Практическое использование данных SWOT- анализа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ) Кафедра «Управление качеством, метрология и сертификация»
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – Проректор по учебной работе ____________ Е.А. Кудряшов «____» _____________ 2012 г.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
Методические указания к выполнению практической работы №3 по дисциплине «Введение в специальность» для студентов направления: 221400 Управление качеством
Курск 2012
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 Цель: Применение методики SWOT-анализа для определения целей организации.
Общие положения Основное назначение SWOT-анализа – изучение сильных и слабых сторон в деятельности организации с целью приспособления к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. С позиции современной теории управления состояние организации зависит от того, насколько успешно она реагирует на различные по своей природе воздействия извне. Анализируя сложившуюся ситуацию, важно выделить наиболее существенные в конкретных обстоятельствах факторы, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать имеющиеся проблемы. При этом необходимо установить, являются ли эти факторы внутренними или внешними по отношению к данной организации, поскольку возможности воздействия на них различны. SWOT-анализ является одним из наиболее распространенных в управленческой практике методов, который связывает внешние и внутренние факторы, определяющие развитие организации. Описание составляющих SWOT-анализа
SWOT – это аббревиатура английских слов: - Strengths (сильные стороны): то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.; - Weaknesses (слабые стороны): это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.; - Opportunities (возможности): это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие; - Threats (угрозы): события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. Таким образом, первые две составляющие (SW) относятся к способностям (или отсутствию таковых) Вашего отдела или организации в целом; последние две (ОТ) касаются характера внешнего окружения отдела или организации. Основные этапы проведения SWOT-анализа
1. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры могут контролировать внешние по отношению к организации факторы с целью определения потенциальных внешних угроз и открывающихся возможностей. Результатом этого этапа анализа являются выявленные Возможности (Opportunities) и Угрозы (Threats), которые фиксируются в соответствующих квадрантах матрицы SWOT-анализа. Проведя анализ внешней среды, необходимо оценить: обладает ли организация внутренними силами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние слабости могут усложнить ситуацию. Для выявления сильных и слабых сторон в деятельности организации необходимо изучить внутренние факторы организации, находящиеся под прямым контролем менеджеров, т.е. провести «внутренний аудит». Результатом этого этапа анализа являются выявленные Сильные стороны (Strengths) и Слабые стороны (Weaknesses), которые фиксируются в соответствующих квадрантах матрицы SWOT-анализа (таблица 1).
Таблица 1 – SWOT-анализ
2. После этого из всего списка сильных и слабых сторон необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны). Для этого достаточно будет провести их анализ (таблица 2). Оптимально, если вы сможете ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе. Таблица 2 – Анализ сильных и слабых сторон
3. Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3), которая может быть составлена по результатам ответов на следующие вопросы: - Как я могу воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия? - Какие слабые стороны предприятия могут мне в этом помешать? - За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
- Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, мне нужно больше всего опасаться?
Таблица 3 – Сопоставление сильных и слабых сторон
Практическое использование данных SWOT- анализа Результаты SWOT-анализа можно использовать при формулировании миссии, видения, стратегии организации и вытекающих из нее положений политики в области качества. Для стратегической перспективы организации особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности. Принцип здесь простой: организационная стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Для этого нужно руководствоваться следующими правилами: - преодолевать слабые стороны для отражения угроз; - преодолевать слабые стороны для реализации возможностей; - компенсировать угрозы путем использования сильных сторон; - реализовать возможности путем использования сильных сторон. При формулировании стратегии и политики организации необходимо также учитывать наиболее значимые факторы успеха в отрасли и внутренние ключевые факторы, влияющие в свою очередь на отраслевые факторы успеха. На основе разработанной стратегической ориентации и политики формируются цели в области качества (ИСО 9000, п.п. 3.2.5 – цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества). SWOT-анализ является одним из наиболее распространенных в управленческой практике методов, который связывает внешние и внутренние факторы, определяющие развитие организации.
Результаты SWOT-анализа можно использовать при формулировании миссии, видения, стратегии организации и вытекающих из нее положений политики в области качества. Однако данный метод позволяет разрабатывать в основном стратегические планы, контролировать и корректировать их выполнение. И с нашей точки зрения не подходит для проведения диагностики предприятия, поскольку не содержит оценочных критериев, что значительно в этом случае затрудняет работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|