Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы диагностики и виды диагностических




Исследований

 

По форме организации и процедурам диагноза различается следующие группы методов диагностики: аналитическая диагностика, экспертная диагностика и диагностика на модели.

Под аналитической диагностикой понимается проведение процесса диагноза на основе статистической информации, использования функциональных, экономических, юридических и т. п. документов, материалов прессы, художественной и документальной литературы, материалов архивов и т. п. Аналитическая диагностика называется еще бесконтактной, так как исключает различные опросы.

Под экспертной диагностикой понимается получение информации методами проведения экспертных опросов и экспертизы каких-либо проблемных ситуаций; данный вид диагностики называется опросным, при этом используются методы анкетирования, интервьюирования, тестирования.

Под диагностикой на модели имеется в виду имитационное моделирование, хотя его возможности ограничены для диагноза: чаще всего диагностические процедуры предшествуют моделированию, концептуализации проблемного объекта, его прогнозированию, проектированию, программированию.

Диагностика всегда направлена на характеристику целостного этнокультурного процесса: от поиска причин возникновения проблемного состояния объекта до оценки результатов развития процесса (формирования личности или развития региона).

Диагностика выдвигает особые требования к организации исследования, направленного на разработку диагностической методики. Наиболее важными из них являются требования системного подхода, которые заключаются в следующем:

— любое явление должно рассматриваться как целостная система;

— в выявлении сторон процесса личностно-профессионального развития и его проблемных ситуаций, подлежащих диагностике;

— в анализе основных связей внутри диагностируемых объектов;

— в определении структуры и организации направленности процесса диагностируемого объекта.

Следует также подчеркнуть, что акмеологическая диагностика развернута во времени и прослеживает культурный процесс как переход из одной социокультурной ситуации в другую, вычленяя при этом циклы реализации поставленных целей. Исходя из разновременности формирования различных сторон культурного процесса и его цикличности (т. е. гетерохронности и дискретности), диагностика сочетает в себе срезовые и протяженные во времени (лонгитюдные) обследования.

Срезовые диагностические обследования можно определить как структурные, потому что они дают срезы отдельных сторон процесса или срезы по нескольким его компонентам. Структурные срезовые диагностики выявляют также связи между отдельными сторонами процесса: на их основе уже можно заниматься созданием теоретических моделей.

Лонгитюдная диагностика по своему характеру системная, так как предполагает изучение функционирования организационно-управленческой системы во времени, выявление существенных связей как внутри исследуемого объекта, так и его внешних связей, определение различных направлений его развития. Лонгитюдная системная диагностика включает экспериментальные ситуации, создание имитационных моделей.

Можно выделить также прогнозирование в диагностике и ее методы: экстраполирование процесса, вероятностное предсказание правильности выбранных средств и путей достижения целей, прогнозное моделирование.

Общим требованием ко всем видам диагностики является то, что диагностику характеризует принятие решений в условиях неопределенности, поэтому для диагностов очень важно использование методов включенного наблюдения, объективное отношение к исследованию явления, умение грамотно выдвигать гипотезы, ставить задачи и принимать решения.

Желателен в диагностике также метод эксперимента, но он требует серьезных методологических, организационных, финансовых, кадровых усилий и затрат, и поэтому в наше неопределенное, кризисное время к эксперименту прибегают крайне редко.

На каждом из перечисленных уровней диагностики включается определенное количество параметров объекта: наиболее сокращенное, когда дается срез отдельных сторон объекта; наиболее завершенное, когда дается картина целостного системного явления. В прямой зависимости от уровня диагностики находится и ее практическая отдача: низкая - при отдельно компонентных срезах, высокая - при системной диагностике. Последняя позволяет определять функции отдельных сторон организационно-управленческого процесса как целостного отдельного явления и функции развития этого процесса. При данном подходе устанавливается полная картина связей между отдельными компонентами объекта и его связи с другими объектами.

Различные уровни диагностического обследования вовсе не означают, что нужно стремиться к более сложной организации исследования из-за того, что системный уровень диагностики выполняет определенную функцию, достаточную для достижения ограниченных целей. Поэтому выбор уровня диагностики зависит только от того, какой результат хочет получить исследователь. В одних случаях нужна одномерная экспресс-диагностика сложной проблемной ситуации, в других необходимо провести длительное изучение результативности процесса, в-третьих, возникает необходимость осуществить предсказание тенденций развития, т. е. разработать методы прогнозной диагностики.

Диагностика не мыслится без мониторинга: все этапы, процедуры и результаты диагностики существенны и в научном, и в практическом смысле только в том случае, если будет осуществлено моделирование того, что мы хотим сделать.

В элементарном понимании мониторинг обозначает организацию постоянного отслеживания информации, наблюдение, оценку и анализ связей и процессов, их изменений, а также прогнозирование этих изменений.

Систематическая регистрация и анализ эмпирических данных требуют качественной информационной базы, желательно технологически и электронно оснащенной.

Как уже было сказано выше, основная задача этого мониторингового отслеживания — оперативный контроль за ходом социокультурных процессов, выявление изменений в состоянии объектов.

Более сложные задачи мониторинговой службы:

— измерение пространственно-временных, циклических и прочих характеристик изучаемых процессов;

— выделение влияния различных факторов на сущностные характеристики изучаемого процесса;

— измерение экологических характеристик исследуемых процессов.

Для решения этих задач нужна как концептуальная и методологическая проработанность исследования, так и хорошие теория и методология изучения динамических процессов, необходима особая методологическая наука измерения этой процессуальности (не только на количественных, но и на качественных показателях); измерение границ процесса, выделение классов показателей и переменных величин: по множеству объектов, во времени (в динамике), по пространственным характеристикам процесса, измерение направлений (векторов и траекторий) изменений, измерение различных свойств процессов и т. д.

К числу последних исследователи относят, например, эргодичность —свойство, отражающее характер влияния прошлых состояний явления на настоящее и будущее. Конечно, без учета эргодичности (социальной памяти) процессов изучать их нельзя. Но как измерить эту эргодичность?

Очевидная трудоемкость и высокая стоимость мониторинговой деятельности делают ее труднодоступной для диагностики, даже если пойти на минимизацию числа переменных и стадий обследований. Поэтому для "отслеживающих" функций диагностики выше были предложены лонгитюдные, сравнительные, повторные, панельные исследования, а функцию эргодичности может решить реконструкция культурно-исторического образа объекта и обязательный методологический принцип диагностики — принцип историчности и культурной преемственности.

Тем не менее мониторинговые системы необходимы для диагностики глобальных проблем, например экологических, где важен фактор своевременности выявления изменений в ходе процесса, а также в саморегулирующихся, глубинных, не поддающихся управленческому вмешательству процессах, где мониторинг выполняет роль гомеостатической обратной связи.

Для всех вариантов мониторинга необходима разработка классификации процессов, типологизация всех составляющих его структур, для того, чтобы определить, какие из них характеризуют преемственность (стабильность), непрерывность (перманентность) и прочие состояния объектов.

Сложность создания мониторинга в акмеологии упирается также в сложную природу явлений, не поддающихся прямому и адекватному количественному измерению, поэтому надо прибегать к интегрирующим показателям, к их агрегированию. Даже в экологических мониторингах, методически разработанных и технологически оснащенных, одним из сложных этапов является моделирование антропогенных процессов (взаимодействие человека с природой и с окружающей средой).

Следует также понимать, что концептуальная и информационная модель мониторинга локально-территориального уровня существенно отличается от задач и содержания мониторинга регионального — межрегионального — федерального уровней. В принципе для построения федеральной системы диагностических мониторинговых служб необходима в первую очередь тщательная проработка локального информационного поля, на котором выстраивается многоуровневая иерархия соподчиненных и независимых показателей вплоть до показателей диагностики координационного центра федерального мониторинга.

Теоретическая модель диагностики локально-территориального уровня будет строиться на таких основных исходных теоретических понятиях, как образ жизни и его социальная организация специализированных и обыденных сфер: микросоциум, социокультурная общность, личностное развитие и их проблемные ситуации. Исходная проблема регионального Уровня — социокультурная идентификация "конкретной земли", ее самоопределение, отсюда целый комплекс проблем (исторических, экономических, этнических, политических, организационно-управленческих и т. п.), сопровождающих процессы социокультурной идентификации региона. Теоретический аспект межрегиональной диагностики — получение типологического разнообразия регионов, обоснованных критериев выделения различных типов регионов, сравнительный анализ межрегиональных процессов культурного развития, конструктирование моделей регионального поведения и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...