Тема: Степени сравнения. Краткие и полные формы имени прилагательного.
Практическое занятие №3 Тема: Категория вида
1. Теоретическая часть: Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1) Неопределенная форма глагола 2) Статус элемента - ТЬ 3) Синтаксические функции инфинитива
2. Вид глагола а). Грамматическая природа категории вида; б). Вопрос о словоизменительном и несловоизменительном характере категории вида; в). Видовые корреляции. Перфективация. Имперфективация. г). Вид и Способы глагольного действия 2. Практическая часть: 1. Выполните упр. 464, 483 (письм.) из сб. упр. под ред. В.А. Белошапковой. Из упр. 483 № 483 - глаголы впишите в следующую таблицу:
2. Составьте парадигму одного из глаголов: решиться или решаться
Литература: 1. Совр.русск. язык. Под ред. В.А.Белошапковой. 2. Н.А.Шанский и др. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.2. 3. РГ. - М.: Наука, 1980.- Т.1.-С. 583-612; 613 4. Грамматика русского языка. - М.: Наука.- 1970. 5. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М.: 1971. – с.10-12. 6. Н.С.Авилова. Суффиксальная видовая пара как предмет грамматического исследования.// Русский язык. Вопросы его истории и совр.состояния. М.: 1978.-с.48-56 (ксерокопия в читальном зале ПГУ). 7.С.Карцевский Из книги “ Система русского глагола”. Вид.\\ Вопросы глагольного вида. Сб.М.: 1962.-с. 218-230. 8. И.К.Сазонова Русский глагол и его причастные формы. Толково- грамматический словарь. М.: Русский язык.1989. 9. В.В.Виноградов. Руский язык. Грамматическое учение о слове.- М.-, 1947.- с. 422, 428- 429.
10. Русский язык. Учебник для 5 кл. ср.шк.- М.: Просвещение, 1990.- параг. 94.- с. 244- 245. 11. В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. Изд.2 - М.: Просвещение, 1993. 12. М.Гиро-Вебер Вид и семантика русского глагола. \\ Вопросы языкознания.- 1990.- № 2.- с. 102-112. 13. Е.В.Падучева Семантика вида и точка отчёта \\ Известия АН. Серия “ Литература и язык”. 1986.-№ 5 14. А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин Русский глагол.- Л.-1967.- с. 11-29, 30-75. 15. И.Г.Милославский Морфологические категории совр.русского языка. М.: Просвещение. 1981.с.158-180.
Задание №4 Тема: Переходность - непереходность. Возвратность. Категория залога.
1. Теоретическая часть.
I. 1. Определите, как квалифицируется переходность-непереходность в РГ-80, вузовских и школьных учебниках. 2. Раскройте морфологические, синтаксические, лексико-синтаксические признаки переходности-непереходности. 3. Определите место переходности-непереходности, косвенной переходности
II. 1. Сопоставьте имеющиеся в вузовской учебной литературе классификации лексико-грамматических разрядов возвратных глаголов. 2. Определите возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов, и возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов.
III. 1. Приведите известные вам определения категории залога. 2. Определите морфологические, синтаксические, лексико-семантические признаки, лежащие в основе классификации залогов.
IV. 1. Охарактеризуйте материал по данной теме, имеющийся в школьных учебниках.
2. Практическая часть.
1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями по категории залога, изложенными в РГ-80.-параг. 1455-1472.-с. 615-619. Письменно ответьте на вопрос, имеют ли залог по 2-х, 3-х залоговой системе глаголы в безличной, неопределённо-личной, обобщённо-личной конструкциях? Аргументируйте свой ответ. 2. Выполните упр. 471(А,Б)- 1 часть из сб.В.А.Белошапковой. Определяя залог по 2-х и 3-х залоговой системе, укажите, разновидности возвратно-среднего залога.
3. Сравните следующие предложения: 1). Автор пишет аннотацию. Аннотация пишется автором; 2). Книги выдают в читальном зале. Книги выдаются.....; 3). Решили, что повесть нужно опубликовать.- Было решено, что повесть нужно опубликовать. Как меняется степень страдательности в трёхчленной, двухчленной, одночленной страдательной конструкциях?
Задание №2 Тема: Словоизменение глагола.
1. Теоретическая часть. Изучите следующие вопросы: I. Спряжение: 1. Определите понятия: “спряжение в широком и узком смысле”, «Форма глагола», “Парадигма глагола”. 2. Выделите группы глаголов с точки зрения особенностей их спряжения (в узком понимании); 3. Охарактеризуйте глаголы 1 и 2 спряжения. Отметьте особенности спряжения глаголов ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ПОЧТИТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ.
2. Основы глагола: 1. Дайте понятие “основы глагола”; 2. Отметьте, какие глагольные формы образуются от основы наст. времени и какие - от основы инфинитива. Особо выделите группы глаголов, образованных от основы прошедшего времени.
3. Классы глаголов: 1. Определите признаки, на основе которых выделяются глагольные классы; 2. Дайте понятие “продуктивных”и “непродуктивных” классов.
2. Практическая часть.
1. Составьте алгоритм определения спряжения по школьному учебнику для 5 кл.(каб.205) 2. Выполните упр. 466 (письм.), 467 (уст.), 468 (письм.) из сб.упр. В.А. Белошапковой. 3. Образуйте все возможные словоформы от следующих глаголов: БЕСЕДОВАТЬ, ПОБЕСЕДОВАТЬ, РАЗМЕЩАТЬ, РАЗМЕСТИТЬ
Образец: сообщать (перех., несов.) Сообщать сообщаiют (основа н.ф.) (основа н.ф.)
Сообщаiемый Сообщаi-я Сообщить (перех., сов.) Сообщить сообщат (основа н.ф.) (основа буд. вр.)
Сообщё-нного
Задание № 6 Тема: Категория наклонения. Категория времени. Категория лица. Безличные глаголы. I. Теоретическая часть: Подготовьте ответы на вопросы по теме:
А
Б
3. Охарактеризуйте прямое и переносное употребление форм времени. 4. Выявите взаимосвязь категории времени и вида, времени и наклонения.
В 1. Объясните, почему противопоставляются формы 1-го и 2-го лица формам 3-го лица. 2. Охарактеризуйте прямое и переносное употребление грамматических форм лица. 3. Расскажите о глаголах с неполной парадигмой грамматических форм лица, определите причины «недостаточности» форм лица. 4. Охарактеризуйте безличные глаголы, обратив внимание на степень безличности, производность глаголов, выражение ими морфологических категорий глагола, отнесенность к лексико-семантических типам.
Литература: 1. Н.М.Шанский. Совр.русский язык. В 3-х ч.-Ч.1.-М.: Высшая школа. 2. Совр.русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. 3. РГ-80.-М.:Наука, Т.1.-с. 618-626; 626-636; 636-640. 4. В.В.Виноградов. Русский язык: Грамматическое учение о слове.-М.:1947.-с.581,584,587-606,543-581,452-468.
Дополнительная литература: 1. А.В.Бондарко Вид и время русского глагола.-М.,1977.-с.64-176. 2. А.В.Бондарко,Л.Л.Буланин. Русский глагол.-Л.,1967.-с.120-134,135,148. 3. Функциональный анализ грамматических категорий. Межвуз. сб. науч. тр.-Л.-с.123-137,103-117. 4. А.Ф.Дружинина. О недостаточных глаголах в совр.рус.языке.\\ РЯШ.-1963.-№ 4.-с.78. 5. Л.К.Граудина, В.А.Ицкович Грамматическая правильность русской речи.М.,1976.-с.202-218.
Задание № Контрольная работа по теме “ Глагол”.
1. Повторите теоретический материал по теме, пересмотрите д\з, практические занятия по глаголу.
2. Сделайте полный морфологический разбор глаголов в тексте к упр. 510 из сб. упр. В.А. Белошапковой по схеме: I.
II.
Непост.: 1. Наклонение глагола; показатель наклонения, значение наклонения;
III. Парадигма спряжения глагола; IV. Функция в предложении
3. Принесите тетради для контрольных работ.
4. Подготовьтесь к диктанту.
