Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика работы

Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения.

Вихров, Д. Г.

Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Переход страны к рыночной экономике и отказ государства от монополии в экономической сфере объективно потребовали коренного реформирования государственной системы социального обеспечения путем внедрения в нее страховых начал. Прежде всего это касается пенсионного обеспечения тех, кто занят в общественном производстве. Внедрение принципов обязательного социального страхования не может произойти одномоментно, в связи с чем пенсионная система России на протяжении последних нескольких лет претерпевает серьезные преобразования.

Одним из необходимых элементов страховых пенсионных систем является страховой стаж, поскольку именно с ним связано не только право на получение пенсии в порядке обязательного пенсионного страхования, но и определение ее размера. Поэтому актуальность проблемы страхового стажа на современном этапе во многом обусловлена актуальностью завершения в России пенсионной реформы.

Реформирование пенсионной системы осуществляется с начала 90-х годов, когда был принят Закон РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Закон задумывался как страховой с собственной, обособленной от государственного бюджета, финансовой основой - Пенсионным фондом. Однако закон недолго оставался страховым. С 1993 года в него стали вносить поправки, изменившие его суть.

В системном плане реформы начали осмысливаться и проводиться с 1995 года, когда Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения».

Долгие дебаты и согласования на правительственном уровне вылились в появление «Программы пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством 20 мая 1998 года, которая впоследствии претерпела существенные изменения.

В целях реализации основных положений Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения был принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», который впервые дал легальное определение «страхового стажа» как самостоятельной правовой категории.

В связи с принятием 12 июля 1997 года Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», в механизм исчисления пенсий в рамках общей пенсионной системы введены новые элементы - индивидуальный коэффициент пенсионера и страховой стаж.

Таким образом, страховому стажу в будущей пенсионной системе отводится важнейшая роль. Именно страховой стаж будет иметь решающее значение при установлении пенсии и определении ее размера.

Однако реализация пенсионной реформы в сложившихся экономических условиях сталкивается с серьезными затруднениями.

Сложным, противоречивым и вызывающим массу споров остается механизм исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, их индексации, поскольку в нем немало явных пробелов.

Введя в пенсионную систему ранее неизвестный ей новый институт страхового стажа, законодатель оставил нерешенными ряд острых проблем. Одной из них является проблема, связанная с понятием страхового стажа и его содержанием, в связи с неоднозначностью определений, данных в различных законодательных актах.

Для обеспечения эффективности государственной политики в области пенсионного обеспечения, необходим ее научный анализ, позволяющий выработать конкретные рекомендации и предложения для их последующего нормативного закрепления и, в частности, по такой проблеме, как понятие, содержание и юридическое значение страхового стажа.

Процесс формирования федеральной системы социального обеспечения пока не завершился. В настоящее время есть основания говорить о юридическом значении страхового стажа пока лишь в одном из элементов национальной системы социального обеспечения - пенсионной системе.

В то же время, Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти». В нем предусмотрено, что и размер пособия по временной нетрудоспособности будет определяться в будущем с учетом страхового стажа, а не непрерывного, как это установлено действующим законодательством, т.е. с учетом периода, в течение которого за данного работника уплачивались страховые платежи в Фонд обязательного социального страхования.

Таким образом, страховой стаж постепенно выходит за рамки пенсионной системы и приобретает все большее значение в целом на уровне национальной системы социального обеспечения, что также обусловило актуальность выбранной темы.

Вопросы правового регулирования трудового стажа анализировались в советской литературе в основном в рамках науки трудового права (Александров Н.Г., Гинцбург Л.Я. и др.).

В праве социального обеспечения проблема трудового стажа достаточно исследовалась в теоретических работах Андреева B.C., Бодерсковой Н.Н., Тучковой Э.Г. и других ученых.

Однако в условиях реформирования всей системы социального обеспечения и одного из важнейших ее элементов - системы пенсионного обеспечения вопрос о качественно новой правовой категории права социального обеспечения России - страховом стаже - в отечественной юридической литературе не был объектом научного исследования.

Все это обусловило выбор данной темы и определило ее актуальность.

Цель и задачи исследования. Учитывая широту предмета исследования, неодинаковую степень разработанности правовых проблем в области пенсионного обеспечения, а также обилие нормативного материала, круг исследованных вопросов в диссертации ограничивается наиболее важными, по мнению диссертанта, и представляющими наибольшую практическую и теоретическую значимость для формирования системы социального обеспечения в целом и пенсионного обеспечения в частности. При этом, комплексно анализируя вопросы пенсионной реформы, диссертант акцентирует внимание в основном на тех отношениях, которые входят в предмет регулирования права социального обеспечения.

Целью настоящего исследования является анализ становления в системе права социального обеспечения как отрасли права и как науки такой новой правовой категории, как страховой стаж и связанных с этим правовых последствий для системы социального обеспечения России. На основе этого анализа выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения.

Основными задачами исследования являлись:

- определение трудового стажа как одного из важнейших элементов страховых начал в системе социального обеспечения, а также анализ и определение значения института трудового стажа на современном этапе в связи с проводимой пенсионной реформой;

- исследование страховых пенсионных систем в историческом аспекте и выявление в них роли страхового стажа;

- анализ страхового стажа как юридического факта в правоотношениях по социальному обеспечению;

- определение места страхового стажа и его видов в системе отрасли и науки права социального обеспечения России;

- разработка критериев классификации страхового стажа на виды;

- обоснование необходимости расширения содержания страхового стажа посредством включения в него иных периодов, не связанных с уплатой страховых взносов;

- исследование правил исчисления и видов доказательств страхового стажа;

- анализ используемых форм документов для ведения персонифицированного учета;

- выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования страхового стажа.

Методологическую основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации, норм и принципов международного права в области прав и свобод человека, положения общей теории права, трудового права, права социального обеспечения, общие и частно-научные методы исследования.

Теоретической основой настоящего диссертационного исследования послужили труды российских ученых-экономистов, социологов, исследования в области общей теории права, трудового права и права социального обеспечения (Александрова Н.Г., Андреева B.C., Алексеева С.С., Астрахана Е.И., Ачаркана В.А., Азаровой Е.Г., Батыгина К.С., Бодерсковой Н.Н., Безуглой Л.Я., Вагнера А., Гинцбурга Л.Я., Гусова К.Н., Дурденевского В., Забелина Л.В., Захарова М.Л., Зачинского Л.А., Иванкиной Т.В., Ивановой Р.И., К.А. Комаровского, Мачульской Е.Е., Мироновой Т.К., Покровского И.А., Полупанова М.И., Роика В.Д., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и др.).

Эмпирическую базу исследования составили: нормы международных актов, законодательство Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения, деятельность Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации основных направлений пенсионной реформы.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что она представляет собой первое комплексное монографическое исследование качественно новой категории права социального обеспечения России - страхового стажа в рамках проводимой в настоящее время пенсионной реформы.

Наиболее существенные положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих выводах, выносимых на защиту:

1. Формирование на современном этапе в системе права социального обеспечения нового института - института страхового стажа.

2. Страховой стаж является самостоятельным юридическим фактом в правоотношениях по социальному обеспечению и важнейшим элементом страховой пенсионной системы России.

3. По мере завершения формирования в России системы социального страхования правовые последствия в материальном обеспечении работающих будут связаны только со страховым стажем.

4. Страховой стаж на современном этапе является разновидностью трудового стажа и должен быть включен в классификацию видов трудового стажа.

5. Классификация страхового стажа позволяет выделить следующие его виды: 1) общий страховой стаж; 2) специальный страховой стаж; 3) непрерывный страховой стаж.

6. Понятие страхового стажа по обязательному пенсионному страхованию необходимо связывать с периодами работы, в течение которых страхователь обязан был уплачивать страховые платежи за данное лицо, или иной деятельности, предусмотренной законом.

7. Содержание страхового стажа по обязательному пенсионному страхованию должно включать и некоторые нестраховые периоды, признаваемые законодателем социально значимыми.

