Тема: Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА
|
направлений подготовки –
| 080400 Управление персоналом
|
профиль
| Управление персоналом организации
|
квалификация (степень) –
| бакалавр
|
формы обучения –
| очная, заочная
|
| Разработчик (разработчики):
|
| Бусыгина И.С.
Д-р психол.наук
|
Екатеринбург
| УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
_________________ И. К. Кощеева
«__14__» __сентября_ 2012 г.
|
| СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета социальной психологии
_________________ Е.Б. Перелыгина
«_12_» сентября 2012 г.
|
ПРИНЯТО:
Ученым советом
Факультета социальной психологии
|
|
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:
Решением кафедры
Управления персоналом
Протокол заседания № 1
от 10 сентября. 2012 г.
| |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Бусыгина И.С., 2012
Программа учебной дисциплины «Маркетинг персонала»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 080400«Управление персоналом».
Дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла рабочего учебного плана.
Форма обучения:
| очная
|
Учебный семестр:
|
|
Трудоемкость дисциплины:
Аудиторная работа:
Лекции:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
творческая (проблемно-ориентированная)
| 2 ЗЕТ
72 час, в том числе:
34 час, из них:
12 час.
22 час.
38 час.
|
Вид итогового контроля:
Зачет
|
6 семестр
|
Форма обучения:
| заочная
|
Учебный семестр:
|
|
Трудоемкость дисциплины:
Аудиторная работа:
Лекции:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
творческая (проблемно-ориентированная)
Контрольная работа
| 2 ЗЕТ
72 час, в том числе:
12час, из них:
4 час.
8 час.
60 час.
|
Вид итогового контроля:
Зачет
|
9 семестр
|
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
1. Требования к уровню подготовки студентов
Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями
· знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
· учет последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);
· знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике (ПК-1);
· владение методами деловой оценки персонала при найме и готовностью применять их на практике (ПК-7).
Требования к результатам освоения дисциплины
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
· знанием основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике (ПК-4);
· знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умением применять их на практике (ПК-5);
· владением навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала (ПК-43);
· умением составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции) (ПК-44);
· владением навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом (ПК-48).
В результате освоения компетенций студенты должны:
знать:
· роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации
· требования к персоналу и запросы к работодателю
· информационную, коммуникативную и ценовую функции маркетинга персонала.
уметь:
· использовать различные маркетинговые концепции на этапах развития маркетинга персонала
· формировать систему управления маркетингом персонала в организации
владеть:
· навыками сбора информации да анализа рынка услуг в области работы с персоналом
· навыками анализа конкурентоспособности предприятия
Технологии обучения и контроля
В преподавании используются технологии и методы активного обучения: командная работа (работа в малых группах); проблемное обучение (лекции-дискуссии, «мозговой штурм»), кейс-технологии, деловые игры.
Учебные материалы и методические разработки
Для реализации технологий и методов активного обучения используются: сценарии деловых игр, вопросы дискуссий, кейс-задания, темы рефератов, задания для контрольных работ.
Контрольно-измерительные материалы
В качестве оценочных средств используются: рефераты и защита рефератов, контрольная работа.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебно-тематический план занятий
(очная форма обучения)
Таблица 1
№
п/п
| Наименование
разделов и тем курса
| ВСЕГО
часов
| Аудиторные занятия
(в часах)
| Самостоятельная работа студентов
|
в том числе
|
Лекции
| Практические занятия
|
| Раздел 1. Формирование маркетинга персонала и его место в кадровой политике организации
|
|
|
|
|
1.
| Тема 1. Маркетинговые концепции управления персоналом. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации.
|
|
|
|
|
2.
| Тема 2. Формирование системы управления маркетингом персонала в организации.
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Стратегический и тактический инструментарий маркетинга персонала
|
|
|
|
|
3.
| Тема 3. Требования к персоналу и запросы к работодателю.
|
|
|
|
|
4.
| Тема 4. Роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации. Имидж организации и его использование в маркетинге персонала.
|
|
|
|
|
5.
| Тема 5. Информационная, коммуникативная, ценовая функция маркетинга персонала
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Практическое использование инструментария маркетинга персонала
|
|
|
|
|
6.
| Тема 6.Подходы к реализации маркетинга персонала в организациях
|
|
|
|
|
7.
| Тема 7. Процесс реализации маркетинга персонала. Контроль реализации маркетинга персонала.
