Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность труда при эксплуатации судового электрооборудования

 

Обслуживанием судового электрооборудования занимаются лица командного состава, имеющие рабочие дипломы электромехаников первого, второго и третьего разрядов, механиков первого, второго и третьего разрядов, штурманов и лица рядового состава, имеющие удостоверения старшего электрика, электрика и обладающие навыками самостоятельного выполнения работ по обслуживанию определенного оборудования, конкретных систем и приборов. Обслуживает и следит за работающими электрическими машинами и электромашинными преобразователями вахтенный механик или вахтенный электротехнический персонал (где он предусмотрен).

Указанные лица командного состава проходят проверку знания правил техники безопасности ежегодно, старшие электрики и электрики — ежеквартально.

Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязаны:

- систематически контролировать правильность обслуживания судового электрооборудования, систем и приборов с соблюдением правил электробезопасности;

- проводить занятия с лицами неэлектротехнического персонала (штурманами, механиками, матросами, работниками пищеблока) по устройству обслуживаемого ими оборудования в объеме, достаточном для технически грамотного и безопасного его обслуживания. (Занятия проводят один раз в 3 мес, а также персонально с новыми членами экипажа, пришедшими на судно. О каждом проведённом занятии делают запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности);

- контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений;

- предусматривать дополнительные мероприятия, повышающие электробезопасность, с учетом особенностей электрооборудования судна.

В порядке текущей эксплуатации электротехническому персоналу разрешается проводить следующие работы:

- без снятия напряжения — уборку в закрытых распределительных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистку и обтирку кожухов и корпусов оборудования; пополнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекторами электрических машин; замену закрытых предохранителей; ремонт осветительной арматуры и замену ламп внутреннего (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности его выключения), за исключением ламп на мачтах, колоннах и в других высокорасположенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бытовой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, корпусах оборудования и на ограждениях;

- со снятием напряжения — ремонт и ревизию магнитных пускателей, кнопок, автоматов, рубильников, реостатов, контакторов и аналогичной пусковой и коммутационной аппаратуры при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродвигателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов), отдельно расположенных магнитных станций, контроллеров, блоков управлений; замену плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наружного и внутреннего освещения и замену ламп в особо сырых помещениях и т. п.

Основными условиями обеспечения безопасности труда при эксплуатации судового электрооборудования являются: исправность и надежность работы средств автоматики, сигнализации, контроля, измерения и защиты; отличное знание обслуживающим персоналом устройства электрооборудования и правил его эксплуатации; регулярный инструктаж и проверка знаний по электробезопасности.

Для обеспечения безошибочного ориентирования, определения рода тока и фазы (полюса) кабели и провода электрических трасс маркируют, а шины окрашивают в соответствующие. При производстве ремонтных и профилактических операций с судовым электрооборудованием все работы по степени электроопасности разделяются на выполняемые без снятия напряжения, при частично или полностью снятом напряжении.

Необходимые меры предосторожности при проведении этих видов работ в зависимости от конкретных условий изложены в Правилах техники безопасности на судах морского флота (ПТБ-85). Этими правилами, в частности, предусмотрено, что все работы по осмотру и ремонту судового электрооборудования должны производиться при полностью снятом напряжении.


Работа без снятия напряжения допускается только при аварийных ситуациях при участии старшего электромеханика и с точным соблюдением всех мероприятии, обеспечивающих безопасность их выполнения. В виде исключения персоналу разрешается производить некоторые работы по обслуживанию электротехнических устройств без снятия напряжения. Конкретный перечень таких работ, выполняемых в период текущей эксплуатации, регламентируется старшим электромехаником судна. На электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво- и пожароопасных помещениях, производить работы без полного снятия напряжения категорически запрещается.

Обслуживание работающих электрических мащин и преобразователей осуществляют вахтенный механик и, если это предусмотрено штатным расписанием, вахтенный электрик. При обслуживании электрических машин необходимо соблюдать меры предосторожности от пора­жения электротоком, рекомендуемые инструкцией и правилами ПТБ-85. При аварийных отключениях оборудования необходимо твердо знать, что после исчезновения напряжения оно может быть подано вновь без предупреждения об этом персонала. При ремонте механизма без его разборки, работающего от электродвигателя, этот механизм должен быть, остановлен, а на его пусковом устройстве повешен плакат с надписью: «Не включать! Работают люди». Все отсоединенные от электрической машины фазы кабеля необходимо накоротко замкнуть и заземлить.

Состояние изоляции электрических машин, проводов, кабелей и радиотехнических устройств, должно систематически контролироваться. Обычно для проверки уровней сопротивления изоляции используют мегаомметры. Проверка сопротивления изоляции должна производиться лицами электротехнического персонала только при снятом напряжении не реже одного раза в месяц. В случае обнаружения пробоя изоляции, а также снижения ее сопротивления ниже допустимых норм необходимо отключить электротехническое устройство и с учетом условий плавания произвести восстановление изоляции. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса судна и между токоведущими частями установок, находящихся в эксплуатации. Согласно Правилам Регистра СССР сопротивление изоляции определяется в зависимости от рабочего напряжения.


 

Главные распределительные щиты (ГРЩ), пульты и станции управления должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от ГРЩ должны находиться у электромеханика и у поста управления главной машиной или в центральном посту управления (ЦПУ). Входить за главные распределительные щиты и щиты управления лицам, не допущенным к их обслуживанию, запре­щается. Перед началом работ с распределительными устройствами, пультами управления, щитами, а также любой коммутационной аппаратурой необходимо убедиться в том, что палуба возле них, а также в проходах у щитов по всей их длине покрыта диэлектрическими ковриками. Перед началом работ по обслуживанию коммутационных устройств с автоматическим приводом и дистанционным управлением в целях предупреждения ошибочного или случайного их включения необходимо снять предохранители всех фаз цепей управления и силовых цепей и вывесить плакаты на ключах и кнопках дистанционного управления с надписью: «Не включать! Работают люди». Работа по установке и снятию предохранителей производится при снятом напряжении и отключенной нагрузке в диэлектрических перчатках и защитных очках. Работу по очистке распределительных устройств без снятия напряжения рекомендуется производить с помощью специальных щеток или пылесосов, снабженных шлангом с изолирующим наконечником. Работа выполняется только в диэлектрических перчатках. Очистка изоляции без снятия напряжения производится не менее чем двумя лицами электротехнического персонала. Включения и отключения на ГРЩ, ЦПУ судовой энергетической установки должны осуществляться только вахтенным механиком или электромехаником. В случае обнаружения неисправностей, которые могут привести к несчастным случаям с людьми или крупной аварии, вахтенный электрик или механик должен самостоятельно произвести необходимые отключения и включения с последующим уведомлением об этом старшего механика или электромеханика. Оказывая помощь пораженному электротоком, необходимо немедленно снять напряжение с токоведущих частей (без получения на это разрешения), а затем; доложить об этом старшему механику и электромеханику.

На рукоятках автоматов, рубильниках и кнопках управления, при помощи которых может быть снова подано напряжение к месту работ, лицо, производящее отключение, обязательно должно вывесить запрещающий плакат с надписью: «Не включать! Работают люди». Проверку наличия в цепи электрического потенциала до 1000 В допускается выполнять с помощью указателя напряжения или переносного вольтметра. Контрольные лампы допускается применять при линейном напряжении до 220 В. Все работы, выполняемые персоналом по текущей эксплуатации, должны быть зафиксированы в электротехническом формуляре, регулярно проверяемом электромехаником судна.

Из книги Б.Н. Иванова Охрана труда на морском транспорте

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...