Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология педагогической деятельности и личности педагога

ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов заочной формы обучения)

Практическое занятие 1 (2 ч.)

Психология обучения. Психологические основания концепций обучения

 

Цель: сравнительный анализ концепций обучения через определение их психологических оснований.

Вопросы:

1. Психология обучения: основные категории. Проблема соотношения обучения и развития. Учение Л.С. Выготского о зонах психического развития.

2. Проблема классификации концепций обучения. Психологическая характеристика традиционного обучения.

3. Психологический анализ концепций обучения

· Бихевиоральные теории научения (Э. Торндайк, Б.Скиннер). Психологическая сущность программированного обучения.

· Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

· Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова.

· Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова и проблемное обучение (А.М. Матюшкин): общее и особенное.

· Личностно-ориентированное образование и развивающее обучение: проблема диалога.

 

Список обязательной литературы:

  1. Булыгина Т.Б.. Киналь А.Н., Шишигина Т.Р. Психология обучения. – Архангельск, 1998.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  4. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2006.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
  7. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995.

 

Список дополнительной литературы:

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). – М, 1970.

2. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. – Вып. 2. – С. 31-32.

  1. Гальперин П.Я., Запорожец А.Б., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: МГУ, 1992. – Раздел: Учебная деятельность, С. 230 - 260.
  2. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности/Возрастная и педагогическая психология, сост. И.В. Дубровина, М.: Академия,1999, С. 56 – 59.
  3. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: МГУ, 1992. – Раздел: Учебная деятельность, С. 230 - 260.
  4. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1975.
  5. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.,1966.
  6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1974.
  7. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. – М., 1990.

 

 

Практическое занятие 2 (2 ч.)

Психология воспитания. Нравственное воспитание

 

Цель: формирование проективно-рефлексивного умения формулировать воспитательные и развивающие задачи урока через актуализацию основных категорий психологии воспитания.

 

Вопросы:

1. Предмет, проблемы и задачи психологии воспитания. Основные понятия психологии воспитания. Соотношение обучения и воспитания:

2. Понятие воспитания в различных психологических школах (психологические теории воспитания). Зарубежные и отечественные концепции воспитания.

3. Закономерности воспитания

4. Психологические механизмы и методы воспитания. Наказание и поощрение в воспитании.

5. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

6. Психология нравственного воспитания:

· Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на установление нравственных норм.

· Мораль, нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.

· Характеристика нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственного поведения как структурных компонентов воспитанности (условия, этапы формирования нравственных знаний, убеждений, поведения; структура нравственных убеждений).

7. Психологические аспекты:

- семейного воспитания: влияние семьи на формирование личности.

- полового воспитания: взаимодействие общества, семьи и образовательных институтов

- воспитания личности в культуре, роль детского коллектива в воспитании личности. Воспитание детей с девиантным поведением.

 

Ключевые понятия: воспитание, самовоспитание, трудновоспитуемость, активность, воспитанность, наказание, поощрение, социальная зрелость, коллектив, нравственность, семья, метод воспитания, прием воспитания, воспитательная задача урока.

 

Список обязательной литературы:

  1. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003. (С. 218 – 323).
  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Дону, 2000. (С. 349 – 399).
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.

 

Список дополнительной литературы:

1. Гаврилова Т.П. Учитель как воспитатель нравственных чувств. – М., 1986.

2. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

5. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М., 1994.

6. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. – М., 1993.

7. Половая социализация ребенка в семье и школе / Сост. Л.Н.Татарникова. – СПб, 1992. – Часть 1.

8. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002

10. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

11. Рубинштейн С.Я. Способы воспитания новых привычек/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 258 – 266.

12. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М., 1982.

13. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1989.

14. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель, ЭКСМО, 2000.

15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1990.

16. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

Практическое занятие 3 (2 ч.)

Психология педагогической деятельности и личности педагога

 

Цель: анализ психологических аспектов педагогической деятельности и личности учителя.

 

Вопросы:

1. Понятие «педагогическая деятельность»: анализ подходов к определению понятия.

2. Основные характеристики педагогической деятельности:

  • мотивация педагогической деятельности (И.А. Зимняя, с. 265-269);
  • структура педагогической деятельности (Л.Д. Столяренко, с.230-239);
  • стиль педагогической деятельности (И.А. Зимняя, с.278 – 285; Н.В. Клюева, с.156-174);
  • педагогические способности (Л.Д. Столяренко, с. 240 – 262; Н.В. Клюева, с.141-155);
  • др. характеристики: формы, содержание, функции, умения и т.д.

3. Педагог как субъект педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога (И.А. Зимняя).

4. Психологические основы организации педагогической деятельности (Н.В. Клюева). Психологические показатели эффективности труда педагога (уровни продуктивности педагогической деятельности (И.А. Зимняя).

5. Психология взаимодействия субъектов образовательного процесса: сотрудничество, общение, воздействие, управление.

 

Ключевые понятия:

Стиль деятельности, педагогическая деятельность, педагогические способности, мотивация, субъект; формы, содержание, функции педагогической деятельности; умения педагогические. взаимодействие субъектов образовательного процесса, сотрудничество, общение, воздействие, управление, оценка, отметка, инновации.

 

Список обязательной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.

2. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2000.

4. Волкова К.Н Организация учебной деятельности в малых группах/ В кн.: Педагогическая психология: Хрестоматия. – СПб: Питер, 2006.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2001 (раздел «Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе», с. 305 – 365).

6. Педагогическая психология/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос, 2003. (с.93-141, 368-383).

7. Шадриков В.Д., Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева Познавательные процессы и способности в обучении/ Хрестоматия по педагогической психологии/ Под ред. А.И. Красило, А.П. Новгородцевой. – М.: МПА, 1995 (с. 82-83).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...