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план занятий студентов
Заочной формы обучения
Таблица 2
№
п/п
| Наименование
разделов и тем курса
| ВСЕГО
часов
| Аудиторные занятия
(в часах)
| Самостоятельная работа студентов
|
в том числе
|
Лекции
| Практические занятия
|
| Раздел 1. Формирование маркетинга персонала и его место в кадровой политике организации
|
|
|
|
|
1.
| Тема 1. Маркетинговые концепции управления персоналом. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации.
|
|
|
|
|
2.
| Тема 2. Формирование системы управления маркетингом персонала в организации.
|
| -
|
|
|
| Раздел 2. Стратегический и тактический инструментарий маркетинга персонала
|
|
|
|
|
3.
| Тема 3. Требования к персоналу и запросы к работодателю.
|
|
|
|
|
4.
| Тема 4. Роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации. Имидж организации и его использование в маркетинге персонала.
|
| -
|
|
|
5.
| Тема 5. Информационная, коммуникативная, ценовая функция маркетинга персонала
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Практическое использование инструментария маркетинга персонала
|
|
|
|
|
6.
| Тема 6.Подходы к реализации маркетинга персонала в организациях
|
| -
|
|
|
7.
| Тема 7. Процесс реализации маркетинга персонала. Контроль реализации маркетинга персонала.
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Модуль, тема
дисциплины
|
Содержание темы в дидактических единицах
|
| Раздел 1. Формирование маркетинга персонала и его место в кадровой политике организации
|
|
1.
| Тема 1. Маркетинговые концепции управления персоналом. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации.
| Понятие маркетинговые концепции управления персоналом. Состав и содержание концепций маркетинга персонала, основные подходы к их трактовке. Использование различных маркетинговых концепций на этапах развития маркетинга персонала. Сущность маркетинга персонала. Понятийный аппарат маркетинга персонала. Принципы и задачи маркетинга персонала. Решение различных задач управления персоналом на основе маркетингового подхода. Виды маркетинга персонала. Задачи стратегического и тактического маркетинга персонала. Внешний и внутренний маркетинга персонала.
Виды целей системы управления персоналом. Состав и содержание основных принципов выполнения целевых задач системы УП и их использование в кадровой политике организации. Влияние маркетинга персонала на принципы кадровой политики организации. Взаимосвязь отдельных направлений маркетинга персонала с кадровой политикой организации.
|
2.
| Тема 2. Формирование системы управления маркетингом персонала в организации.
| Постановка и структуризация целей маркетинга персонала. Построение дерева целей. Целеполагание в маркетинге персонала по уровню управления в организации. Сущность, формирование и классификация маркетинга персонала. Выделение комплексных и частных функций маркетинга персонала. Функция маркетинга персонала по формированию трудового потенциала организации, информационная, коммуникативная, ценовая функция маркетинга персонала: их сущность, назначение, направление реализации. Место маркетинга персонала в орг.структуре службы УП. Сущность маркетингового подхода при выполнении различных функций УП.
|
| Раздел 2. Стратегический и тактический инструментарий маркетинга персонала
|
|
3.
| Тема 3. Требования к персоналу и запросы к работодателю.
| Этапы формирования требований к персоналу со стороны организации. Различные подходы к классификации и содержанию требований к персоналу. Принципы выделения классификационных групп требований к персоналу. Требования (запросы) к работодателю со стороны сотрудников организации. Способы определения состава и значимости требований к работодателю. Основные подходы к их анализу и дальнейшему использованию. Выявление и классификация требований к персоналу и к работодателю как предпосылка разработки стратегий маркетинга персонала. Требования (запросы) к работодателю со стороны различных целевых групп. Сегментирование рынка руда на основе требований к персоналу и к работодателю. Факторы сегментирования и определения целевых групп персонала.
