Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебно-методический комплекс
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Направление – 040400.62 «Социальная работа»
Квалификация – специалист
Форма обучения – очная, заочная
Сыктывкар 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт социальных технологий
Кафедра социальной работы
УТВЕРЖДЕНО
на заседании учебно-методической комиссии Института социальных технологий
«______»________________20___г.
Протокол _____________
Председатель УМК
М.Л. Берговина________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Занятость населения и ее регулирование»
Блок дисциплин – Б.3.В.3.
Направление – 040400.62 – социальная работа.
Квалификация – специалист.
Институт социальных технологий.
Форма обучения – очная, заочная.
Семестр – 5.
Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единиц, 144 часов.
В том числе:
Аудиторных –62 (10) час, из них:
Лекций – 36 (8) часов;
Практических – 26 (2) часов;
Лабораторных – 0 часов;
Самостоятельных – 55 (107) часов.
Текущий контроль – проверка конспектов лекций, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы, контрольная работа.
Итоговый контроль – экзамен.
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 040400.62 – «Социальная работа».
Составители (или авторы) УМК:
д.э.н., профессор Л.А. Попова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры социальной работы
Протокол заседания № от «» __________2012 г.
Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент _____________ И.А.Козырева
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирование системных знаний о теории и методологии экономики труда как науки и о занятости населения как виде человеческой деятельности, практических знаний об особенностях российской переходной модели рынка труда, о современных тенденциях занятости и безработицы населения страны и региона, о причинах и последствиях безработицы, о гарантиях государства в области социально-трудовых отношений, о социальных гарантиях безработным, о государственной политике занятости и реализующих ее институтах.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Занятость населения и ее регулирование» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки «социальная работа». Данная дисциплина является логическим продолжением таких дисциплин, как «Основы социального государства и гражданского общества», «Основы научных исследований», «Социальная демография», «Современные теории социального благополучия», «Социальная информация и методы ее обработки», «Экономические основы социальной работы», и опирается на знания, умения и навыки, сформированные в рамках их освоения.
Для освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» необходимо, чтобы студенты:
· владели основами культуры мышления, обобщения, анализа, восприятия информации;
· осознавали социальную значимость своей будущей профессии;
· знали основы современной концепции развития социального государства;
· знали основы экономики труда и закономерности функционирования рынка труда;
· разбирались в демографических, экономических и социальных аспектах занятости населения;
· умели давать объективную оценку различным экономическим и социальным процессам и явлениям, происходящим в обществе;
· знали проблемы на рынке труда социально уязвимых групп населения и умели обеспечить им социальную защиту, помощь и поддержку;
· умели решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента;
· умели использовать в своей деятельности нормативно-правовые документы;
· умели учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социально-трудовой сферы и управления;
· понимали потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.
Результаты изучения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» необходимы для освоения последующих дисциплин базовой части профессионального цикла: «Социальная работа с молодежью», «Социальная статистика», «Социальная политика», «Предпринимательство и бизнес-проектирование в социальной сфере», «Методология и методика анализа процессов в социальной сфере: спецпрактикум», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:
| ОК-1
| владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
| ОК-5
| умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы
|
| ОК-6
| стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства
|
| ОК-17
| способность учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
|
| ОК-19
| способность использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы
|
| ПК-1
| готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества
|
| ПК-2
| способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слове населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан
|
| ПК-3
| готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации
|
| ПК-4
| готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам
|
| ПК-6
| способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни
|
| ПК-7
| готовность решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента
|
| ПК-11
| способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней
|
| ПК-14
| владение способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
|
| ПК-25
| способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб
|
| ПК-26
| готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения
|
| ПК-30
| готовность к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения
|
| ПК-31
| способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы
|
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 кредитных зачетных единиц, 124 часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего часов – 111 + экзамен.
Аудиторные занятия – 54 часа (36 ч. – лекции, 18 ч. – практические занятия). Самостоятельная работа – 57 часов.
| № п/п
| раздел, тема дисциплины
| семестр
| неделя семестра
| виды учебной работы и трудоемкость
(в часах)
| формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) и промежуточной аттестации
|
| лек-ция
| прак-тичес-кое заня-тие
| само-стоя-тель-ная рабо-та
|
| Раздел І. Демографические аспекты занятости населения
|
| 1.
| Население, ресурсы для труда и их воспроизводство
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 2.
| Миграция населения
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 3.
| Влияние миграции на численность и состав населения
Республики Коми
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 4.
| Закономерности развития рождаемости в России
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 5.
| Тенденции смертности в России
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 6.
| Демографическая ситуация в Республике Коми
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 7.
| Основы социально-демографической политики
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| Раздел ІІ. Экономические аспекты занятости населения
|
| 8.
| Рынок труда
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 9.
| Модели рынка труда
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 10.
| Занятость населения России в условиях перехода к рыночным отношениям
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 11.
| Занятость населения Республики Коми
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| Раздел ІІІ. Социальные аспекты занятости населения
|
| 12.
| Безработица и ее социально-экономические последствия
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 13.
| Государственная социальная поддержка безработных
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 14.
| Государственная политика занятости населения
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 15.
| Государственные программы занятости населения
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| 16.
| Инфраструктура рынка труда
|
|
|
|
|
| проверка конспекта лекции, устный опрос, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы
|
| ИТОГО:
|
|
|
| Форма промежуточного контроля - ЭКЗАМЕН
|
Содержание дисциплины
Программа лекций
Воспользуйтесь поиском по сайту: