Научно-исследовательская деятельность школьников на уроках химии и биологии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Государственное учреждение образование «Даниловичский учебно-педагогический комплекс Детский сад-средняя общеобразовательная школа» РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (из опыта работы)
Потапчик Светлана Игоревна, Учитель химии и биологии высшей категории Дзержинск 2010 Аннотация В данной работе представлена система работы учителя по организации научно-исследовательской работы учащихся в сельском общеобразовательном учреждении. Учитель показывает цели и задачи научно-исследовательской работы учащихся, этапы её организации, анализирует модель развития учебно-исследовательских умений школьников. В работе представлены рекомендации по организации наблюдений и проведения эксперимента на уроках биологии и химии. Здесь вы найдёте алгоритм проведения школьных исследований при организации внеклассной исследовательской работы школьников, темы исследовательских работ, которые были проведены учащимися ГУО «Даниловичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя общеобразовательная школа».
Содержание
1. Введение …………………………………………………..……стр.4
2. Школьные исследования как средство развития творческой личности….………………………………….……………….......стр.5
3. Научно-исследовательская деятельность школьников на уроках химии и биологии..……………………………………………стр.6-10
4. Организация внеклассной научно-исследовательской работы школьников ………………….………………………………стр.11-13
5. Школьные исследования в учреждении образования ……стр.14-15
6. Школьные исследования глазами выпускников………...…стр.15-16
7. Литература………………………………………………………..стр.16
Введение
Современная жизнь требует от людей мобильности, быстрого темпа, умения ориентироваться в огромном потоке информации, творческого подхода к делу. Перед школой ставиться задача ― дать обществу выпускника скорее не знающего, а умеющего. «Учение ради учения» уже неактуально. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно изменяющихся условиях, успех в жизни. «Нужно признать, что научить всему мы не сможем, вложить в головы детей важнейшие достижения огромной биологической науки не в наших силах. Куда важнее дать детям не «рыбу», а «удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами биологии их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, прививать основы экологической, гигиенической культуры, формировать биоцентрическое мировоззрение» {1/ с 41-51}. Формирование у школьников опыта творческой деятельности является в настоящее время актуальной проблемой. Одна из форм такой деятельности ― исследовательская работа, в процессе которой они встречаются с многообразными фактами и явлениями. Продуманная организация исследовательской деятельности школьников способствует формированию творческого мышления, рациональных приёмов умственной деятельности и сообразительности, а также самостоятельности в принятии конкретных решений. Не менее важной проблемой является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего ученического коллектива в целом. Исследовательская работа способствует развитию навыков сотрудничества в творческой деятельности школьников, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения задач, что несомненно влияет на рост творческого потенциала каждого ученика.
Школьные исследования как средство развития творческой личности Научно- исследовательская деятельность учащихся ― процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи: · Выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности · Развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений · Развить умение самостоятельно, творчески мыслить · Помочь в выборе профессии На основе анализа литературы по проблеме организации ученических исследований, собственного опыта можно выделить четыре этапа организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Первый этап. Ситуация теоретико-экспериментальных исследований на уроке. Учитель предлагает исследовательские задания с большой степенью реальности содержания. Педагог знает направление поиска, помогает ученику получить первичные представления о познаваемости мира, его материальности, взаимосвязи природных явлений.
Второй этап. Ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Учитель предлагает ученику самостоятельно решить проблему.
Третий этап. Ситуация поисковой деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределённым содержанием, ни учитель, ни ученик не знают итогов исследования. Для позитивного результата учитель должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать ученика.
Четвёртый этап. На этой ступени учащийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий. Научно-исследовательская деятельность школьников на уроках химии и биологии Развитие исследовательских навыков учащихся должно начинаться на школьных уроках. В этом отношении очень хороши уроки химии и биологии. Здесь можно смоделировать все этапы развития учебно- исследовательских умений школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|