Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мощности по производству СПГ.




Производство СПГ к настоящему времени переходит в фазу формирования мирового рынка, на котором действуют национальные и транснациональные добывающие и торговые компании. В основе процесса — компрессия существенно метанового газа в жидкость с охлаждением до - 160°С; при этом метан уплотняется до 1/600 его нормального газового объема, и перевозка полученной жидкости морским транспортом становится рентабельной.

Для современных заводов СПГ в качестве природного источника требуются месторождения с запасами не менее 140 млрд. мЗ газа. Они считаются достаточной базой для 30 % инвестирования в производство СПГ и заключения долгосрочных контрактов его поставки.

Строительство одной технологической линии сжижения метана, включая необходимый резервуарный парк, стоит от 800 млн. до 1 млрд. долл. Охлаждение природного газа в жидкость реализуется по одной или нескольким запатентованным технологиям.

Общемировая продажа СПГ в 2005 г. составила около 188,81 млрд. мЗ в 2006 — 211.08 млрд. мЗ добытого газа; далее прогнозируется продать 256 млрд. мЗ в 2010 г. и 318 —в 2015 г.

Наиболее масштабными проектами строительства заводов сжижения природного газа являются проекты в Нигерии, Малайзии и Австралии. Основные проекты по строительству заводов для производства СПГ отражены в табл. 18.

Таблица 18

Наиболее крупные проекты заводов по производству СПГ

 

Страна, проект Производительность, млн.т. СПГ/год
Нигерия СПГ, линии 4 и 5 11.2
Австралия, Северо-западный шельф, линия 4 4.2
Малайзия, Тига 7.6
Катар, Рас-Лафан, линия 3 4.7
Египет, Дамьета 5.0
Египет, Идку 3.6
Норвегия, Снегвит 4.0
Общая производственная мощность 40.3

 

Терминалы по приему СПГ.

Перспективы развития мирового рынка СПГ можно оценить на основе данных о наличии мощностей терминалов, действующих в Европе, АТР и Северной Америке и фактическом импорте (табл. 19).

Таблица 19

Технологические возможности для увеличения поставок СПГ в регионы мира по состоянию на начало 2007 г. (млрд. мЗ/год)

Представитель Производительность приемных терминалов по состоянию на начало 2007 г. Импорт СПГ в 2006 г. Возможности прироста импорта
Северная Америка 45,9 17,5 28,4
Европа 82,5 57,4 25,1
АТР 376,1 135,2 240,9
Латинская Америка 2,8 0,97 1,8
Весь мир 507,2 211,1 -

 

Таким образом, наибольший потенциал для увеличения импорта СПГ отмечен на самом крупном региональном рынке — в APT, в Европе потенциал около 25 млрд. мЗ, и здесь можно ожидать повышенной активности как в плане развития мощностей на существующих объектах, так и в ходе нового строительства.

В Северной Америке потенциал превышает текущие запросы этого рынка, т. е. при необходимости США имеют возможность увеличить поставки СПГ на 160%.

Мировой флот танкеров СПГ, на плаву и на верфях, в настоящее время включает 200 судов. Их нетто-грузоподъемность варьирует от 55 до 140 тыс. мЗ (23-60 тыс. т), в основном — от 125 до 138 тыс. мЗ (50-60 тыс. т). В период до 2010 г. на воду будет спущено 95, в 2011-2015 гг. — еще 63 танкера СПГ средней грузоподъемностью 60 тыс. т.

Благодаря специализации верфей, их конкуренции, повышению производительности средняя стоимость криогенного танкера снизилась более чем вдвое: от 350 млн. долл. в 1990-е гг., до 160-150 млн. долл. в настоящее время. В странах-импортерах в мире действуют более 40 приемных терминалов регазификации СПГ, еще несколько готовятся к вводу. Терминалы — сложные теплообменные установки для подогрева СПГ от -160 до +10°С. Стоимость типового терминала СПГ, принимающего 7.5 млн. т. СПГ и производящего около 10.5 млрд. мЗ газа в год, составляет от 250 до 500 млн. долл.

Проекты 50 терминалов находятся в стадии обсуждения и согласований, более 40 из них — для рынка Северной Америки. В 2007 г. планировалось расширение двух действующих и строительство 21 нового импортного терминала СПГ. Регазифицированный СПГ представляет собой обычный метановый газ, который направляется в магистральные газопроводы и газораспределительные сети, к конечным потребителям.

 

Комплексная характеристика мировой системы СПГ.

За последние 40 лет стоимость производства СПГ снизилась вдвое, однако по-прежнему остается высокой. Так, сооружение завода по сжижению мощностью 9—10 млрд. мЗ в год обходится в среднем в 2 млрд. долларов. Цена танкера-газовоза на 140 тыс. мЗ (рентабелен для транспортировки на расстояние до 5500 км) составляет 160—200 млн. долларов.

В целом же пока себестоимость тонны СПГ (добыча, сжижение, транспортировка, регазификация, хранение) равняется в зависимости от расходов на создание необходимой инфраструктуры 100-250 долларам. Однако при значительных расстояниях поставки СПГ оказываются в ряде случаев экономически привлекательнее традиционных наземных и подводных трубопроводов.

 

Газовые альтернативы.