Задание № Тема: Причастие. Деепричастие. I. Теоретическая часть. 1. Своеобразие причастий с т.зр. их лексико-грамматического значения морфологических, признаков и синтаксических свойств. Статус причастий в отечественном языкознании. 2. Классификация причастий. Отличие в значении действительных и страдательных причастий. 3. Категория времени у страдательных причастий и деепричастий. 4. Адъективация причастий. 5. Статус деепричастия. Значение, морфологические признаки и синтаксические свойства деепричастий. Литература:
2. Белошапкова В.А. Совр.русск. язык. 3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.-М.:1986. 4. Супрун А.Е. Части речи в русском языке.-М..1971. Практическая часть:
Делая упр. 519 (1) внимательно прочитайте часть Б, используйте словари.
Для тренировки используйте упр. 523, 527 из сб. упр. Белошапковой.
План разбора причастия: I. 1. Словоформа в тексте. 2.Часть речи. Категориальное значение. 3.Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тесте. 4. Глагол, от которого образовано причастие. Основа, от которой образовано причастие. Суффикс причастия. II. 1. Признаки глагола. - Вид, показатель вида. - Возвратность/невозвратность, функция и значение постфикса. - Переходность/непереходность, показатель. - Залог (по двум концепциям), класс, спряжение. 2. Признаки причастия. - Залог, показатель залога. - Время: абсолютное (морфологическое) – относительное. - Показатель времени. Полная (краткая форма, показатель формы), род, число, падеж (показатель). III. Парадигма склонения IV.Функция в тексте План разбора деепричастия в тексте: I.1. Словоформа в тексте. 2.Часть речи, категориальное значение. Вопрос к словоформе в тексте. 3.Глагол, от которого образовано деепричастие. Основа глагола, от которого образовано деепричастие. Суффикс деепричастия, постфикс – ся, если имеется. II.Признаки глагола: вид, показатель вида. Переходность/непереходность, показатель переходности/непереходности. Возвратность, показатель возвратности. Залог (по двум концепциям), класс, спряжение. Время. Значение времени. 2.Признаки наречия. III. Парадигма. IV. Функция в тексте.
Задание № (Практическое занятие)
Тема: Наречие.
1. Теоретическая часть: 1.Наречие как часть речи и его место в системе частей речи. Взаимодействие наречия с другими частями речи. 2. Классификация наречий. 3. Образование наречий.
II. Практическая часть: 1. Подготовьтесь к проверочной работе на правописание наречий по пособию Кайдаловой, Калининой “Совр. русская орфография”. 2. Выполните упр.528, 532, 536 из сб. упр. В.А.Белошапковой 3. Выполните полный морфологический разбор 1 наречия по схемам из упр. 528 (№11-13).
План анализа наречий: 1.1. Словоформа в тексте. 2. Часть речи. Категориальное значение. Вопрос к словоформе в тексте. 3. Начальная форма.
2.1. Разряд и подразряд по значению. 2. Образование в синхронном и диахронном плане. 3. Степень сравнения. Показатель степени сравнения. Значение. 4. Форма субъективной оценки. Показатель.
3.1. Парадигма степеней сравнения. 4.. Функция в предложении.
План анализа слов категории состояния (к/с)
1.1.Словоформа в тексте. I. Часть речи. Категориальное значение. Вопрос к словоформе в тексте. II. Нач. форма слова категории состояния (форма наст. вр., изъяв. накл., полож. степ.). 2.1. Разряд по значению. 2. Наклонение, показатель, значение. 3. Время, показатель, значение 4.Степень сравнения, показатель, значение. . 3. Парадигма. 4.Функция в предложении..
Задание № 10
(Лабораторное занятие) Категория состояния. Компаратив, его значение и синтаксические функции.
I. Теоретическая часть: Изучите следующие вопросы: 1. Общая характеристика категории состояния: а) значение, б)морфологические признаки, в) синтаксическая роль. 2. Слова категории состояния по их происхождению. 3. Компаратив как особое грамматическое явление: а) образование форм сравнительной степени. б). особенности значения компаратива разных частей речи. в). особенности синтаксического употребления компаратива.
Литература:
1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов.Совр. русск. язык: Ч.1.-М.:1987, с.223-230. 2. Русская грамматика.-Наука, 1980.-Т.1.-с.562-565, 703,705. 3. Грамматика совр. русского литературного языка.-М.:Наука.-1970.-с.336-337,623. 4. Л.В.Щерба. О частях речи в русском языке. // Избранные работы по русскому языку.-М.,1957.-с.63-84. 5. О.К.Кочинева. Степени сравнения прилагательных, наречий, слов категории состояния. // РЯШ.-1979.-№1. 6. В.П.Сергеев. Методика разграничения форм сравнительной степени прилагат., наречий, слов категории состояния. // РЯШ.- 1963.-№2. 7. О.К.Кочинева. Омонимия наречий со словами др. частей речи.// РЯШ.-1967.-№6. 8. Л.Л.Буланин. Трудные вопросы морфологии.-М.: Просвещение, 1976.-с.174-181.
Практическая часть: 1. Сделайте конспект одной работы на выбор (п.4-8). 2. Выполните упр. 538, 539, 541 из сб. упр. В.А.Белошапковой.
Задание № (Практическое занятие) Тема: Модальные слова. Переходные явления в области морфологии.
I. Теоретическая часть: 1. Модальность и средства её выражения в русском языке. 2. Модальные слова как часть речи. 3. Семантические разряды модальных слов. 4.Вопрос о модальных словах в русской лингвистике. 5. Переходные явления в области морфологии.
Литература: 1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.1-1986.-с.230-233. 2. Л.Л.Буланин. Трудные вопросы морфологии. М.:Просвещение,1976.-с.188-189.
II. Практическая часть: Выполнить упр. 331, 332, 334 из сб. упр.С.Г.Ильенко - М.,1986.
План разбора: I. 1. Слово в тексте. 2. Часть речи. Категориальное значение. II.1. Разряд модальных слов по значению. 2. Морфологические свойства модальных слов. 3. Соотнесённость модальных слов со знаменательными частями речи (краткими прилагательными, наречиями, словами категории состояния, глаголами). III. Функция в тексте.
Задание № (Практическое занятие) Контрольная работа № 2. Морфологический разбор причастий, деепричастий, наречий. слов категории состояния, модальных слов. 1. Повторите теоретический материал по теме, подготовьтесь к морфологическому разбору. Для тренировки используйте упр. 709 из сб. упр. М.С.Буниной. Выполните морфологический разбор указанных частей речи.
2. Подготовьтесь к контрольному диктанту.
Морфологический разбор категории состояния.
I. 1) Словоформа в тексте. 2) Часть речи. Категориальное значение. Вопрос к словоформе в тексте. 3) Начальная форма слова категории состояния (форма наст. вр., изъявит. накл., положит. степ.). II. Пост.1) Разряд по значению. 2) Соотнесённость с другими частями речи. 3) Наклонение; показатель наклонения. Непост.4) Время; показатель; значение. 5) Степень сравнения; показатель; значение. III. Функция в предложении.
Задание №12 (Практическое занятие) Тема: Служебные части речи. I. Теоретическая часть. 1. Частицы по происхождению, структуре, значению и употреблению. 2. Предлоги по образованию, структуре, значению и употреблению 3. Союзы по образованию, структуре, значению и употреблению.
Литература: 1. Совр. русск. язык.В 3-х ч.-Ч.1.-с. 252-257, 242-248,248-252. 2. Школьный учебник для 5-6 кл. с. 332-339,342,305-312, 315-319,321-325.
II. Практическая часть: Выполните упр. из сб. под ред. С.Г.Ильенко.-М.:1986: № 320: определите частицы 1) по происхождению, 2) по структуре, 3) по значению, 4).употреблению. № 311: определите все встретившиеся в тексте предлоги по 1). образованию 2). структуре 3).значению 4).употреблению Определите, какой частью речи являются выделенные слова. № 314: определить союзы по 1) образованию 2) структуре 3) значению 4) употреблению
Занятие № (семинар) Основные понятия морфологии. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Ответьте на вопросы: 1. Что является предметом морфологии? 2. Каково состояние – морфологии и синтаксиса; морфологии и словообразования; морфологии и лексики? 3. Насколько правомерно выделение в лингвистике формообразования, наряду со словообразованием и словоизменением? 4. В каком отношении находятся понятия язык и речь, слово и словоформа? Виды словоформ. 5. Что понимается под парадигмой слова? Типы парадигм. 6. Дайте понятие грамматического значения, грамматической категории. 7. В чем состоит отличие ЛГР и частей речи? 8. В чем специфика конкретных и неконкретных имен существительных?
