промелькнула на периферии зрения и унеслась вниз по улице, еле различимая в вихре поднятой ветром пыли.
Прощай, человек! Здравствуй... Боже, что это?..
Термин «трансгуманизм» впервые был предложен в 1957 г. английским биологом и философом, основателем и первым президентом ЮНЕСКО Джулианом Хаксли (1887-1975), братом знаменитого писателя и исследователя психоделического опыта Олдоса Хаксли. Вот отрывок из книги Джулиана Хаксли «Новые бутылки для нового вина» (1957 г. ): «Мы начинаем понимать, что даже самые счастливые люди живут много ниже своих возможностей и что большинство людей развивают не более ничтожной доли своей потенциальной умственной и духовной мощи. Человечество в действительности окружено обширной областью нереализованных возможностей, требующих изучения. Человек как вид может превзойти себя — не просто спорадически, один индивид каким-то образом здесь, другой индивид другим путем там, но именно как человечество в целом. Если нужно назвать новую цель, то, может быть, подойдет слово «трансгуманизм»: человек останется человеком, но возвысится над собой, реализуя новые возможности своей человеческой природы ради самой этой природы. Я верю в трансгуманизм: если однажды появится достаточно много людей, способных устремиться к нему, человеческий вид окажется на пороге нового образа жизни, столь же отличного от нашего, как наш — от образа жизни синантропа. Человек наконец станет сознательно осуществлять свое истинное назначение».
В приведенных словах Д. Хаксли хорошо видны основные противоречия трансгуманизма. Впрочем, не меньше противоречий и в самом понятии «человек». Один безмозглый политик в своей предвыборной речи произнес как-то великолепную фразу видимо, желая угодить как можно большему количеству избирателей: «Да здравствует человек — венец Творения и вершина эволюции! » Вероятно, он и сам не понял до конца глубины своей мысли. Так вот, трансгуманисты не согласны с ним по обоим пунктам. Для них человек в его современном виде — переходная ступень. Но переход к чему имеется в виду и каким образом он осуществится? Здесь трансгуманизм разделяется на множество течений. Правда, большая часть трансгуманистов считает, что будущее человека и то, каким он станет, определяет научно-технический прогресс. Они весьма скептично и с чувством превосходства относятся к эволюционным духовным традициям. Ник Востром, ученый из Оксфорда, один из столпов современного трансгуманизма, пишет: «До трансгуманизма единственной надеждой избежать смерти была реинкарнация или воскрешение в другом мире. Люди, видевшие, что подобные религиозные доктрины являются плодом человеческого воображения, не имели иной альтернативы, кроме как признать неизбежность смерти». Интересно было бы узнать, что это за «люди» и каким образом они «видели» несуществование загробного мира и реинкарнаций. Они могли сомневаться, такая перспектива могла их не устраивать, но отрицать какое-то явление с порога — это очень «научно»! При этом индийская йога, даосские практики, буддийские медитации, шаманские трансформации и множество других практик, способных изменять человека, причем изменять значительно радикальнее, чем могут себе представить трансгуманисты-технари, — все это вообще остается за рамками рассмотрения. Даже то, что древние традиции вызывают все больший интерес у квантовых физиков, приводит лишь к тому, что и самих физиков самодовольно-тупое «научное» большинство трансгуманистов все чаще относит к разряду фантазеров и игнорирует их высказывания. Им не понять, что отсутствие экспериментальных подтверждений способностей восточных мистиков и магов, отсутствие «чудес» там, где эти чудеса должны проявляться со всей очевидностью, уже само по себе является чудом. Именно этому необъяснимому чуду следует уделить самое пристальное внимание. Увы, стадо есть стадо — состоит ли оно из баранов или из «ученых».
Трансгуманизм давно привлекал мое внимание, но Джейн указала на то, что ранее упускалось мною из рассмотрения: современный трансгуманизм напрямую происходит из русского космизма. Точнее, из идей Николая Федорова и Константина Циолковского. А вопрос достижения бессмертия для трансгуманистов — один из ключевых вопросов сегодняшнего дня. Джейн не была приверженцем трансгуманизма. Она подходила к нему с меркой исследователя состояний человеческого сознания. Меня же больше всего интересовало то, как трансгуманисты видят ближайшее будущее, чего ожидают они от него и чего можно ожидать от них. По мнению трансгуманистов, фанатично боготворящих научно-технический прогресс, человечество вот-вот подойдет к особой точке своего развития и чудесным образом преобразится, превратившись в сверхчеловечество. К этому новому этапу ведут несколько путей. Например, создание в скором времени искусственного разума. Нанотехнология[39] покроет Землю армиями микророботов для полного контроля над процессами в наших телах и сознании, а также для производства буквально всего из всего. С помощью перестройки и фармакологической стимуляции центров удовольствия в мозгу люди станут испытывать небывалые и неограниченные по интенсивности эмоции, бесконечное счастье и т. д. Манипуляции человеком достигнут невиданных масштабов. В последние годы идеология трансгуманизма с огромной скоростью распространяется по всему миру. Уже существует несколько международных трансгуманистических организаций. Крупнейшими являются Институт Экстропии[40] и Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация. Ими публикуются журналы и организуются конференции по вопросам трансгуманизма. В США практически в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы. Растущий объем материалов о трансгуманизме переполняет Интернет. Трансгуманисты придерживаются широкого спектра политических взглядов (среди представителей течения есть либералы, социальные демократы, либертарианцы, зеленые и т. д. ), а некоторые из них полагают, что могут оставаться аполитичными. Но абсолютное большинство трансгуманистов, независимо от убеждений и заблуждений, часто вопреки своим убеждениям, содействует скорейшему приходу тоталитарного режима планетарного масштаба. Подробнее об этом позднее.
Совсем недавно одним из столпов трансгуманизма была крионика, начало которой положил Роберт Эттингер, опубликовавший в 1964 г. книгу «Перспектива бессмертия». В ней он доказывал, что поскольку медицинская технология постоянно развивается, а химическая активность прекращается при достаточно низких температурах, является разумным и возможным заморозить пациента сегодня и сохранить его до того момента, когда технология разовьется достаточно, чтобы исправить повреждения от замораживания и вылечить заболевание. А в 1972 г. Эттингер опубликовал работу «От человека к сверхчеловеку», где говорил уже об улучшении человеческого организма. Но крионика хороша не только для лечения и долголетия — что может быть лучше замороженного политического оппонента, бунтаря, революционера, инакомыслящего? Он и не мертв, и абсолютно безопасен. Трансгуманисты считают себя «транслюдьми», то есть «переходными людьми». Но трансчеловек — всего лишь шаг на пути к постчеловеку. На этапе трансчеловека происходит замена живых органов и частей тела электронными имплантатами, приветствуется бесполость и искусственное размножение, происходит симбиоз с искусственным разумом. Транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или самыми сведущими в технологии людьми, не обязаны осознавать свою «связующую роль в эволюции». Достаточно бездумно следовать моде, плыть по течению не сопротивляясь и становиться все в большей степени придатком телевизора, компьютера, мобильника, всевозможных гаджетов и прочих интерактивных ретрансляторов масс-культуры. В философском арсенале трансгуманизма на сегодня присутствует лишь убогая натурфилософия. Поэтому трансгуманисты в плане изучения и вмешательства в этот мир предпочитают полагаться на «рациональные» методы, в особенности на научный метод. Причем под «научным методом» понимается ушедший в далекое прошлое ньютоновский, механистичный подход, опирающийся на мертвую черно-белую логику. Не желая прикладывать усилий к пониманию феномена человека, трансгуманисты движутся в направлении наименьшего сопротивления, как раз туда, куда им и предназначено — к постчеловеку. Так что же такое постчеловек? Это не просто потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Это нечто, по признанию самих трансгуманистов, полностью выходящее за рамки человеческого понимания. Многие трансгуманисты хотят стать постлюдьми. Постлюди могут, по их мнению, оказаться полностью искусственными созданиями, основанными на искусственном интеллекте, или результатом большого числа изменений и «улучшений» биологии человека, точнее, трансчеловека. Некоторые будущие постлюди готовы даже отказаться от собственного тела и жить в качестве информационных структур в гигантских сверхбыстрых компьютерных сетях. Можно было бы еще долго рассматривать различные упования трансгуманизма. Та его часть, которая посвящена вопросам бессмертия, например, носит название иммортологии[41] (иммортализма, иммортизма). В ней подробно разбираются как проблемы продления жизни (крионика, нанотехнологии, шире — биотехнологии и пр. ), борьбы со старением (геронтологии), так и альтернативные способы существования — киборгизация, использование клонов, загрузка сознания в компьютер и т. д. Иммортисты уповают на генную инженерию, практические работы с геномом человека, стволовые клетки, белковые биорегуляторы и пр. Обо всем этом сейчас немало пишут, а к тому времени, когда выйдет книга, приведенные в ней данные уже устареют, поэтому чуть дальше мы остановимся только на самых принципиальных моментах иммортистских технологий, связанных с ними иллюзиях и реальных угрозах. Трансгуманистическое движение — это реальность, мимо которой нам уже не пройти. Я и не собираюсь проходить мимо. Но это механика явная, борьба с которой выливается в бессмысленную трату времени и сил. Есть еще тайная механика. О ней и пойдет речь. Да, вкупе и даже по отдельности методы трансгуманистов-иммортистов способны сделать жизнь человека неопределенно долгой. И в общем, как ни странно, совершенно не важно, какой из методов или совокупность каких методов к этому приведет. Гораздо важнее понять, почему это происходит и в очень скором времени окончательно осуществится. Почему массовое бессмертие неотвратимо для большинства людей. Достигнув ясности в этом, мы перейдем к главным вопросам: как избежать того, что нам так активно навязывают, и что означает бессмертие индивидуальное, для которого, собственно, человек и предназначен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|