Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История ошельмования Царя Иоанна Грозного.




Так любил ли его народ? Был ли он для них ужасным тираном и ненавистным убийцей?

В дни боярской смуты и предательств народ наблюдал необычное происшествие у царского дворца. Зимой 3 декабря 1956 года, несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Его имущество, иконы, а так же причт царя складывали его и свои вещи на сани. «Не могу больше править вами и терпеть постоянные измены и бунты» - говорил Царь.

Его поступок звучал так: «Желаете ли над собой меня, Русского Православного Царя, Помазанника Бoжия?»

По Москве прокатилось: «Царь нас покинул. Кто же нами будет править? Кто же нас защитит?».

Это был один из наиболее драматических моментов русской истории. “Всё замерло, – как описывает историк Ключевский, — столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли”.

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками. На них народ говорил: “Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. Мы все с своими головами едем за тобой бить челом и плакаться”. А купцы и мещане, прибавляя: “Пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!”

Избрали главными послами к Царю святителя Новгородского Пимена и Чудовского архимандрита Левкия; но за ними отправились и все другие епископы: Никандр Ростовский, Елевферий Суздальский, Филофей Рязанский, Матфей Крутицкий, архимандриты: Троицкий, Симоновский, Спасский, Андрониковский; за духовенством — вельможи, князья Иван Дмитриевич Бельский, Иван Федорович Мстиславский, все бояре, окольничие, дворяне и приказные люди прямо из палат митрополитовых, не заехав к себе в домы; также и многие гости, купцы, мещане, чтобы ударить челом государю и плакаться”.

Итак, плакали бы вы о жестоком убийце? Так почему же он Грозный?

Родился он в четверг 25 августа (7 сентября) 1530 года (в лето 7038) в 7 часов вечера. В «Тысячелетней летописи необычных явлений природы» это событие описывается так: «Гром страшен зело и блистание молний по всем областям земли Русской. Подобного грома и трясения воздуха не было от сотворения Земли»!

Евангельская проповедь подобна грому, ибо сокрушает упорство сердец и жестоковыйность людей (Откр. 14, 2). Гром-гроза служит прообразом Страшного Суда (Исх. 29, 6; Иер. 25, 30; Иоанн 12, 29). Иоанн Грозный лично сам впоследствии написал «Канон Ангелу Грозному», который дошёл до наших дней. Грозный Ангел – это Архистратиг Михаил. Именно этот образ олицетворял собой Царь Иоанн в битве за Святую Русь с воплотившимися духами злобы поднебесной, поэтому и несёт он имя Грозного воина.

Святое окружение Царя.

Крестил Царя митрополит Иоасаф, который, будучи еще игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил его у раки преподобного Сергия, как бы пророчески знаменуя преемственность дела Иоанна IV по отношению к трудам великого святого. Воспреемниками будущего царя были призваны старец Иосифова монастыря столетний Касьян Босой, как сказано о нём в Никоновской летописи «сопостник был преподобному Иосифу Волоцкому», старец Данила из Переяславля, старец Троицкий Иов Курцов. Другой святой митрополит — Макарий — окормлял молодого царя в дни его юности и первой ратной славы. Влияние первосвятителя было велико и благотворно. Митрополит был учёнейшим книжником. Своим блестящим образованием Грозный во многом обязан святому Макарию, десятки лет работавшему над огромным трудом, Минеями-Четьями. В последствии, Царь сам часто любил читать народу и причту «жития святых».

 

Особенно любил Царя Иоанна и его добродетельную супругу преподобный Антоний Сийский, просиявший святостью жизни в тундре далекого Севера. Он приходил в Москву, беседовал с царем и пользовал его своими поучениями до кончины своей в 1556 году.

 

Особые тёплые отношения были между царём и юродивым Василием Блаженным. Блаженный умер на руках у царя, предсказав ему, что наследует государство Российское не старший сын Иван, а младший — Феодор. При погребении святого царь сам с ближними боярами нёс его гроб.

Отдельного упоминания стоит история взаимоотношений царя со святым митрополитом Филиппом, якобы убитым по его приказу (об этом мы отдельно поговорим). Царь сам выбрал Филиппа, бывшего тогда Соловецким игуменом. Иоанн знал подвижника с детства, когда он, малолетний царевич, полюбил играть с сыном боярина Степана Ивановича Колычева Федором, будущим митрополитом.

В Новгороде Царь не раз посещал преподобного Арсения, затворника иноческой обители, чтобы получить от него наставления.

Правление Царя Иоанна Грозного - это эпоха невиданного расцвета русской святости. Двое его родных сыновей канонизированы Православной Церковью. Святым ещё при жизни был признан народом сын Грозного – святой благоверный Феодор Иоаннович Царь Московский. Его называли "блаженный на троне". Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса о нём отзывался так: «Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». Другой сын - Святой благоверный царевич Дмитрий. Был убит по приказу Годунова. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Австрийский дипломат Даниил Принц так характеризовал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что до того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием».