|
4.
| Тема 4. Роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации. Имидж организации и его использование в маркетинге персонала.
| Основные направления реализации функции формирования трудового потенциала организации. Маркетинговый подход к решению задач отбора персонала в организации. Взаимосвязь качественной и количественной потребности в персонале. Источники и пути покрытия потребности в персонале в зависимости от ситуации на рынке. Основные методы определения количественные потребности в персонале: метод трудоемкости производственные процесса, метод Розенкранца, расчет численности но нормам обслуживания, по рабочим местам и нормативам численности. Стохастические методы расчета численности. Методы экспертных оценок. Значение имиджа организации для ее позиционирования на рынке труда. Виды имиджа организации и факторы его формирования. Измерение имиджа организации в маркетинге персонала. Способы оценки имиджа организации. Использование результатов оценки имиджа для позиционирования организации на рынке труда. Выявление преимуществ и недостатков в кадровой политике организации. Выбор и реализация стратегии маркетинга персонала.
|
5.
| Тема 5. Информационная, коммуникативная, ценовая функция маркетинга персонала
| Маркетинговые исследования и маркетинговая информация в области персонала. Направления и содержание маркетинговых исследований. Их взаимосвязь с основными направлениями кадровой политики организации. Виды, содержание, способы получения и обработки маркетинговой информации в области персонала. Содержание и направления использования коммуникативной функции маркетинга персонала. Способы применения коммуникативной функции организации-работодателя на рынке труда. Индивидуальные и групповые каналы коммуникации в маркетинге персонала. Оценки эффективности различных каналов коммуникации в маркетинге персонала. Реализация конкретных путей покрытия потребности в персонале в зависимости от целей организации и ситуации на рынке труда. Определение затрат и формирование цены на приобретение и использование персонала.
|
| Раздел 3. Практическое использование инструментария маркетинга персонала
|
|
6.
| Тема 6.Подходы к реализации маркетинга персонала в организациях
| Варианты построения орг.структуры управления с учетом возможных включений в нее маркетинга персонала. Различные подходы к организации процессов маркетинга персонала. Особенности реализации информационной функции маркетинга персонала. Различные приоритеты в направленности маркетинговых исследований. Особенности использования коммуникативной функции маркетинга персонала. Выбор коммуникационного пространства. Особенности сегментирования отдельных коммуникационных пространств. Мероприятия по формированию внутренних связей организации. Рекламно-презентационная работа с различными целевыми группами. Целевые направления связей с общественностью в маркетинге персонала. Этапы процесса позиционирования в маркетинге персонала.
|
7.
| Тема 7. Процесс реализации маркетинга персонала. Контроль реализации маркетинга персонала.
| Этапы процесса реализации маркетинга персонала. Исследование поведения соискателей рабочих мест. Анализ основных конкурентов. Анализ активных партнеров. Исследование внутренних ресурсов и собственного потенциала организации. Определение целевых позиций на рынке труда. Формирование и реализация организационного плана мероприятий маркетинга персонала.
Функции контроля маркетинга персонала. Взаимосвязь между формами контроля и видами ошибок в планировании и реализации маркетинга персонала. Характеристика основных подходов к контролю маркетинга персонала. Показатели успешности в контроле маркетинга персонала. Принципы реализации контроля.
|
IV. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В ходе практических занятий студенты:
- изучат функции и технологии маркетинга персонала;
- изучат нормативно-правовые оснований маркетинга персонала в ор-ганизации;
- получат практические навыки маркетинга персонала в организации и подготовке рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом экономического субъекта;
- разовьют профессионально важные качества и способности.
Тема: Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды
Маркетинг: подходы к определению. Принципы маркетинга персонала. Уровни маркетинга персонала: стратегический и оперативный. Внешний и внутренний маркетинг персонала. Персонал-маркетинг-микс: модели, сред-ства, стратегии управления персоналом.
Основные категории маркетинга персонала (потребности, спрос, пред-ложение, сделка или трудовое соглашение, обмен трудовыми ресурсами, трудовые ресурсы, рынок труда, рабочей силы, рынок трудовых ресурсов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: