Тема 10 («Восточное христианство: православие») посвящена не только православию, но и всем восточным христианским церквам (в том числе и Древним восточным церквам). Необходимо запомнить, что кроме Русской православной церкви существует ещё 15 равноправных православных поместных (автокефа́льных, т.е. «самовозглавляемых») церквей. Особенности православного вероучения и культа удобно дать в сравнении с католическими.
Русская православная церковь (РПЦ)
| Римско-католическая церковь (латинского обряда)
| |
I. ВЕРОУЧЕНИЕ (вероучительные РАЗЛИЧИЯ)
| |
а) об исхожде́нии Святого Духа только от Бога Отца (по Символу веры);
| а) об исхожде́нии Святого Духа(учение о «филио́кве») положение Символа веры дополнено словами «и от Сына» (от лат. «филиокве»);
| |
б) – (патриарх РПЦ – глава только в РПЦ, как главы других 14 поместных церквей;
| б) о главенстве папы римского в христианстве: папа римский признается наместником Иисуса Христа;
| |
в) –
| в) о сверхдолжных заслугах святых: церковь вправе передавать за плату избыточные добрые дела святых тем католикам, у которых таких дел не хватает для обретения блаженства в загробном мире. Квитанции, удостоверяющие факт такой передачи, оформлялись как папские грамоты и назывались индульге́нциями (лат. «милость») – отменены после II Ватиканского Собора (1965 г.);
| |
г) о смерти (на 40-й день после смерти душа «определяется» в ад или в рай, куда попадёт только после Судного дня);
| г) о чистилище, после смерти душа попадает в чистилище, где она очищается от грехов до Судного дня, после которого попадёт в ад или в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращён добрыми делами родных и близких: их молитвами, а также пожертвованиями в пользу церкви;
| |
д –
| д) о Непорочном зачатии не толькоИисуса Христа, но и Девы Марии;
| |
е) об успении Пресвятой Богородицы (смерти);
| е) о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти;
| |
ж) –
| ж) о непогрешимости папы римского: папа говорит от имени Бога, ког да выступает как глава церкви с церковной кафедры по вопросам веры и морали.
| |
II. ОБРЯДНОСТЬ (культ)
| |
1. Богослужение
| |
а) называется – «литурги́я»;
б) проводится на церковно-славянском я зыке;
в) сопровождается хоровым пением;
г) в основном проводится стоя.
| а) называется – «ме́сса»;
б) проводится на латинском языке (после II Ватиканского собора – и на национальных языках);
в) сопровождается хоровым пением и игрой на орг а не (после II Ватиканского собора – и на национальных инструментах);
г) в основном проводится сидя.
| |
2. Таинства
| |
а ) креще́ние (обычно погружением в воду);
б) миропома́зание (совершается сразу вслед за крещением);
в) и́споведь (покаяние);
г) евхари́стия (причастие или причащение): телом и кровью Христовой – хлеб (квасной) – просфо ́ ры (просви ́ рки) и вино (кагор, разбавленный водой);
д) брак;
е) свяще́нство;
ж) елеосвяще́ние (соборование).
| а) креще́ние (обычно обливанием, окроплением);
б) конфирма́ция (лат. «укрепление, упрочение»), совершается епископом в 12-14-лет;
в) и́споведь (покаяние) – проводится в специальном помещении – исповедальне (конфессиона́ле);
г) евхари́стия (причащение):до 2 Ватиканского Собора хлебом и вином причащали только служителей культа, остальные – лишь хлебом – обла ́ тками (пресными лепешками из пшеничной муки);
д) брак;
е) свяще́нство;
ж) елеосвяще́ние (соборование).
| |
3. объекты почитани я:
а) Бог = Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух;
б) святые (и их мощи);
в) почитание тела и крови Иисуса Христа;
| |
г) Матерь Христа (Богородица);
д) почитание икон;
е) –
| г) Матерь Христа (обычно называемая Дева Мария или Мадонна);
д) – («иконы» – это лишь религиозная живопись);
е) почитание сердца Иисуса Христа; сердца Марии и др.
| |
4. Крестное знамение:
| |
тремя перстами (пальцами) / (двумя – у старообрядцев) – с правого плеча на левое
| всей ладонью – с левого плеча на правое
| |
5. ХРАМ
| |
А. Типы
а) часовня (нет алтаря; совершаются только молитвы);
б) церковь (обычно – 1 алтарь; совершаются богослужения и молитвы);
в) собор (под одними стенами «собраны» несколько алтарей; богослужения совершаются «собором» из нескольких священников, проводятся и молитвы).
| |
Б. Интерьер
| |
а) преобладают иконы как символические изображения;
б)иконостас; алтарь закрыт иконостасом;
в) скульптуры крайне редки;
г) скамеек нет.
| а) икон в «православном понимании» нет, есть живопись на библейские темы, называемая «иконами» (от греч. «изображение»);
б) иконостаса нет – алтарь открыт (и располагается ближе к верующим);
в) преобладают скульптуры и барельефы;
г) стационарные сидения с подставками для моления на коленях.
| |
III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ
строгое разграничение между рядовыми верующими (миря́нами и духов е́ нством)
| |
ДУХОВЕНСТВО
| |
Духов е ́ нство (только мужчины) – посредник между Богом и людьми;
обладает особой божественной силой – благодатью, полученной вследствие рукоположения
| |
«белое духове́нство» (женатые)
| «чёрное духове́нство» (безбрачные)
| священнослужители соблюдают целиба ́ т – обет безбрачия
|
1 чин: диакон (греч. «служитель») – из таинств может совершать только крещение (могут и миряне) – помогает священнику в таинствах, приготовляет священные сосуды и пр.
| |
диа́кон, протодиа́кон (старший в белом духовенстве)
| мона́х (от греч. «один»), и́нок (слав. «иной»), иеродиа́кон (греч. «диакон монах»); архидиа́кон (греч. «старший диакон») – старший в чёрном духовенстве
| диакон (может быть женат), монах
| |
2. чин: иерей (греч. «священник») – совершает богослужения и все таинства кроме рукоположения (священства)
| |
пресви ́ тер (греч. «старейшина») или свяще́нник (обязательно женат) – глава церковного прихода
| иеромона́х (греч. «священник монах»; иг у́ мен (греч. «ведущий») – начальник монастыря, не связан с его управлением
| священник
| |
протопресви́тер, протоиере́й –старший священник в белом духовенстве
| архимандри́т (от греч. «старший» и «ограда») – титул настоятеля крупного мужского монастыря – лавры
|
| |
3. чин: архиере ́ й (греч. «старший священник») – совершает все таинства
(архиерейские титулы)
| |
–
в белом духовенстве отсутствует
| епи́скоп (греч. «надзирающий») – глава благочинного округа, епархии;
(вика́рий (лат. «наместник») – архиерей без своей епархии);
| епи́скоп (глава благочинного округа);
| |
архиепи́скоп(греч. «старший надзирающий») – титул руководителя епископами и несколькими епархиями;
| архиепи́скоп (глава епархии);
| |
митрополи́т (греч. «столичный») – титул главы крупной епархии, митрополии (нескольких епархий) или автоно́мной церкви;
экза́рх(греч. «правитель») – подчиненный патриарху глава экзарха ́ та – крупной церковной области, обычно лежащей за пределами патриархата;
| митрополи́т / кардина́л (глава национальной / государственной церкви, не обладающей самостоятельностью);
| |
Патриа́рх (греч. «отец правитель») – титул главы поместной (автокефальной) церкви, избирается пожизненно на Поместном Соборе.
| Па́па ри́мский (глава католической церкви); избирается пожизненно коллегией кардиналов (конклавом); носитель церковной и светской (гос.) власти в Ватикане).
| |
Монашество
(мужское, женское)
| |
а) послушники, рясофорные, монахи малой схимы, монахи великой схимы;
б) –
| а)
б) монашеские ордены (140 орденов), в т.ч.: иезуиты, доминиканцы, капуцины, францисканцы возглавляются генералами
| |
V. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ:
| |
1. цезарепапизм – приоритет светской власти (цезаря) над духовной (папой);
2. симфония – созвучие церкви со светской властью;
3. традиционализм.
| 1. папацезаризм – приоритет духовной власти (папы) над светской (цезарем);
2. –;
3. модернизм.
| |
| | | | | | |
Рассматривая структуру церковной организации, важно помнить, что кроме деления её на священнослужителей и мирян, основу церковной общины составляет клир (греч. «жребий») – совокупность людей, совершающих богослужение в храме. Клир составляют:
Особое внимание стоит уделить архитектуре, убранству и структуре православного храма, а также иконостасу (в данной программе один из вариантов семинарских занятий предполагает детальное изучение храмов).