8. На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений по социальному обеспечению, основанием возникновения которых служит такой юридический факт, как страховой стаж.

Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные в результате диссертационного исследования научные результаты, выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства, регулирующего пенсионные отношения, иные отношения по социальному обеспечению, в правоприменительной деятельности, а также в науке права социального обеспечения и в учебном процессе по курсу «Право социального обеспечения России», возможно их использование в лекциях, при проведении практических занятий, при выполнении дипломных сочинений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования изложены в опубликованных работах, докладывались на заседаниях кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных актов.

Содержание работы

Во введении автором обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, анализируется уровень ее научной разработки, определяются цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, теоретические и методологические основы работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая - «Формирование и становление института трудового стажа в системе права социального обеспечения» - включает в себя четыре параграфа и посвящена исследованию вопросов, имеющих важное значение для последующего раскрытия темы.

По мнению диссертанта становление и развитие института трудового (страхового) стажа необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием систем социального обеспечения вообще.

В первом параграфе проводится исследование трудового стажа, как одного из элементов страховых систем в социальном обеспечении. Автор обращается к историческому анализу возникновения и формирования системы государственного социального страхования, так как с развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.

Сущность страховых пенсионных систем заключается в солидарности всех застрахованных и всех работодателей. Каждый работающий по найму подлежит обязательному социальному страхованию. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. особо закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Делается вывод, что с возникновением такого вида страхового обеспечения как пенсионное неразрывно связано и появление института трудового (страхового) стажа. Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.

На основе проведенного анализа диссертант приходит к выводу, что в основу современной пенсионной реформы должны быть положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны социальной сфере. И сегодня, на взгляд автора, фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы должны стать именно страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Во втором параграфе проводится анализ правового регулирования трудового стажа в процессе формирования советской государственной системы социального обеспечения. Изучению трудового стажа как правовой категории уделяется достаточно много внимания на страницах юридической литературы. Однако вопросы, касающиеся правового регулирования трудового стажа рабочих и служащих, колхозников и других категорий трудящихся, были объектом анализа в основном советских ученых и затрагивали советский период развития нашего государства.

По мнению автора, изменение экономических условий жизни нашего общества требует научного анализа института трудового стажа с новых позиций.

Рассматривая принятые с начала XX столетия нормативные правовые акты, закрепляющие в той или иной степени систему социального обеспечения России, автор приходит к выводу, что суть государственного социального страхования, которое базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению. Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования. Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.

Несмотря на общую положительную роль пенсионной системы, существовавшей в бывшем СССР, автор отмечает, что по сути своей это была система государственных пенсий, хотя в течение многих лет гражданам навязывался постулат о том, что это государственное социальное страхование, которое осуществляется, якобы, за счет государства. Основная доля того, что создавалось трудом работающих, изымалась, поскольку трудящиеся были освобождены от уплаты страховых взносов из личных трудовых доходов. «Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание».

В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ознаменовавший новый этап развития социального обеспечения, явился по сути первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения.

К сожалению, идею регулирования пенсионного обеспечения на основе норм единого пенсионного закона не удалось осуществить. Причиной стала последующая декодификация пенсионного законодательства и формирование привилегированной системы пенсионного обеспечения, которая начала оформляться с принятием 12 февраля 1993 г. еще одного закона - «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

По мнению автора, сегодня в России функционирует по сути две пенсионные системы: общая, охватывающая основную массу трудящихся, выплата пенсий которым производится за счет средств Пенсионного фонда и в соответствии с общим трудовым стажем, который в будущем трансформируется в страховой стаж, и привилегированная, гарантирующая пенсионное обеспечение служащих армии, милиции, прокуратуры, таможенной службы, налоговой полиции, судей, государственных чиновников, пенсии которым выплачиваются за счет бюджетных средств. Причем пенсия в последнем случае в 5-10 раз выше. Все это нельзя расценивать иначе, как отказ от страховых начал в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников.

В диссертации отмечается, что законодатель не собирается ничего исправлять в этом направлении. 13 июля 2001 г. Государственная Дума узаконила президентскую концепцию пенсионной реформы, приняв в первом чтении три законопроекта. Среди них проекты Федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Последний законопроект предусматривает пенсионное обеспечение за счет средств федерального бюджета определенной категории граждан, относящиеся к номенклатуре, причем в существенно больших размерах по сравнению с пенсиями, предусмотренными проектом Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в порядке обязательного пенсионного страхования.

Тем самым нарушается ст. 19 Конституции России, гарантирующая равенство прав, в том числе независимо и от должностного положения человека.

Таким образом, предусматривается законодательное закрепление двух систем пенсионного обеспечения: страховой и нестраховой, финансируемой из государственного бюджета. Последняя система есть не что иное, как ныне существующая привилегированная система.

В связи с изложенным, автор вносит предложение разработать в ближайшее время два кодификационных пенсионных закона, предусматривающих разграничение условий и норм предоставления соответствующих видов пенсий. В законе о нестраховом пенсионном обеспечении должны содержаться нормы об обеспечении пенсиями только тех, кто действительно не подлежит социальному страхованию.

Второй закон должен регулировать отношения по пенсионному обеспечению граждан страховыми пенсиями.

В рамках пенсионной системы решались и продолжают решаться многие несвойственные страховому пенсионному обеспечению задачи: привлечение работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера (путем снижения общеустановленного пенсионного возраста), введение пенсий за выслугу лет. Это продолжает приводить к отсутствию адекватности уровня пенсионного обеспечения с уровнем страховых платежей по данному виду обязательного социального страхования. В связи с чем все более очевидной становится необходимость углубления дифференциации в самом механизме обязательного социального страхования и введение наряду с общим пенсионным страхованием профессионального отраслевого пенсионного страхования. Следствием такого решения проблемы станет формирование наряду с общим страховым стажем также и специального страхового стажа.

В третьем параграфе исследуется понятие, юридическая природа и классификация трудового стажа.

Вопросы правового регулирования трудового стажа рабочих и служащих и лиц, к ним приравненных, анализировались в советской юридической литературе в основном в рамках науки советского трудового права, а вопросы трудового стажа членов колхозов рассматривались либо в рамках колхозного права, либо попутно в связи с исследованием тех или иных проблем социального обеспечения колхозников. Поэтому предметом исследования большинства работ, посвященных трудовому стажу, являлись нормы трудового права, регулировавшие трудовой стаж работников.

Впервые понятие трудового стажа, преодолевающее ограниченность этой правовой категории рамками трудового права, в общем виде сформулировано B.C. Андреевым, который определил трудовой стаж как «продолжительность оплачиваемой общественно-полезной деятельности гражданина в социалистическом общественном производстве, в сфере государственного, общественного или социально-культурного строительства».[2] Это определение, на взгляд автора, являлось одним из самых точных на тот период.

Автор анализирует определения трудового стажа, данные в разное время такими учеными, как Александров Н.Г., Андреев B.C., Бодерскова Н.Н., Безуглая Л.Я., Гинцбург Л.Я. и другие.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внес некоторые коррективы в определение понятия трудового стажа, поскольку в трудовой стаж стали включаться и иные периоды, которые раньше не учитывались.

С учетом этого наиболее точное определение трудового стажа на сегодняшний день, по мнению автора, дает Э.Г. Тучкова - это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно-полезной деятельности либо других периодов, указанных в законе, независимо от того, где и когда они протекали и имелись ли в них перерывы, с которыми связаны определенные правовые последствия.

Автор придерживается наиболее распространенной в юридической литературе классификации трудового стажа на виды - деление его в зависимости от юридического значения на общий, непрерывный и специальный. Для более глубокого осмысления значения и содержания каждого из его видов в диссертации дан детальный научный анализ указанных выше традиционных видов трудового стажа. В диссертации исследуются и иные обоснованные в науке классификации.