Последнее исследование мощей Иоанна IV специалистами из НИИ судебной медицины Минздрава СССР было проведено при Хрущеве в 1968 году, химико-токсикологические анализы показали в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличие ртути, мышьяка и меди. В костях Иоанна Васильевича и его сына Иоанна Иоановича обнаружено пятикратное превышение ртути. "Отравление было длительным и хроническим", - делают своё заключение судмедэксперты. Так вот, представьте себе, на глазах своих убийц он долгое время пьёт яд и остается живым!

Перед смертью царь принял Великую схиму (постриг в монашество).

Итак, окружение царя – святые мужи, дети его – святые при жизни, и при жизни самому царю Бог постоянно являл чудеса, но для врагов он почему-то нравственный урод и убийца. Так для кого он стал Грозным (ужасным) и почему?

1) Особенно «Грозным» и жестоким и не справедливым тираном он стал после того когда запретил жидам (именно так их тогда называли) торговать и проживать в России.

В 1550 году приезжал в Москву посол Станислав Едровский, через которого польский король (Сигизмунд-Август) велел сказать Иоанну: «Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего, что прежде изначала при предках твоих вольно было всем купцам нашим, христианам и жидам, в Москву и по всей земле твоей с товарами ходить и торговать; а теперь ты жидам не позволяешь с товарами в государство твоё въезжать».

Иоанн отвечал: «Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья (яды) к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела».

Ещё при жизни Сигизмунда Старого жиды брестские были выгнаны из Москвы, и товары их были сожжены за то, что они привозили продавать «мумею». Речь идет о магических куклах «терафимах».

В Полоцке были казнены 300 человек, как о них пишут либеральные историки «высшая знать, коренные белорусы», на самом деле оказались жидами. Но об этом его попросили сами жители, так как «много пакости и зла народу творяху». Но Царь даже после этого всё же милостиво предложил жидам покаяться, от чего они отказались. Эту казнь, как необходимую меру, поддержал игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид.

2) Это искоренения ереси жидовствующих и стрегольников на Руси. Жидовствующие имели ещё при его отце, Иоанне Третьем, довольно сильные позиции среди знати и бояр Москвы и Новгорода, и кроме «богословских» тонкостей преследовали конкретные политические цели – оторвать Новгород. Из-за этого из их среды происходили частые бунты и измены. Бунты жестоко подавлялись, а изменники были казнены.

3) Царь отказался предать православие и принять унию от Рима. Папский легат обещал немало: «Ты, Великий Государь, не токмо будешь на прародительской вотчине на Киеве, но и в царствующем граде Константинополе Государем будешь; а Папа и Цесарь, и все государи великие о том будут стараться».

 

4) Это ряд победоносных его войн и возрастание территории Царства.

 

Западные историки в совокупности после таких событий стали переводить «Грозный» как terrible — «ужасный». Даже в средневековых книгах на гравюрах рисовали его страшным зверем.

История нам сохранила достоверный подлинник о его деятельности, это синодик (книга поминовения умерших), куда были внесены имена казненных людей по его приказу. Синодики рассылались затем по монастырям для вечного поминовения "за упокой души". Списки эти, являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о «размахе репрессий» поражают своей подробностью и добросовестностью! Имени святителя Филиппа в них нет. Нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита царь не давал. Эта широко распространённая версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие "свидетельства" о "зверствах" Грозного царя. В течение всей жизни его правления происходили боярские бунты, борьба за престол, покушения на царя, постоянно его травили, убили его детей и жён, ереси, постоянные войны от врагов, которые также искали своих, говоря современным языком, «агентов влияния» - предателей, изменников. За все его 53 года правления соввершено 2800 казней по синодикам, а по подсчетам других источникам не более 5 тысяч. Больше других достоверных цифр не существует.

Когда я просматривал им отосланных в ссылку, или казнённых, то оказалось, что среди них есть и представители духовенства. Например, архиепископ Новгородский Пимен был уличённый в измене, он писал польскому королю письмо, или ряд монахов и священников, которые распространяли ересь стригольников и жидовствующих.

Но можно ли нравственно оправдать хоть одну из этих казней? Упраздняет ли это святость человека?

Не стоит давать оценку происходящим событиям современными параметрами вне той окружающей среды и образа жизни государства, ибо это заведомо ошибочно. На весах стоит ценность душ и жизней подданных всего государства, которые были сохранены и спасенны благодаря справедливым мерам. Если мы посмотрим на ряд святых воинов, царей, князей они так же убивали врагов, предателей, изменников, жестоко подавляли бунты. Но почему осатанелые нападки за эти убийства направлены именно на святого Царя Иоанна Грозного?

В переписке с опальным князем Андреем Курбским, который предал его и сбежал к польскому королю, царь отвечает на его упрёк за казни изменников: «Но ведь ты же жив, из-за чересчур большой милости к тебе. Но скажи мне, как с изменниками поступают в других странах? Разве иначе?»

Но как же поступали в той же «цивилизованной» Европе?

Банальный пример, во Франции – «Варфоломеевская ночь» в 1572г. убийство 30 тыс. гугенотов, а в соседних двух городах по 20 тыс. на протяжении недели. Карл V, император Священной Римской империи германской нации (1520-1558) казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский «Кровавый», сын предыдущего (1556—1598): в ходе подавления восстаний в Нидерландах лишь за два года казнено более ста тысяч; только 4 ноября 1576 при подавлении восстания в Антверпене казнено 8 тысяч; он казнил представителей десятков аристократических арагонских родов; а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Генрих VIII Английский, провозгласивший себя главой англиканской церкви (1509-1547) – десятки тысяч казнённых в политической борьбе, в числе десятков убитых деятелей культуры – великий гуманист Томас Мор, автор «Утопии». Елизавета I (1558-1603) – десятки тысяч казнённых; вообще, «кровавое законодательство» Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более 150 тысяч казнённых (бродяг просто вешали). В то же время было уничтожено и выморено голодом более 50% населения Ирландии. Ну, а жертвы инквизиции во всей Европе – это отдельный разговор, только в Германии в XVII веке было сожжено более 160 тыс. женщин по обвинению в ведьмовстве.

Так что наш Царь весьма и весьма милостив по сравнению со своими коллегами. А в суждении историков, тем более западных, налицо двойные стандарты.

История ошельмования Царя Иоанна Грозного.

Уже в XVI веке в Европе выходило множество «просветительных» пособий, где описывалось то, что русский царь - пьяница и развратник, а все его подданные - такие же дикие уроды. А в наставлениях послам указывалось, что царь трезвенник, неприятно умён, пьяных не выносит категорически, и даже запретил распитие алкоголя в Москве, в результате чего выпить можно только за городом, в так называемых "наливках" (месте, где наливают). Источник - исследование "Иван Грозный" Казимира Валишевского (польский историк, XIX век). Теперь угадайте - какая из двух версий излагается в учебниках?

 

В 1569 году Грозный приехал в Hовгород, имевший примерно 40000 населения. Там был центр ереси жидовствующих и происходили бунты. Несколько сот человек были казнены. А вот Джером Горсей (1550—1626), дипломат и торговец в Москве, в "Записках о России" указывает, что опричники вырезали в Hовгороде 700000 (семьсот тысяч) человек.

Всплеск ненависти и лжи пришёлся как раз на середину XIX века. Долгое время сокрытие правды о первом Помазаннике Божием и подмена её злобной фальсификацией нанесли громадный ущерб многим поколениям русских людей, напитав их умы откровенной ложью, которая очень трудно покидает сознание. Велика здесь вина и исторической науки, которая от В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, их последователей типа Д.И. Иловайского, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, С.Г. Пушкарёва или М.Н. Покровского, не говоря уж о многочисленных фальшивках, из поколения в поколение извращала образ и дела Грозного. Вот и сегодня на прилавках лежат новенькие издания объёмных монографий недобросовестных историков Р.Г. Скрынникова и Н.Ф. Шмурло, в который раз повторяющих застарелые клеветы на Иоанна IV.

Что касается обвинений в убийстве Грозным своего сына, то это домыслы папского нунция Антония Поссевино, приезжавшего в Москву для склонения царя к унии. Поссевино приезжал уже после смерти царевича, который умер во время богомолья, как свидетельствуют очевидцы. Поссевино оклеветал Грозного. Через Карамзина (Карам-зин, насколько это русская фамилия?) эта ложь перешла к нам, в Россию. Интересно, что в частных письмах к друзьям Карамзин положительно отзывается о Грозном, а в 9-м томе своей «Истории» делает всё наоборот. Известно, что Карамзин был масоном, хвалил Французскую революцию, положительно относился к Робеспьеру.

 

Теперь современные исследования говорят, что смерть Царя Феодора Иоановича была скоропостижной. Об этом свидетельствует и наспех исполненный могильный камень, строчки которого выбиты неаккуратно, наискось и с ошибками, а также химико-токсикологическая экспертиза, обнаружившая в костях Феодора Иоановича шестикратное превышение мышьяка (до 800 мкг на 100 г объекта исследования). Причём, эксперты делают вывод: "наиболее вероятно единовременное поступление большой дозы яда".

 

Не было никаких восьми жён, эта тема проникает в историю только в XIX веке. Как самого царя, детей, так и его жён травили ядами, чтобы не было наследников. Этот вопрос наследника был первостепенным для царя. Собор разрешил царю четвертый брак в качестве исключения, в виду того, что одна из супруг царя, Марфа, умерла, так и не вступив, фактически, в брак. Но при этом на царя была наложена строгая епитимия – год не заходить в Церковь и не причащаться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...