Управленческая сетка Блейка и Моутон.
Теории черт лидерства и современная психология. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации л-р должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения л-ра.
Теория л-рских качеств Наиболее ранний подход. Пытались выявить те качества, которые отличают ≪великих людей≫ в истории от масс. Л-ры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нел-ров. База - л-рами рождаются, а не становятся. Много исследований, списки л-рских качеств.
1. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные л-рские качества. Стогдилл - в основном 5 качеств характеризуют л-ра: • ум или интеллектуальные способности; • господство или преобладание над другими; • уверенность в себе; • активность и энергичность; • знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление л-ра.
Манн - 7 личностных качеств л-ра, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет л-ром. Но практика этого не подтвердила.
Несмотря на это, изучение л-рских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг.
2. Америк. конс-т Уоррен Беннис (90 успешных л-ров) 4 группы л-рских качеств: • управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей; • управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; • управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
• управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Последующее изучение привело к выделению 4 групп л-рских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые.
Физиологические: рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Нет связи с Л. Психологические, или эмоциональные: характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 11.2 черты характера личности при выявлении л-ра в организации. Умственные, или интеллектуальные: уровень этих качеств у л-ров выше, чем у нел-ров. Последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и Л.м достаточно мала. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у л-ра навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Точное измерение затруднено.
Недостатки ТЛК: Во-первых, перечень потенциально важных л-рских качеств оказался практически бесконечным. Невозможно создать ≪единственно верный≫ образ л-ра, а следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и Л.м и помочь практическому выявлению последнего. Подход послужил толчком к появлению и развитию других концепций Л. и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ Л..
5. Конструктивное и деструктивное лидерство.
В зависимости от направленности влияния (скорее – по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное, деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональные) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Сравнивая между собой констр. и деструкт. Л. можно выделить следующие особенности личности, влияющие на жизнедеятельность группы. Д.Л. более агрессивны, доминантны, подозрительны, постоянно отстаивают свою позицию, сверхчувствительны к замечаниям в свой адрес, проявляют агрессию и гнев, нетерпим к ошибкам партнера, строг и резок в оценке других. У К.Л. более адекватная самооценка, выше уровень общительности.
9. Многомерные стили лидерства.
К одномерным, т. е. обусловленным одним фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.
Многомерные стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других. Все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В ее основе лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных, сколько на причины, его вызывающие.
Управленческая сетка Блейка и Моутон. Представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений л-рского поведения: на горизонтальной оси — интерес к производству и на вертикальной оси — интерес к людям. Шкалирование каждой из осей матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных л-рских стилей. Стиль 9,9 является лучшим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|