С принятием 1 апреля 1996 г. Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» классификация трудового стажа дополнена новым видом стажа. В первой статье этого закона содержится определение страхового стажа. Страховой стаж застрахованного лица - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

В основу пенсионного обеспечения в порядке обязательного пенсионного страхования положена уже не любая работа и общественно-полезная деятельность, а только та, в период которой уплачивались страховые платежи. Таким образом, трудовой стаж приобретает иное содержание. В него не могу включаться какие-либо иные периоды общественно-полезной деятельности, в течение которых за данное лицо не уплачиваются страховые взносы.

Следовательно, содержание трудового стажа, закрепленное в Законе РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» оказалось значительно шире собственно страхового стажа.

В связи с изложенным, диссертант делает следующий вывод.

Появление легального определения страхового стажа в действующем законодательстве, а также те правовые последствия, которые влечет появление такого элемента в системе социального обеспечения, позволяют с уверенностью говорить о том, что традиционная классификация видов трудового стажа, существующая в науке права социального обеспечения, дополнена новым видом трудового стажа - страховым. В связи с переходом к назначению страховых пенсий в рамках системы персонифицированного учета, институт общего трудового стажа, по всей видимости, утратит свое юридическое значение в ныне существующем виде.

В четвертом параграфе автор анализирует обстоятельства, позволяющие утверждать об усилении на современном этапе страховых начал в социальном обеспечении стран членов СНГ и России, а также о возрождении страхового стажа как элемента страховой системы социального обеспечения.

Важнейшей тенденцией, с учетом которой должна осуществляться пенсионная реформа, является интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике. Это потребует сближения пенсионного законодательства Российской Федерации с пенсионным законодательством других стран и, в первую очередь европейских, которые, хотя и установили высокие стандарты в этой области, однако имеют весьма рациональные пенсионные системы. Понятие страхового стажа не является новым для зарубежного законодательства.

С учетом изложенного, в диссертации исследуются пенсионные реформы стран СНГ и Балтии, включая трансформацию институтов страхового стажа, который занимает одно из ключевых мест в пенсионных системах стран ближнего зарубежья.

Автор также проводит анализ целого ряда Конвенций и Рекомендаций Международной Организации Труда, содержащих нормы как общего характера, так и по отдельным видам социального обеспечения. К нормативным актам общего характера можно отнести, в частности, Конвенцию МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102), Конвенцию МОТ 1962 г. о равноправии в области социального обеспечения (№ 118), Конвенцию МОТ 1982 г. о сохранении прав в области социального обеспечения (№ 157). Нормативные акты по отдельным видам социального обеспечения касаются медицинского обслуживания и пособий по болезни, пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий в случае производственного травматизма и профессиональных заболеваний и др.

Россией ратифицирован ряд Конвенций, относящихся к сфере социального обеспечения. Это Конвенция МОТ № 103 об охране материнства, Конвенция МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Конвенция о правах ребенка.

Пенсионному обеспечению посвящена Конвенция МОТ № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца.

Подводя итог сопоставлений наиболее важных положений Конвенции, посвященных трудовому (страховому) стажу с соответствующими положениями российского законодательства, автор приходит к выводу, что не так уж много вопросов, по которым есть различия, могущие затруднить ее ратификацию.

Существенной по мнению автора остается проблема соответствия фактически получаемой гражданами социальной помощи в форме пенсий и пособий прожиточному минимуму. Конвенция МОТ № 128 закрепляет принцип, согласно которому общая сумма пособия и любых других средств получателя должна быть достаточной для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи получателя.

Однако решающим различием остается то, что Конвенция МОТ № 128 при определении права на соответствующий вид пенсии связывает его с наличием страхового стажа. Российское законодательство при назначении пенсии пользуется определением «трудовой стаж» в том объеме и содержании, которое предусмотрено Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Главным условием ратификации Конвенции № 128, на взгляд диссертанта, будет полный переход российской пенсионной системы на исчисление пенсий, определяемых с учетом страхового стажа.

Вторая глава «Понятие и виды страхового стажа» состоит из трех параграфов. В первом параграфе исследуются понятие и виды страхового стажа.

Как уже выше говорилось, Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» дополнил классификацию трудового стажа новым видом стажа - страховым, который определяется как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Впоследствии это понятие было изменено Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», в котором страховой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Это определение вообще не ставит страховой стаж в какую-либо зависимость от трудовой или иной деятельности. Таким образом, законодателя принципиально не интересует, работает гражданин или нет.

Субъектный состав пенсионного страхования становится чрезвычайно широким. Страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования может являться абсолютно любое лицо, изъявившее желание уплачивать страховые взносы за застрахованного, вне зависимости от наличия между ними каких-либо правоотношений. Это может привести к отсутствию стимулов в «зарабатывании» страхового стажа и, таким образом, девальвирует социальную значимость пенсионного страхования.

Кроме того, принцип обязательности пенсионного страхования оказывается несостоятельным в системе, когда обязанность уплаты страховых платежей возлагается только на работодателя, а не на застрахованных.

На взгляд автора, такое положение вещей вряд ли возможно в системе обязательного пенсионного страхования, так как оно приводит к произволу и отсутствию должных гарантий для застрахованного, связанных с уплатой страховых взносов.

В проекте Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» этот вопрос разрешается следующим образом. С одной стороны, законодатель дает исчерпывающий перечень лиц, которые могут выступать в качестве страхователя в сфере обязательного пенсионного страхования, а с другой, законопроект допускает также возможность застрахованных лиц добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с дополнительной уплатой в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, сверх взносов, уплаченных за них страхователем, и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы.

Согласно проекту граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо.

Таким образом, проект также не связывает уплату страховых взносов непосредственно с трудовой деятельностью застрахованного лица.

По мнению диссертанта, приведенные выше легальные определения страхового стажа нельзя признать универсальными и в связи с тем, что они исключают из своего содержания «нестраховые периоды», т.е. те периоды в жизни человека, в течение которых за данное лицо не уплачивались страховые взносы, но которые должны признаваться социально-значимыми и влекущими определенные правовые последствия.

Не решает эту проблему и определение страхового стажа, данное в проекте Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принятого 13 июля 2001 г. Государственной Думой в первом чтении. Указанный проект определяет страховой стаж как суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, учитываемую при определении права на трудовую пенсию.

По мнению автора указанное определение необходимо уточнить следующим образом: «Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых за данное лицо должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, и иной деятельности, учитываемой при определении права на трудовую пенсию, с учетом которой страховые взносы возмещались за счет средств федерального бюджета».

Исходя из этого, диссертант определяет страховой стаж как особый, четвертый вид трудового стажа, имеющий специфическое содержание и юридическую значимость.

Выше уже говорилось, что в науке права социального обеспечения трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный. Однако по мере завершения формирования в России системы обязательного социального страхования страховой стаж придет на смену общему трудовому стажу. После принятия Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» окончательно потеряет свое значение на федеральном уровне и непрерывный трудовой стаж.

В диссертации анализируется также значение на современном этапе специального трудового стажа и раскрывается его трансформация в специальный страховой стаж.

Пенсионное законодательство использует специальный трудовой стаж как механизм для пенсионного обеспечения достаточно широкого круга трудящихся, занятых определенной профессиональной деятельностью, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста.

Существование широкой сферы льготного пенсионного обеспечения увеличивает круг получателей пенсионных выплат и приводит к отвлечению на эти цели финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ, что неблагоприятно сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения.

На взгляд диссертанта, практика льготных пенсий является порочной: такие пенсии назначаются намного раньше (нередко на 15 лет). Очевидно, пенсионный режим должен быть одинаковым для всех. У всех должны быть одинаковые условия выхода на пенсию. Если же государство или работодатель хочет оплачивать своим работникам более ранний выход на пенсию, они должны делать это в рамках дополнительной профессиональной системы пенсионного страхования, которая должна базироваться на дополнительных страховых взносах, при этом основанием для определения права на такую пенсию и ее исчисления должен быть специальный страховой стаж.

По мнению автора, это новая разновидность страхового трудового стажа, которая, безусловно, имеет право на самостоятельное существование, и с которой в значительной степени связано будущее функционирование профессиональной пенсионной системы. Более того, дальнейшая реализация пенсионной реформы неминуемо приведет к тому, что современный специальный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...