Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Основные публикации по теме диссертации

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертационной работы обсуждались на V Московской межвузовской научно-практической конференции «Развитие субъектов рыночной экономики в посткризисный период» в Институте экономике и антикризисного управления (г. Москва, 2010 г.); на X Международной научно-практической конференции «Будущее России: социально-экономический форсайт» (г. Владимир, 2011 г.); на XI межвузовской научно-практической конференции молодых ученых по актуальным вопросам экономики и права в Национальном институте бизнеса (г. Москва. 2010 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Особенности развития малых городов России: опыт, проблемы, перспективы» (г. Данков, ИЭАУ, 2011 г.); на научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики России: новый этап» в Институте экономики и антикризисного управления (Москва, 2011 г.).

Внедрение осуществлено при формировании программы поддержки и развития малого бизнеса в Липецкой и Тульской областях и при разработке политики государственной поддержки малого бизнеса в монопрофильном городе Лебедянь.

По результатам исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 5,25 печатных листов, из них – четыре в профессиональных изданиях, рекомендованных ВАК, и одна в коллективной монографии.

Структура и план диссертационной работы определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 180 источников. Работа содержит 17 таблиц, 7 рисунков и 4 приложения.

Структура диссертации:

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития малого

бизнеса

1.1. Экономическая сущность и виды деятельности малого предпринимательства

1.2. Роль и проблемы малого предпринимательства в России

1.3. Организационно-экономические особенности и типология монопрофильных городов

Глава 2. Состояние и тенденции развития субъектов малого бизнеса

2.1. Анализ основных показателей состояния малого бизнеса в России

2.2. Исследование предпринимательской среды функционирования малого бизнеса в моногороде

2.3. Анализ практики государственного регулирования развития малого бизнеса в моногородах

Глава 3. Повышение эффективности механизма

управления развитием малого бизнеса в моногородах

3.1. Совершенствование системы управления развитием малого бизнеса

3.2. Реализация экономического потенциала малых предприятий на основе их взаимодействия с крупным бизнесом

3.3. Оптимизация институциональной инфраструктуры частно-государственного партнерства в развитии малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснованы актуальность и значимость исследуемой темы, необходимость ее дальнейшей научной разработки; сформулированы цели, задачи, объект, предмет, методы и элементы научной новизны исследования; определены теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В главе 1 «Теоретические основы развития малого бизнеса» обоснованы качественные характеристики, дополняющие сущность малого бизнеса, раскрыты критерии оценки деятельности, эффективности функционирования и определена роль малого предпринимательства в национальной экономике, исследованы современные особенности монопрофильных городов в РФ, проблемы и потенциал их развития.

В работе доказано, что малый бизнес, помимо общепризнанных характеристик, таких как использование собственных ресурсов, новаторство (наличие инноваций в области использования ресурсов, методов управления и организации деятельности, повышения конкурентоспособности и продвижения продукции), собственная оценка и страхование риска, должен обладать особым качеством – способностью к принятию новых решений. Это означает, что не всякий бизнес является предпринимательством, а лишь тот, который по своей сути становится инновационным, т.е. связан с поиском новых решений в области использования ресурсов и организации бизнеса.

На основании результатов проведенного теоретического анализа выявлены следующие основные особенности малого бизнеса: развитие этого сегмента экономики совпадает с интересами среднего слоя предпринимателей, являющихся социальной опорой рыночной экономики; малое предпринимательство не монополизирует рыночные отношения, а, напротив, создает конкурентную рыночную среду и антимонопольную структуру экономики; он является наиболее подвижной, мобильной, быстро адаптируемой к новым условиям частью рыночного хозяйства, управляемой государством с помощью системы мер воздействия на параметры внешней бизнес-среды; малый бизнес выполняет ряд социальных функций на местах, способствует занятости населения, обеспечивает новые источники доходов населения и бюджетной системы; предприятия малого бизнеса являются важнейшим источником инноваций, вносят значимый вклад в развитие производства в технически передовых областях; большая часть российского населения в условиях развития кризиса объективно вынуждена самостоятельно решать проблемы своего самообеспечения и самозанятости.

В диссертационной работе показано, что малый бизнес в условиях монопрофильных городов и поселений приобретает специфические контуры своего развития.

Важность изучения проблем моноструктурных поселений подтверждается тем обстоятельством, что монопрофильные города и поселки городского типа составляют в совокупности существенную (до?) часть национального богатства и социально-экономического потенциала Российской Федерации.

В настоящее время не сформировано единое терминологическое поле по определению понятия «монопрофильный город (монопрофильное поселение)».

Анализ нормативных документов и исследований в данной области показал, что сущность феномена монопрофильности состоит в жесткой зависимости между развитием всех сфер жизнедеятельности города и финансовым положением градообразующего предприятия. Вместе с тем сложившаяся типология моногородов по уровню их развития демонстрирует высокую степень неоднородности, что требует дифференцированного подхода к формированию политики поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим в диссертационной работе предложена расширенная типология моногородов (табл. 1).

Таблица 1

Современная типология моногородов (монопрофильных поселений)

Типологический признак Группа моногородов
Тип поселения Сёла – монопрофильные поселения, малые моногорода, средние моногорода, крупные моногорода
Характер отраслевой специализации Моногорода угледобывающей, лесоперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д.; особую категорию непромышленных моногородов составляют города-наукограды, ЗАТО, транспортные узлы и курорты
Степень удалённости Моногорода удалённые, моногорода близлежащие к средним и крупным городам
Правовой статус градообразующего предприятия Моногорода с государственным градообразующим предприятием, моногорода с частным градообразующим предприятием
Генезис образования Моногорода, созданные с «нуля», моногорода с исторически сложившимся поселением
Глубина кризиса градообразующего предприятия Моногорода благополучные, с устойчивым развитием градообразующего предприятия; проблемные, с неустойчивым развитием градообразующего предприятия; неблагополучные, с градообразующим предприятием, находящимся в состоянии хронического кризиса
Перспективность развития Моногорода «умирающие», «сжимающиеся», со стабильными перспективами развития, имеющие потенциал инновационного стратегического развития
Наличие платных услуг государственных структур Моногорода с наличием значительного объёма платных услуг государственных структур, моногорода с незначительным развитием или отсутствием платных услуг государственных структур
Степень развития рыночной инфраструктуры поддержки малого бизнеса Моногорода со слабой рыночной инфраструктурой; моногорода с наличием отдельных элементов рыночной инфраструктуры; моногорода с хорошо развитой рыночной инфраструктурой
Степень развития социальной инфраструктуры Моногорода с социальной инфраструктурой слаборазвитой, недостаточно развитой, хорошо развитой

Уточнённая типология моногородов способствует наиболее полной идентификации состояния отдельно взятого моногорода с целью выработки адекватной политики государственной, региональной и муниципальной поддержки и развития малого бизнеса в конкретном населённом пункте.

В главе 2 «Состояние и тенденции развития субъектов малого бизнеса» проведен анализ основных показателей состояния и развития малого бизнеса в России и выявлена зависимость эффективности его функционирования и активизации от объема и условий государственного стимулирования, оценена динамика развития малого бизнеса в Липецкой области и в г. Лебедянь как типичного представителя монопрофильного города.

Анализ состояния малого бизнеса в России выявил разнонаправленную динамику численности субъектов данного сектора экономики. Число малых предприятий (без учёта микропредприятий) за последние три года сократилось на 22,3%, или с 282, 7 тыс. в 2008 г. до 219, 7 тыс. в 2010 г. Вместе с тем наблюдается положительная динамика числа предприятий малого бизнеса с учётом микропредприятий, число которых возросло за анализируемый период с1137,4 тыс. до 1602,5 тыс. При этом прирост сектора на 41% обеспечивался в последние годы вследствие роста индивидуальных предприятий и прочих организаций, соответствующих критериям микропредприятий.

Отмечена значительная дифференциация регионов по уровню развития малых предприятий (табл. 2).

Таблица 2

Масштабы зарегистрированных малых предприятий

по федеральным округам Российской Федерации на 01.01.2010 г.

Федеральный округ Число зарегистрированных малых предприятий, тыс. ед. Доля зарегистрированных предприятий по России, % Число малых предприятий на 10000 чел. населения
Центральный 474,4 29,60  
в т.ч. Москва 207,9 12,97  
Северо-Западный 261,2 16,31  
в т.ч. Санкт-Петербург 168,2 10,49  
Южный 136,8 8,54  
Северо-Кавказский 34,1 2,12  
Приволжский 287,6 17,95  
Уральский 136,1 8,49  
Сибирский 207,0 12,92  
Дальневосточный 65,3 4,07  
Итого по РФ 1602,5 100,00  

Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011. С. 410-411.

Данные табл. 2 показывают, что сложившаяся типология регионов по числу малых предприятий на 10 тыс. человек в структуре федеральных округов Российской Федерации демонстрирует высокую степень неравномерности. Среди федеральных округов по числу субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. человек выделяется Северо-Западный округ (в основном за счёт Санкт-Петербурга), где данный показатель превышает средний уровень по Российской Федерации почти на 71%, несмотря на то, что по общему числу зарегистрированных малых предприятий указанный округ отстаёт от Центрального и Приволжского округов.

Основной причиной высокого размаха вариации по числу малых предприятий на 10 тыс. человек населения в регионах является дисбаланс между спросом на качественные условия со стороны предприятий малого бизнеса и тем, что может предложить администрация региона в настоящее время. Важно отметить, что показатель так называемой плотности малых предприятий, то есть число малых предприятий в расчете на 1000 жителей в странах с развитой экономикой приближается к 30, что значительно превышает средний уровень как по РФ (11,3 ед.), так и по всем федеральным округам.

Отраслевое распределение малых предприятий характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли. При этом наметилась тенденция снижения удельного веса малых форм предпринимательства данной отрасли экономики с 45% в 2008 г. до 41% в 2010 г.

В ходе анализа установлено, что 23,8% малых предприятий являются убыточными и испытывают острый недостаток собственных источников финансирования своей текущей деятельности.

На основе обобщения результатов анализа состояния и развития малого бизнеса в России сделан вывод, что несмотря на усилия всех ветвей и уровней власти увеличение финансовых «вливаний» и значимости политического измерения этой сферы экономики, кардинальные улучшения в развитии малого бизнеса в России отсутствуют: основные виды деятельности 60% общего числа малых предприятий не относятся к производственному сектору, усиливается межрегиональная дифференциация развития малого предпринимательства, не получают развитие малые предприятия приоритетных отраслей реального сектора экономики, а современное состояние хозяйствующих субъектов малого бизнеса свидетельствует о наличии серьёзных затяжных проблем в обеспечении их устойчивого развития, проявляющихся в значительном числе убыточных предприятий и в хроническом дефиците собственных оборотных средств

В работе проранжированы основные причины, тормозящие развитие малого бизнеса: 1) высокий уровень налогообложения; 2) ограниченный доступ к кредитным ресурсам; 3) административные барьеры.

Изучение предпринимательской среды функционирования малого бизнеса в моногороде на примере типичного его представителя – г. Лебедянь Липецкой области - показало, что данное монопрофильное муниципальное образованиехарактеризуется технологической отсталостью всех видов бизнеса и социально-экономической нестабильностью. Бизнес-среда максимально зависит от деятельности ОАО «Лебедянский» – крупнейшего производителя овощных и фруктовых соков и одного из лидеров рынка детского питания в России. На градообразующем предприятии трудятся более 40% трудоспособного населения города (по данным 2010 г.). ОАО «Лебедянский» обеспечивает поступление 69% налоговых доходов местного бюджета. Основной проблемой города является не только специализация практически на одной отрасли, но и низкая степень переработки продукции, обусловленная относительной технологической отсталостью. Ориентация на зарубежные сырьевые рынки делает экономику города зависимой от волатильности мировых цен на сырье и курса национальной валюты.

Проведенный анализ дал возможность идентифицировать, охарактеризовать и классифицировать современные организационно-экономические факторы, разнонаправленно влияющие на развитие малого бизнеса, выявить типичные проблемы и точки его роста в моноструктурных муниципальных образованиях.

Основные благоприятные факторы развития малого бизнеса в каждом моногороде специфичны и определяются инвестиционной привлекательностью, транспортно-логистическим положением города, позицией местной администрации, наличием на территории населённого пункта уникальных ресурсов, элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, собственной образовательной базы, финансовой и социальной инфраструктуры и др.

Характерные для российской практики сдерживающие факторы развития малого бизнеса в моногородах представлены в табл.3.

