Подходы к изучению жизненного пути человека
Первый (и наиболее ранний) (идиографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности). Второй — (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств. Третий (онтогенетический) - сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей. Четвертый — акцентировал определяющую роль детства (и сексуальных отношений с родителями) (З.Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации (Ш.Бюлер, А.Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс — "индивидуальную историю" и выделяет в качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось их связать. Пятый — наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э.Эриксона, — раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов. Однако Эриксон признает и роль психосоциальных, культурно-исторических и социальных условий, а развитие личности определяет через способы интеракции со все более расширяющимся кругом людей и контекстом жизни. Шестой подход связан с разработкой Б.Г.Ананьевым, категории "жизненного цикла", ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Включив последнюю в исторический контекст и события, способы воспитания и т. д., Б.Г.Ананьев исследовал закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни — акме, раскрытием индивидуальности как высшего уровня развития и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало). Он выделил интересные в личностном плане стадии юношеского "старта" и "финиша", достигаемого в старости.
Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины — акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека — "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект", — ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм активности человека, понятий "субъекта деятельности", "субъекта познания", "субъекта жизненного пути". Уделив внимание развитию человека в качестве индивида, он провел принципиальное различие между биологией человека и животных, закономерности высшей нервной деятельности которых были перенесены И.П.Павловым и его последователями прямо на человека (например, вторая сигнальная система). Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, во-первых, сама личность определяется не как обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути, его противоречий и способов их решения; самовыражение и самоактуализация — две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни. Иначе говоря личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации — объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту.
Сам жизненный путь рассматривается небезлично (согласно той или иной теоретической модели того или иного психолога), а в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. Личность выбирает направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и координирует его события и ситуации. С.Л.Рубинштейн разрабатывает понятие "субъект жизненного пути", в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками. Критериями личности как субъекта жизненного пути являются: 1) способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями; 2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений; 3) способность к движению по жизненному пути "по восходящей", т. е. к развитию как совершенствованию.
Структура жизненного пути
Структура жизненного пути — это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни. Мы считаем дискуссионным деление жизненного пути на отдельные кванты "события", при котором теряется их связь с личностью, их зависимость от личности и их влияние на личность, не улавливается связь внешних и внутренних событий. В итоге жизненный путь изображается через перечень — родился, поступил в школу, поступил в институт, поступил на работу, женился и т. д., — что не вскрывает личностного содержания и смысла жизни.
Мы предположили, что жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни. Несомненно огромную роль играет концепция жизни, связанная с "Я-концепцией", но эти интегральные высшие образования являются обобщениями, присущими сознанию личности, хотя и находят свое выражение в поступках, рациональных решениях, поведении личности. Понятие "жизненная позиция" в данном содержании не имеет ничего общего с идеологемой "активная жизненная позиция", столь популярной при социализме. Итак, жизненная позиция — 1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей, результат поиска условий и средств (как объективных, так и субъективных), их удовлетворения по ценностным основаниям, выработанным личностью критериям и параметрам; 2) совокупность — "ансамбль" объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам; 3) мера и соотношение необходимого, желаемое и реальных результатов активности; 4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней с другой; 5) выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), в различных формах жизни;
6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом. В отличие от субъективных отношений, смыслов, концепции жизни и т. д., позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший ход жизни. Важнейшей характеристикой позиции являются противоречия, которые в результате принятия личностью той или иной позиции могут либо обостряться, либо сглаживаться. Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности, особенности и притязания с условиями и требованиями жизни. Если основные жизненные отношения личности интегрирование отвечают ее субъективным отношениям, то такая позиция характеризуется целостностью, гармоничностью, целенаправленностью, устойчивостью. Позиция же, построенная на не связанных между собой основных отношениях и способах их реализации (не соответствующих этим отношениям), очень быстро приводит к обострению противоречий и в конечном счете к новому кризису. Позиция — это личностное самоопределение. Основные характеристики процесса и результаты самоопределения, на наш взгляд, следующие: 1) процесс самоопределения— это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления; 2) процесс самоопределения двухвекторный — от переосмысления "Я" в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективации. Жизненная линия (понятие, в отличие от понятия "позиция", разрабатываемое в зарубежной психологии, — lifelain) это не стадии и переходы от прошлого через настоящее в будущее, а характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью. Мы дифференцировали жизненные линии, характерные для разных типов личности: — континуальная, т. е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее; такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна. Такая жизнь, как правило, однообразна, хотя это однообразие имеет и обыденная, и — в некоторых случаях — научная жизнь (узко ограниченная избранным научным направлением, кругом проблем, интересов и общений); — дискретная линия, при которой образуются разрывы между этапами жизни, "перегибы" (Т.Н.Березина), отсутствие единой "логики": период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности, "центра тяжести", "расстановки сил" (по выражению С.Л.Рубинштейна), переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни;
— дивергентная линия характеризуется расширением пространства — "веером" направлений активности, профессиональных интересов (ярчайшим примером такой жизненной позиции является жизнь княгини М.А.Тенишевой); — восходящая линия жизни характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л.Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как ее субъекта. Эта дифференциация носит, конечно, достаточно условный и схематичный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными (В.И.Ковалев) по двум параметрам — активности и времени: — активно-ситуативный тип, как правило, функционер, использующий все объективные возможности данной ситуации и соотносящий максимум активности с ее "пиком"; — пассивно-ситуативный, не являющийся субъектом жизни и единой, отвечающей внутренней логике генеральной линии жизни; в его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует; — активно-пролонгированный тип, является творцом своей жизни, поскольку реализует практически свою жизненную концепцию на всем ее протяжении; — пассивно-пролонгированный тип, описан К.Юнгом как человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие. Можно говорить о безусловной субъектности личности активно-пролонгированного типа, хотя ее активность может развертываться и сохраняться на высоком уровне не только во времени, но и в пространстве жизни. Жизненные перспективы, как отмечалось, наиболее изученные в зарубежной психологии, личностные временные проекции. Однако их исследование касалось 1) отдаленности и 2) степени структурированности жизненных перспектив. Мы дифференцировали жизненные перспективы (психологическое будущее) на три следующих: — когнитивные, когда человек строит планы и постоянно планирует будущее, но не обязательно их реализует; — мотивационные, когда при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения; — жизненные, когда будущее гарантировано совокупностью: жизненного опыта (мудростью), способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т. д.). Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни — адекватности способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внешних и внутренних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу "надо" (необходимости) за счет "хочу", и личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда и ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла жизни — это потеря субъектной позиции в жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|