Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии 000 " Северо - Западный печатный двор " Г. Гатчина, ул. Железнодорожная, 45, л. Б. Издательство «КОРОНА принт» Телефоны: (812) 251-33-94; (812)259-66-10 Оптовая торговля: (812) 259-68-17; (095) 148-35-12 E - mail: coronapr@online.ru Книга-почтой: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29. Для «КОРОНЫ принт» © «КОРОНА принт», 2005
Введение Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис — словосочетания и предложения. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой. Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки.
К шести-семи годам словарь ребенка достигает 3000-3500 слов. Малыш уже свободно владеет речью и в состоянии выражать словами свои мысли и чувства, высказывать отношение к увиденному. Маленький собеседник все активнее участвует в разговоре со взрослыми и со сверстниками: спорит, рассуждает, достаточно мотивированно отстаивает свое мнение, пытается убеждать. Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет ни заря» и т. п.), умение употреблять образные слова и выражения. Дошкольник к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении, употребляет все части речи. Значительно уменьшается число неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных. В то же время быстро растущий словарный запас может характеризоваться не всегда точным пониманием новых слов, а в связи с этим их неправильным употреблением. В речи ребенка иногда еще наблюдаются ненормативные варианты словоизменения (например, «ухи» вместо «уши», «пени» вместо «пни»), а также ошибки словообразования (например, «стреляльщик» вместо «стрелок», «драчуниха» вместо «драчунья»). В момент обучения словоизменению взрослый должен давать ребенку сопоставление начальной и косвенной форм слова. Это делается интонационно: голосом подчеркивается разница в звучании окончаний слова, например, «карандаш — карандашОМ», «ложка — ложкОЙ», «туфли — много туфЕЛЬ», «носки — много носКОВ».
Сначала ребенку предлагается, глядя на картинку, закончить предложение или вставить в него пропущенное слово в нужной грамматической форме. Затем задание усложняется — юный ученик должен самостоятельно составлять аналогичные фразы, отвечая на вопрос взрослого или пользуясь опорными словами. Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допу щенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры. Эта книга станет первым учебником ребёнка породному языку. Малыш под руководством взрослого сможет заниматься по ней, постепенно получая и тут же закрепляя на практике свои морфологические и синтаксические навыки. В игровой форме юный исследователь будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи. Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается только открыть ее и начинать занятие с ребенком. Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. Ориентировочная продолжительность занятия: для детей 6-7 лет— 15-30 минут, для детей 7-8 лет — 30-45 минут. Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд.
Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой. Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи. Помните: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой. КТО И ЧТО Цель: определение одушевлённых и неодушевлённых существительных. Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линиями слова и картинки. КТО ЧТО ПРИДУМАЙ ИМЯ ЦЕЛЬ: образование существительных от различных частей речи.
Методические указания. В этой игре в качестве примеров приведены существительные с суффиксами - ок -, - ун -, - ыш. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, подскажите ему другие способы словообразования: красивый — красавец, трудится — трудяга, обманывает — обманщик, попрошайничает — попрошайка.
Родились у кошки котята, все такие красивые, смышлёные, игривые... Мы решали, мы гадали, Как же нам котят назвать? Давай подумаем вместе. А теперь постарайся сам придумать имена для котят. Дай имя котёнку, который много спит, который много ест, часто мяукает или царапается. Дай имена рыжему, пёстрому, тихому, хитрому, смелому котёнку. Слова для справок: Соня, Обжорка, Тихоня, Царапун, Рыжик, Хитрец, Смельчак и т. д. ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ
ЦЕЛЬ: образование прилагательных от существительных.
В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали.
На этой улице есть фонтан. Назовём её Фонтанная. На этой улице стоит школа. Назовём её Школьная.
На этой улице много дубов. Назовём её... {Дубовая). На этой улице много берёз. Назовём её... {Берёзовая). На этой улице много садов. Назовём её... {Садовая). На этой улице находится аптека. Назовём её... {Аптечная). На этой улице находится библиотека. Назовём её... {Библиотечная). На этой улице находится больница. Назовём её... {Больничная). На этой улице находится театр. Назовём её... {Театральная). Придумай ещё несколько названий улиц сам. Подсказка для взрослых: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро и т. д. ЧЕГО НЕ СТАЛО Цель: трудные случаи употребления существительных в родительном падеже множественного числа.
Методические указания. Взрослый просит ребёнка показать и назвать предметы на картинке, а затем закрыть их ладошкой и сказать, чего не стало. Если ребёнок неправильно склоняет существительные, поправьте его.
Это вишни. Нет вишен. Это окна. Нет окон.
Это башни. Нет башен. Это яблони. Нет яблонь. Это пни. Нет пней.
Это сапоги. Нет сапог. Это туфли. Нет туфель.
Это апельсины. Нет апельсинов. Это яблоки. Нет яблок.
Это карандаши. Нет карандашей. Это носки. Нет носков.
Это ружья. Нет ружей. Это перья. Нет перьев.
СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ
ИГРА №1
ЦЕЛЬ: употребление простых предлогов из и за и сложного предлога из - за.
Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.
Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог из, в каких за, а в каких из-за.
СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ
ИГРА №2
ЦЕЛЬ: употребление простых предлогов из и под и сложного предлога из - под. Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог из, в каких под, а в каких из-под.
ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ И МЕЖДУ ЦЕЛЬ: правильное употребление предлогов через, сквозь и между. Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. Рассмотри схемы. Сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог через, в каких сквозь, а в каких между.
ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО
ЦЕЛЬ: закрепление правильного употребления предлогов.
Слушай внимательно! Я сейчас буду читать предложения, в которых потерялись маленькие словечки. Подумай, какие это могут быть слова. Верни их на свои места, чтобы сразу всё стало понятно.
Петух сидит... жёрдочке. Утята плавают... воде. Свинья спит... скамейкой. Собака лежит... будке. Лошадь стоит... домом. Девочка выглядывает... окошка. Корова пасется... забором. Гнездо свито... дереве. Птенцы сидят... гнезде. Курица бежит... забора. Кошка охотится... крыше. Птица летит... домом. ВМЕСТО ИМЕНИ
ЦЕЛЬ: употребление личных местоимений.
Послушай маленькие рассказики. Если заметишь ошибки, исправь их. Обрати внимание на коротенькие словечки, которые заменяют имена и названия предметов. Кошка свернулась в клубок. Она хочет спать. Слово кошка можно заменить на словечко она.
Дети ходили в библиотеку. Вите купили лыжи. Он ката- Она взяли там книги. (-) ется на лыжах. (+)
Шофер взял из гаража запасное Маша ходила в кино. Он колесо. В дороге оно может при- посмотрела интересный годиться. (+) фильм. (-)
У меня есть брат. Его зовут У меня есть сестра. Его зовут
Витя болеет. У нее болит Мои друзья — Вера и Миша. Ты ними. (+) ДРУЖНАЯ КОМАНДА ЦЕЛЬ: склонение личных местоимений. Грамматическая справка. Личные местоимения склоняются, то есть изменяются по падежам:
Помоги ребятам из волейбольной команды рассказать о своей любимой игре и о себе. Для этого ответь на вопросы.
Я хорошо играю в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... меня. Я всегда отбиваю мяч, если мяч бросают (кому?)... мне. Все довольны (кем?)... мной. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?)... обо мне.
Ты хорошо играешь в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... тебя. Ты всегда отбиваешь мяч, если мяч бросают (кому?)... тебе. Все довольны (кем?)... тобой. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?)... о тебе. Он хорошо играет в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... его. Он всегда отбивает мяч, если мяч бросают (кому?)... ему. Все довольны (кем?)... им. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?)... о нём. Она хорошо играет в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... её. Она всегда отбивает мяч, если мяч бросают (кому?)... ей. Все довольны (кем?)... ею. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?)... о ней. Мы хорошо играем в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... нас. Мы всегда отбиваем мяч, если мяч бросают (кому?)... нам. Все довольны (кем?)... нами. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?)... о нас. Вы хорошо играете в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... вас. Вы всегда отбиваете мяч, если мяч бросают (кому?)... вам. Все довольны (кем?)... вами. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?)... о вас. Они хорошо играют в волейбол. Друзья хвалят (кого?)... их. Они всегда отбивают мяч, если мяч бросают (кому?)... им. Все довольны (кем?)... ими. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?)... о них.
НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ Цель: образование существительных с помощью суффиксов - щик, - чик, - ик, - тель, - ец.
Ответь на вопросы.
Кто носит багаж? Багаж носит носильщик. Кто сваривает трубы? Трубы сваривает... (сварщик). Кто делает часы? Делает часы... (часовщик).
Кто управляет самолётом? Самолётом управляет лётчик. Кто переплетает книги? Книги переплетает... (переплётчик). Кто кладет паркет? Паркет кладет... (паркетчик).
Кто чинит водопровод? Водопровод чинит... (водопроводчик).
Кто учит детей? Детей учит учитель.
Кто строит дома? Дома строит... (строитель). Кто водит городской транспорт? Транспорт водит... (водитель). Кто пишет книги? Книги пишет... (писатель). Кто читает книги? Книги читает... (читатель).
Кто рисует картины? Картины рисует художник. Кто чинит сапоги? Сапоги чинит... (сапожник). Кто складывает печи? Печи складывает... (печник). Кто поёт песни? Поёт певец. Кто куёт металл? Металл куёт... (кузнец). Кто убирает двор? Двор убирает... (дворник). Кто продаёт товары? Продаёт... (продавец). Вот как много профессий мы назвали! Но на самом деле их гораздо больше. Какая профессия у твоего папы, у твоей мамы? Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь? ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ Цель: образование существительных женского рода. Помоги мне подобрать нужное слово.
Мужчина — художник, а женщина — художница. Мужчина — писатель, а женщина... (писательница). Мужчина — продавец, а женщина... (продавщица). Мужчина — лётчик, а женщина... (лётчица). Мужчина — повар, а женщина... (повариха). Мужчина — ткач, а женщина... (ткачиха). Мужчина — портной, а женщина... (портниха). Мужчина — артист, а женщина... (артистка). Мужчина — пианист, а женщина... (пианистка). Мужчина — скрипач, а женщина... (скрипачка).
Мужчина - певец, Мужчина - учитель, а женщина... (певица). а женщина... (учительница).
Есть среди профессий и такие, которые называются одинаково и у мужчин, и у женщин, например: врач, фотограф, секретарь, инженер, строитель, режиссёр, судья.
Какая профессия у твоей мамы? Если мама занята хозяйством - работает дома, её называют домохозяйка. ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ Цель: определение рода и числа имён существительных.
Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линией слово и картинку. ОН ОНА ОНО ОНИ
ЕСТЬ И НЕТ Цель: употребление существительных с подвижным ударением (его место меняется при склонении). Методические указания. Сначала взрослый обыгрывает первую пару картинок, давая ребёнку речевой образец (необходимо следить за правильностью расставления ударения). Затем ребёнок повторяет те же действия и слова. После этого обыгрывается вторая пара картинок и т. д.
Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано, а потом закрой ладошкой эту картинку и скажи, чего не стало. Вот так:
Есть дождь. Нет дождя.
Есть изба. Нет избы. Есть избы. Нет изб.
Есть доска. Нет доски. Есть доски. Нет досок. Вижу доски. Иду по доскам. Есть простыня. Есть простыни. Нет простынь. Нет простыни. Есть волк. Нет волка. Есть волки. Нет волков. РАССКАЗ МАЛЬЧИКА Цель: перенос ударения на предлог в словосочетаниях на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.
С утра надену на голову меховую шапку, наброшу шубу и бегом во двор. Сяду на санки и мчусь с горы. Иногда санки упадут набок, и покачусь я кубарем под гору. В другой раз надену на ноги лыжи и опять на улицу до самого вечера. А начнет надвигаться из лесу вечерняя темнота, тут я домой. Приду весь в снегу, уставший, но довольный. Поставлю у печки валенки, повешу шубу. Глядь, а с них на пол лужица натекла. Бабушка поворчит на меня, головой покачает, а сама, вижу, улыбается.
Ответь на вопросы. Старайся отвечать не одним словом, а полными предложениями: 1. Как мальчик одевался на улицу? Что он обувал на ноги! 2. На чём мальчик катался с горы? 3. Почему мальчик покатился кубарем? 4. Откуда вечером надвигается на деревню темнота? (Из лесу). 5. Где мальчик сушил свою одежду? 6. Что натекло на пол? 7. Откуда взялась вода? Как ты думаешь, бабушка сердится на мальчика? ДВА БРАТЦА Цель: образование и употребление существительных с уменьшительным суффиксом -ик- и увеличительным суффиксом -ищ-.
Жили-были два братца. Младшего звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. Ик построил себе маленький дом ик, а Ищ — большой дом ищ е.
Стали братья огороды копать. Ик вскопал... (огородик), а Ищ — (огородище). Стали они сажать около дома деревья и кусты. Младший Ик посадил... (кустик), а старший Ищ — (кустище). Каждый завёл себе кота: у братика Ик был маленький... (котик), а у брата Ищ — большой... (котище). Посмотри на этих котов и скажи, как у каждого из них называются: рот, нос, хвост, глаза, усы и лапы. Слова для справок: ротик — ротище носик — носище лапки — лапищи хвостик — хвостище глазки — глазищи усики — усищи
ПОПРОСИ И РАССКАЖИ Цель: употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени, в повелительном наклонении глаголов; чередование согласных в глагольных формах. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.
Маше надо вытереть пыль. Что делает Маша? Что надо делать Маше? (Маша вытирает пыль). (Вытирать пыль). Попроси Машу об этом. (Маша, вытри пыль). Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делала Маша? (Маша вытирала пыль). Ребята хотят жечь костёр. Что делают ребята? Что хотят делать ребята? (Ребята жгут костёр.) (Жечь костёр). Попроси ребят об этом. (Ребята, жгите костёр.) Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делали ребята? (Ребята жгли костёр).
Папе с сыном надо ехать на машине. - Что надо делать? (Надо ехать). Как мальчик попросит папу об этом? (Папа, поезжай). - Что делает машина? (Машина едет). Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делала машина? (Машина ехала).
Диме надо махать флажком. Что делает Дима? Что надо делать Диме? (Дима машет флажком.) (Махать флажком.) Попроси Диму об этом. (Дима, маши флажком.) Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делал Дима? (Дима махал флажком.) Что делает Вова? (Вова ката ется на велосипеде.) Мама спрашивает у Вовы: «Ты катаешься около дома?» Что Вова отвечает маме? {«Я катаюсь около дома».) Мама разрешила Вове кататься на велосипеде только около дома. Что разрешила мама Вове? (Кататься на велосипеде около дома.) Как мама сказала об этом Вове? (Вова, катайся на велосипеде око ло дома). Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Вова? {Вова катался на велосипеде около дома.) Хозяйка дала команду собаке стеречь сумку. Что надо делать собаке? (Стеречь сумку.) Что хозяйка сказала собаке? (Стереги сумку.) Что делает собака? (Собака стережёт сумку.) Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делала собака? (Собака стерегла сумку.) Пете надо скакать на лошадке. Что делает Петя? Что надо делать Пете? {Петя скачет на лошадке). (Скакать на лошадке.) Попроси Петю об этом. (Петя, скачи на лошадке.) Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Петя? (Петя скакал на лошадке.)
Тане надо полоскать бельё. Что надо делать Тане? (Полоскать бельё.) Попроси Таню об этом. (Таня, полощи бельё.) Что делает Таня? (Таня полощет бельё.) Вниманию взрослых: стричь — стриги — стрижёт — стриг мазать — мажь — мажет — мазал ездить — поезжай — езжу — ездил БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ Цель: соотносить реальные события со временем, употреблять в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Методические указания. Взрослый перечисляет знакомые ребёнку события, а малыш должен сказать — это уже было, происходит сейчас или будет происходить. Давай вспомним, что уже было; посмотрим, что происходит сейчас, и подумаем, что ещё должно произойти, — будет через какое-то время. 1. Летом ты ходил за грибами? 2. Мы занимаемся. Это происходит сейчас или уже прошло? 3. Ты уже ходишь в школу? Это происходит сейчас или ещё только будет на следующий год? 4. Ты уже был в зоопарке или только собираешься туда сходить? 5. Ты занимаешься или смотришь телевизор? А что будешь делать потом? 6. (Во время обеда.) Ты уже съел первое? (Да.) Что ты ешь сейчас? (Второе.) Что будет на третье? Ты уже пил компот? (Нет.) Это было или будет? СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ Цель: образование действительных причастий настоящего времени. Грамматическая справка. Глагол Действительное причастие настоящего времени играть — играют играющий писать — пишут пишущий строить — строят строящий кричать — кричат кричащий Посмотри на картинку и составь предложения из двух слов, например: «Девочка прыгает». Про эту девочку можно сказать по-другому: какая девочка? «Прыгающая девочка». А теперь сам постарайся придумать новые слова.
Мальчик идет. Мальчик какой? Собака спит. Собака какая? (Идущий мальчик.) (Спящая собака.)
Птица летит. Птица какая? Мальчик читает. Мальчик какой? СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВ Цель: подбор однокоренных слов.
|
|
|