1. Выполните упр. 311 (5-10 примеров на выбор из сб. упр. В.А.Белошапковой) и №170 (1ч.) из сб. упр. Ермаковой. 2. Подготовьте письменный ответ на вопрос (на выбор): 1в. Согласны ли Вы с точкой зрения, что иена собственные надо рассматривать как самостоятельный класс слов? В чем их специфика? 2в. Насколько правомерно мнение И.Т.Милославского о том, что одушевленность-неодушевленность – морфологическая категория? Дайте определение морфологической категории.
Лабораторная работа №4. Категория вида. Способы глагольного действия.
1. Теоретическая часть. Подготовьте ответы на следующие вопросы с учетом рекомендуемой литературы. 1. Сопоставьте содержание раздела о категории вида в «РГ» и других вузовских учебных пособиях, а также в школьных учебниках. Раскройте определение Категории вида. 2. Охарактеризуйте понятие «видовая пара» глагола. 3. Расскажите обо всех способах и средствах видового образования. 4. Дайте понятие об одновидовых глаголах несовершенного и совершенного вида, о двувидовых глаголах. 5. Дайте понятие о видовой соотносительности-несоотносительности. 6. Определите соотношение грамматической категории вида и лексико-грамматических способах глагольного действия. Дайте полную характеристику глаголов действия. 7. Выясните соотношение грамматической категории вида с другими грамматическими категориями глагола.
Литература:
1.. Н.А.Шанский и др. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.2, - с 162-177. 2. РГ. - М.: Наука, 1980.- Т.1.-С. 583-612; 604-613. 3. Грамматика русского языка. - М.: Наука.- 1952 т.1 с.426-465. 4.В.В.Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М.-, 1947.- с. 477, 498- 512. 5. А.В.Бондарко Вид и время русского глагола. М., Наука 1971,с.10-42 6. А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин Русский глагол.- Л.-1967.- с. 11-29, 30-75. 7. С.Карцевский Из книги “ Система русского глагола”. Вид.\\ Вопросы глагольного вида. Сб.М.: 1962. 8. И.Г.Милославский Морфологические категории совр.русского языка. М.: Просвещение. 1981.с.158-180. 9. Русский язык. Учебник для 5 кл.- параг. 99,100.- с. 257- 260. 10. В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. Изд.2 - М.: Просвещение, 1993. с. 97-98.
2. Практическая часть:.
1. Подготовьте реферат одной из теоретических работ на выбор (см. список литературы п. 5,6,7 – задание зачетное). 2. Выполните упр. 252, 254 из сб. упр. Под ред С.Ильенко.
Занятие № 14 (Лабораторное) Местоимение.
1. Подготовьте вопросы: а) Союзы и союзные слова (относит.мест.) б). Семантические особенности: - притяжательных - неопределенных - определительных местоимений
Литература: 1.) Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык – 2 ч. 2.) Розенталь Д.Э. Практическая стилистка.
2. а) Выполнение упр. 241, 239, 247 из сб. Ильенко б). Выполните морфологический разбор местоимений в пр-ях: - Выступил мой Савельич (Пушкин А.С.) - Попадья ввела меня в её комнату (Пушкин А.С.) - Он с жаром поручил ей ту, которую почитал уже своею женой. - Я пошел на свободное место.
Задание №13 (практическое занятие) Местоимение
1. Вопрос о категориальном значении местоимений. 2. Место местоимений среди других частей речи. Объем класса местоимений. 3. Семантическая классификация местоимений. 4. Формально-грамматическая классификация местоимений. 5. Склонение местоимений.
Литература: 1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч. Ч.2,-М. 2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.М.:1976.-параграф 21. 3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс.1974.-с.285-291, 292-300. 4. Степанов Ю.М. В трехмерном пространстве языка./Семистика, лингвистка, философия/.М,1985 (глава о местоимениях). 5. Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. Одесса, 1990.
1. Используя материал школьного учебника для 6 класса, заполните таблицу «Разряды местоимений»:
2. Законспектируйте статью Алехиной М.И. О классификации местоимений. //РЯШ. – 1982.- №1. – с.63-68. 3. Выполните упр. 523 из сб. упр. Буниной М.С.
Занятие № 4 (практическое) Категория падежа
1. Теоретическая часть: Изучите следующие вопросы: 1. Общее понятие падежа. 2. Падежные оппозиции. 3. Способы определения падежа.
Литература: 1) Шанский В.А., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч. - Ч.П.-М.: Просвещение,1982. 2) Кучеренко И.К. К вопросу о категории падежа // РЯШ. - 1957. - № 5 - С. 41 библиотека ПГУ).
2. Практическая часть: 1) На основе статьи Ивановой В.А. Способы определения падежа // Русский язык в школе. – 1971. - № 1(читальный зал ПГУ) составить таблицу “Способы (приёмы) определения падежей”. 2) Выполните упражнение № 397(сб. упр. В.А.Белошапковой): - определите падеж и падежное значение имени существительного; - укажите способ определения падежа. Выполните упр. 396 (укажите функциональные возможности падежей: присловная, прифразная позиция, позиции главного члена и др.
Занятие № 2
Падежные значения
1. Теоретическая часть: 1) Повторите способы определения падежей (ПЗ № 4). 2) Изучите вопрос о падежных значениях.
Литература: 1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч.- Ч.П. - М.: Просвещение, 1987. 2. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. - Ч. П. - М.: Просвещение, 1980. - Т. 30-35.
2. Практическая часть: 1. Подготовьте для практической работы таблицу «Падежные значения», используя таблицы И.П.Чиркиной или учебники. 2. Приведите не менее 4-х примеров, в которых имя существительное выступало бы а) в присловной позиции, б) в позиции главного члена, в) в прифразной позиции, г) в позиции вне связи с другими словами.
5. Определите падежи:
- У борта стояла группа русских и грузин. - Вдоль дороги тянулась молодая поросль орешника и липы. - Почему вы не подняли шторы? - Вчера приехала сестра Валерия. - На взморье летят самолеты. - Казалось, конца этой повести не будет. - Супругу совсем не видно за вами. - Ждет деревня олимпийцев.
Занятие № 2 Категория числа имён существительных
1. Теоретическая часть:
1. Категория числа существительных и её характер в русском языке. 2. Вопрос о семантике форм числа, их связь с лексико-грамматическими разрядами существительных. 3. Способы и средства выражения грамматических значений числа имён существительных. 4. Классификация имён существительных по числу.
Литература:
№ 3.
2. Практическая часть: 1) Выполните упр. 479 (письменно) из сб. упр. Буниной М.С.: а) Распределите имена существительные по группам, заполнив таблицу (используйте развёрнутый лист):
б) У существительных Pluralia tantum и Singulama tantum определите лексико-грамматические разряды; в) среди существительных, имеющих формы ед.и мн.числа, выделите такие, которые могут иметь по 2 формы в Им.п. мн.ч; выясните с помощью словаря семантические и стилистические отличия этих форм. 3) Объясните значение категории числа у слов: - дети, детвора, детство; - учитель, учителя, учительство; - дрожжи, молоко
Задание №2 Тема: Категория рода имени существительного.
1. Проблема характера категории рода. А) Какую точку зрения Вы считаете наиболее приемлемой: И.П.Мучник: род – изначально формальная категория В.В.Виноградов: род – изначально семантическая категория? Б) Основные оппозиции существительных по признаку пола в) Род и «одушевленность-неодушевленность»? 2. Род и вопрос о количестве родов в русском языке. А) статус существительных общего рода; б) статус слов типа ВРАЧ, ГЕОЛОГ, СУДЬЯ, КОЛЛЕГА ЛИСА, ЗМЕЯ, ШЛЯПА (в переносном значении); в) статус существительных множ. числа в соотношении к категории рода. 3. Распределение существительных по родам. Средства выражения категории рода в русском языке. 4. Род и типы склонения имен существительных. Вопрос о количестве склонений в русском языке. 5. Род несклоняемых существительных
К упр. 474: Распределите слова по родам в отд. Колонки. Определите формальные показатели рода у данных сущ., перечислите средства определения рода для каждой группы слов. В какой позиции находятся выделенные существительные: синтагматически сильной или слабой? К упр. 475: Чем отличаются в отношении к общему роду слова типа ПЛАКСА, ВРАЧ? 2. Почему в определении рода слов ТЮЛЬ, ТОЛЬ, МОЗОЛЬ, ШАМПУНЬ ошибаются, а в словах ДОМ, СТОЛ, КНИГА – нет? 3. (Задание зачетное) Напишите конспект одной статьи на выбор: а) Т.В.Шанская. Слова общего рода в русском языке.//РЯШ, 1959, №5. Б) В.И.Максимов. Об одном типе существительных общего рода.//РЯШ,1971, №5. В) М.У.Картоев. Почему «кофе» мужского рода? //РЯШ, 1991, №4
Занятие № 3 (Лабораторное) Категория рода имени существительного
а) Несклоняемые существительные б) Вопрос о роде у существительных Р.t.
а) Сделать конспект работы А.А. Зализняка. Русское именное словоизменение. – М.: Наука, 1971. – с. 61-71. б) Выполнить упражнения № 378 (у); 379; 370 (п.) из сб. упр. В.А. Белошапковой.
Задание № 4 (Практическое занятие) Тема: Категория падежа. Склонение.
1. Статус категории падежа. 2. Системные связи падежей. 3. Вопрос о количестве падежей (п.1-параг. 31; п.2-параг.66). 4. Подтвердите примерами высказывание А.А.Зализняка о том, что «внимательный анализ фактов позволит обнаружить и другие … явления…, могущие привести к формированию новых падежей» (п.3-параг.4-5.-с.73-79; п.1-параг.31.-с.429-430) 5. Способы и средства выражения падежных значений (п.4; п.2-параг.68.-с.111-112). 6. Вопрос о склонении имен существительных (п.1-с.433-443; п.2-параг.69-74.-с.113-120).
1. Подробно законспектируйте статью В.А.Ивановой «Способы определения падежа» //РЯШ.-1971.-№1. 2. Выполните упр.396 и 397 из сб. упр. под ред. В.А.Белошапковой Упр. 396: укажите свободные и конструктивно обусловленные словоформы; Упр.397: выполняя упражнение, учтите все способы определения падежей (см. ст. Ивановой В.А.).
Литература: 1. Совр. рус. язык. Под ред. В.А.Белошапковой.-М.: Высшая школа, 1989.-параг.27-39.-с.422-443.
Дополнительная литература:
1.И.К.Кучеренко. К вопросу о категории падежа.//РЯШ.-1957.-№5,с.41. 2. З.Д.Попова. К теории падежного значения. //ВЯ.-1970, 34, с.92 3. Г.А.Золотова. К вопросу о типах падежных значений.//Русск. яз. в нац. школе.- 1970.-№4. 3. Курилович Е. Проблема классификации падежей.//Очерки по лингвистике.М.,- 1962.
Задание №5 Тема: Значения падежей. Типы склонения.
1. Теоретическая часть.
а). Способы определения падежа. б). Вопрос о падежных значениях. в). Склонение имен существительных.
2. Практическая часть.
а). Доработайте таблицу «Значения падежей» (см. лекцию), используя или учебнки, или таблицы И.П.Чиркиной «Совр. русский язык в таблицах и схемах».- Ч2., М.: Просвещение, 1980.- таблицы 30-35. б). Выполните упр.187 из сб. упр. О.П.Ермаковой. – М.: Просвещение, 1985. Для тренировки в определении падежных значений можно использовать упр. 188 (1-10). в). Составьте словосочетания на основе дистрибутивных формул:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|