В настоящее время среди водителей автомобилей всё большей популярностью начинает пользоваться сжиженный газ и, соответственно, газовое оборудование для автомобилей. При нынешнем росте цен на бензин и дизельное топливо это совсем не удивляет, поскольку сжиженный газ, как альтернатива бензину и дизельному топливу, на данный момент наиболее удобен в использовании и экономически выгоднее бензина. Быстрое возрастание количества автомобилей, на которых установлено газобаллонное оборудование, является достаточно убедительным доказательством преимуществ, которыми обладает газовое оборудование для автомобилей. Кроме того, активно строятся новые и модернизируются прежние газовые заправки. Резкое увеличение числа «газифицированных» автомобилей привело к тому, что целый ряд производителей автомобилей уже на этапе конвейера стали устанавливать на некоторые модели газобаллонное оборудование.

Динамическое развитие мирового и европейского рынка по газу свидетельствует о перспективности рассмотрения газа в качестве топлива в ближайшем будущем. Практически во всех крупных и средних городах Европы растущим спросом пользуются газовые заправки.

Газовое оборудование для автомобилей уже настолько распространено, что появилось такое понятие как «психология ездящего на газу водителя». Почему же так происходит? Ответ лежит на поверхности - газобаллонное оборудование даёт очень серьёзную экономию в эксплуатационных расходах на автомобиль, плюс широко распространённые газовые заправки. Легковые машины окупают газовое оборудование для автомобилей в течение полутора лет максимум, коммерческий транспорт обычно окупает газобаллонное оборудование в срок до одного года.

Положительные стороны, которые имеет газобаллонное оборудование. Газовое оборудование для автомобилей использует в качестве топлива, так называемый нефтяной газ, расход которого примерно равен расходу бензина, но обходится гораздо дешевле.

У газа октановое число значительно выше, чем у бензина, достигая значений более 100. По этой причине газобаллонное оборудование устраняет детонацию в цилиндрах, за счёт чего резко снижается риск выхода из строя двигателя. Газовое оборудование для автомобилей уменьшает величину износа для цилиндро-поршневой группы. Сгорание газово-воздушной смеси происходит не так быстро, поэтому величина ударных нагрузок на детали мотора уменьшается, а следовательно, увеличивается моторесурс. Дополнительно происходит уменьшение шумности мотора примерно в два раза.

Масло в моторе не разжижается газом, следовательно, происходит увеличение интервалов по замене масла. Газобаллонное оборудование обеспечивает лучшее образование газово-воздушной смеси, что приводит к её лучшему распределению в цилиндре, равномерному холостому ходу двигателя и более мягкой его работе. Газ сгорает практически полностью, никакого нагара не образуется, что значительно увеличивает длительность эксплуатации свечей зажигания, поршней и клапанов.

 
 

 


Рис.33. Цены бензина А-95 и СНГ (грн./л) в 2008 г.

 

Вместе с тем следует иметь ввиду, что для России соотношение газ-уголь-мазут составляет 1:1.6:3, тогда как для Великобритании и США, где уже прошла либерализация газового рынка, — 1:0.4:1.5 и 1:0.2:0.8 соответственно. Из-за диспропорции цен на энергетические ресурсы спрос на газ, как на наиболее дешевый вид топлива, завышается.

 


Рис.34. Основные транспортные потоки нефти, млн.т. [Ильинский]

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Задание {{125 }} ТЗ № 125 тема 13

Отметьте правильный ответ

Какова себестоимость тонны СПГ - добыча, сжижение, транспортировка, регазификация, хранение (в зависимости от расходов на создание необходимой инфраструктуры)?

a) 1800-2000 долларов

b) 600-800 долларов

c) 30-100 долларов

d) 100-250 долларов

 

2. Задание {{20}} ТЗ № 20 тема 13
Отметьте правильный ответ

Наиболее крупный проект завода по производству СПГ:

a) Нигерия СПГ, линии 4 и 5

b) Малайзия, Тига

c) Египет, Дамьета

d) Норвегия, Снегвит

 

3. Задание {{121}} ТЗ № 121 тема 13
Отметьте правильный ответ
Одна тонна СПГ содержит около:

a) 800 мЗ

b) 1400 мЗ

c) 2100 мЗ

d) 500 мЗ

 

4. Задание {{122 }} ТЗМ122 тема 13
Вставьте пропущенное словосочетание

Объем поставок СПГ возрастает одновременно со снижением удельных затрат в технологической цепочке:

- транспортировка специальными танкерами - терминалы регазификации.

Правильные варианты ответа: сжижение газа;

 

5. Задание {{126}} ТЗ № 126 тема 13

Отметьте правильный ответ

Во сколько, в среднем, обходится сооружение завода по сжижению мощностью 9-10 млрд мЗ в год?

a) 500 млн долларов

B) 2 млрд долларов

c) 5 млрд долларов

d) 7 млрд долларов

 

6. Задание {{150}} ТЗМ150 тема 13

Дополните предложение

Из-за диспропорции цен на энергетические ресурсы спрос на газ.

Правильные варианты ответа: завышается; повышается; увеличивается; растет; возрастает;

7. Задание {{123 }} ТЗ № 123 тема 13
Отметьте правильный ответ

Для современных заводов СПГ в качестве природного источника требуются месторождения с запасами не менее:

a) 50 млрд. мЗ газа

b) 230 млрд. мЗ газа

c) 140 млрд. мЗ газа

d) 500 млрд. мЗ газа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...