Таблица 3

Основные сдерживающие факторы развития малого бизнеса в моногородах

Группа факторов Сдерживающие факторы
  Внешние Несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки малого бизнеса; административные барьеры; недостаточно сформированный положительный имидж предпринимательства; ограниченность доступа к финансовым и природным ресурсам; недостаток статистических данных о структуре и динамике малого бизнеса у администрации города
1.1 Внешние общие
1.2 Внешние специфические Неразвитость производственной кооперации градообразующего предприятия и малого бизнеса; ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования; недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность; недостаточность доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, бухгалтерских, юридических и других услуг; неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства
  Внутренние Низкий уровень юридических и экономических знаний; недостаточность навыков ведения бизнеса и опыта управления; слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей; высокая зависимость представителей малого бизнеса от взаимоотношений с органами местной власти в части распределения муниципальных заказов, предоставления имущества в аренду, земельных участков, установления тарифов и др.

Изучение механизма господдержки малого бизнеса в монопрофильных городах позволило выделить в данном экономическом механизме три взаимосвязанных уровня: уровень Российской Федерации – «федеральная государственная поддержка малого бизнеса», уровень субъекта Федерации – «региональная государственная поддержка малого бизнеса», уровень муниципального образования – «механизм поддержки на уровне монопрофильного города». Такая многоуровневая система построения предполагает и синхронное их взаимодействие. Сбои в механизме господдержки, сформированном на федеральном уровне, могут вызвать дополнительные импульсы дестабилизирующего характера в малом бизнесе монопрофильного города. И, наоборот, элемент механизма господдержки более высокого порядка (механизм федерального уровня) может усиливаться на региональном уровне и на уровне монопрофильного города.

Установлено, что в условиях кризиса поддержка малого бизнеса имеет особое значение не только для стимулирования экономического роста, но и для обеспечения занятости и смягчения кризисных последствий в социальной сфере.

Анализ практики государственной поддержки малого бизнеса в моногородах показал, что в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. антикризисная программа Правительства РФ включала целый ряд мероприятий поддержки предпринимательских структур в моногородах. При этом можно выделить три основных направления, которые благоприятно отразились на функционировании предприятий малого бизнеса в моногородах РФ:

1) поддержка системообразующих предприятий, которые являются, в основном, градообразующими, формирующими монопрофильность городов;

2) проведение активной упреждающей политики по реструктуризации экономики моногородов, ситуация в ряде из которых (в частности, в г. Тольятти, г. Нижний Тагил) могла оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей;

3) антикризисные мероприятия, связанные с непосредственной поддержкой малого бизнеса независимо от территориального расположения.

В целом комплекс антикризисных мер по поддержке малого бизнеса в период мирового финансового кризиса стимулировал развитие этого сегмента экономики. Но вместе с тем многие наиболее эффективные меры по поддержке сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование, принятие большого числа решений (на федеральном уровне, уровне регионов, региональных банков, муниципалитетов).

Исследование опыта государственного регулирования привело автора диссертации к выводу, что при всей своей важности в российских моногородах не создана действенная система поддержки малого бизнеса, несмотря на то, что монопрофильные города и поселки России – наиболее уязвимая категория населенных мест, систематически находящаяся в зоне риска в силу односторонне развитой экономической базы. Такие города и поселки обладают слабой устойчивостью в обычных условиях и первыми теряют её при наступлении кризисной ситуации в социально-экономическом развитии соответствующей отрасли, региона и страны в целом, а это, в свою очередь, обуславливает необходимость совершенствования механизма управления развитием малого бизнеса в монопрофильных городах.

Поэтому в главе 3 «Повышение эффективности механизма управления развитием малого бизнеса в моногородах» выработаны рекомендации по совершенствованию системы управления малым бизнесом, обоснована эффективность кластерно-сетевого подхода к его функционированию, предложен механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса, определены пути оптимизации институциональной инфраструктуры на основе государственно-частного партнёрства.

В диссертации показано, что основу системы управления развитием малого бизнеса в моногородах составляют отраслевое разнообразие субъектов малого бизнеса; мультивариантностъ созданных структур его поддержки; наличие ресурсных источников обеспечения деятельности малых предприятий, наличие структур, обеспечивающих комфортные условия проживания местного сообщества, что требует совершенствования механизма управления развитием малого бизнеса. Усовершенствованный механизм управления малым бизнесом состоит из инвариантного и вариативного блоков, позволяющих учесть стохастичность внешней среды и обеспечить использование ситуационного подхода с целью повышения степени адаптации системы управления малым бизнесом к угрозам внешней среды (рис. 1).

Задачи инвариантного (базового) блока являются неизменными и связаны с формированием системы и управлением ею. Система управления развитием малого бизнеса включает шесть подсистем: управление информационными потоками; генерация проектов развития малого бизнеса и привлечение инвестиций; управление бюджетными потоками поддержки малого бизнеса; реинжиниринг процессов взаимодействия администрации с субъектами малого бизнеса по принципу «одного окна»; планирование и управление денежными потоками; контроль над эффективностью принятия решений и их выполнения. Указанные подсистемы обеспечивают подготовку, принятие и контроль реализации стратегии, оформленной в комплексных целевых программах поддержки малого бизнеса, а также ситуативных решений. Инструментальный блок предназначен для обоснования выбора объектов и механизма поддержки, создания новых инструментов. Непосредственная реализация решений выполняется в вариативном блоке.


Подсистема управления

Бюджетными потоками

 


Рис. 1. Адаптивный механизм развития малого бизнеса в моногородах

Элементы вариативного блока и подсистемы базового блока в большей или меньшей степени взаимодействуют с системой поддержки малого бизнеса России, напрямую и/или опосредованно – с международным информационным пространством поддержки развития малого бизнеса в направлении поиска инвесторов, производственных и торговых партнёров, промышленной субконтрактации, консультирования, покупки/продажи оборудования.

Подсистема управления бюджетными потоками поддержки малого бизнеса обеспечивает выполнение задачи катализатора экономического роста региона через выделение субсидий, субвенций, гарантий, контролирует поступление налоговых и других обязательных платежей от объектов государственной и муниципальной собственности, взаимодействует с казначейством на основе бюджетирования, позволяет оценить и обеспечить доходность элементов вариативного блока и доходность системы управления малым бизнесом.

В работе обоснована концепция реализации механизма развития малого бизнеса на основе кластерно-сетевого подхода через вертикальную и горизонтальную интеграцию, аутсорсинг, франчайзинг и межфирменную кооперацию на основе общих деловых интересов. В соответствии с моделью «черный ящик» предложена типовая модель сетевого кластера (рис. 2).







Рис. 2. Типовая модель кластера в моногороде

Кластерно-сетевой подход в дальнейшем должен стать основой государственной поддержки и инициировать «цепную реакцию» путем интеграции в единую сеть субъектов малого предпринимательства (в том числе между собой) и институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: общественных неправительственных организаций – экспертных советов по поддержке малого предпринимательства при государственных органах – крупного системообразующего бизнеса – органов власти. Использование этого подхода даёт возможность предприятиям малого предпринимательства реализовать свой потенциал через объединение своих усилий, преодоление изолированности и развитие межфирменной кооперации. Именно такой подход к развитию малого предпринимательства помогает вывести их на экспортные рынки и успешно там конкурировать.

Необходимость реализации адаптивного механизма развития малого бизнеса в моногородах с применением кластерно-сетевого подхода потребовала разработки предложений, отвечающих их гибкому и самонастраивающемуся характеру. В связи с этим в работе разработан и апробирован проект формирования территориального кластера в монопрофильном городе (на примере г. Лебедянь) и рекомендованы направления повышения эффективности кластерного взаимодействия производственно-хозяйственной деятельности предприятий малого и крупного бизнеса в области финансирования и имущественных отношений.

В диссертации предложен проект обеспечения перспективного развития малого бизнеса в г. Лебедянь, предполагающий внедрение кластерно-сетевого подхода и содействующий развитию инфраструктуры предпринимательства.

В общем виде модель проекта включает следующие основные элементы кластера, которые взаимодействуют на территории: корневой бизнес (предприятия отрасли – совокупный объем производства, численность, налоги); потребители (внутреннее потребление, вывоз за пределы региона – покупатели, не входящие в кластер); поставщики (сырье и материалы, машины и оборудование; местные поставщики – электроэнергия, вода, тепло, газ; исследовательские институты, технологии, а также внешние поставщики, не входящие в кластер); кадры; промышленные и общественные организации, ассоциации; административная поддержка; кредитные ресурсы; инфраструктура (финансовые услуги, консалтинг). Непосредственно для г. Лебедянь модель кластера включает следующие блоки: ядро (корневой бизнес – производство овощных и фруктовых соков и детского питания), поставщики (малые предприятия кластера), потребители (малые предприятия торговли и общественного питания) и поддерживающая инфраструктура (государственные структуры, оказывающие платные услуги малым предприятиям; предприятия рыночной инфраструктуры поддержки малого бизнеса; малые предприятия, осуществляющие производство товаров и оказывающие услуги первой необходимости для жителей моногорода).

В целях повышения эффективности кластерного взаимодействия производственно-хозяйственной деятельности предприятий малого и крупного бизнеса в области финансирования и имущественных отношений в работе предложена функциональная модель промышленного кластера моногорода Лебедянь, отражающая функциональные взаимосвязи внутри кластера (рис. 4).

Рис. 4. Функциональная схема взаимодействия участников промышленного кластера в моногороде: Х – блок «Участники кластера», Y – блок «Функции участников кластера», Z – блок «Компетенции участников кластера»; – предприятия, входящие в блок «Участники кластера»; – функции предприятий, входящие в блок «Функции участников кластера»; – компетенции, необходимые для выполнения функций предприятий, входящие в блок «Компетенции участников кластера»

Проведенный в период исследования опрос руководителей предприятий – потенциальных участников кластера позволил выявить виды бизнеса, которые предполагают взять в аутсорсинг предприятия малого бизнеса г. Лебедянь: ремонт оборудования, пошив спецодежды, клиринговые услуги, проведение маркетинговых исследований, транспортно-экспедиционные услуги, консалтинг.

Система управления участников кластера реализуется через формирование следующих функций: стратегический, производственный и финансовый менеджмент, организационное планирование, реализация комплекса маркетинга, программа управления рисками, а также разработка и реализация бизнес-плана.

В рамках кластера моногорода Лебедянь на основе экспертных оценок был определён уровень сложности решения основных функциональных задач в системе менеджмента на предприятиях малого бизнеса. В опросе участвовало 104 предпринимателя – потенциальных участников кластера. К числу наиболее сложных проблем они относят стратегическое планирование деятельности малого предприятия.

Доказано, что эффективное взаимовыгодное партнёрство субъектов малого бизнеса и градообразующих предприятий сопровождается возникновением положительного синергетического эффекта, обеспечивающего превышение эффекта совместного функционирования крупных и малых хозяйствующих агентов над суммой эффектов их автономной деятельности. При этом положительный синергетический экономический эффект обеспечивается за счёт снижения трансформационных издержек, что связано с территориальной близостью и сокращением транспортных расходов, а также трансакционных издержек, уменьшение которых вызвано налаженной системой взаимодействия, минимизацией затрат на поиск партнёров и ведения переговоров. Наряду с экономическими аспектами партнёрства малого бизнеса и крупных (градообразующих) предприятий особое внимание необходимо уделять социальному эффекту от кооперации, поскольку именно социальные взаимодействия являются источником положительного синергетического эффекта.

Таким образом, взаимодействие малого предпринимательства и крупных (градообразующих) предприятий моногорода, основанное на коммерческих (участие малых предприятий в роли дистрибьютеров продукции градообразующего предприятия, в роли поставщиков сырья, деталей и комплектующих для этого предприятия), трудовых (обеспечение силами малого бизнеса выбывших работников градообразующего предприятия рабочими местами), технологических связях (выполнение малыми предприятиями отдельных операций основного и вспомогательного производственного процесса градообразующего предприятия, предоставление малыми предприятиями услуг в форме аутсорсинга), а также в области финансирования и имущественных отношений способствует получению положительного синергетического эффекта и должно стать одной из приоритетных форм развития малого бизнеса в монопрофильном муниципальном образовании.

В диссертационной работе показано, что эффективная реализация механизма управления развитием малого бизнеса требует создания комплексной инфраструктуры его поддержки на федеральном и региональном уровнях. Главными задачами в этом направлении должны стать реализация государственной политики и мониторинг ее осуществления с целью четкого разделения исполнительских и политических функций между органами государственной власти и местного самоуправления.

В диссертации предложены основные пути оптимизации институциональной инфраструктуры через развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) как конструктивного взаимодействия органов власти и малого предпринимательства в экономике, политике, культуре, науке и в других сферах общественной жизни. В этой связи рекомендуется создание регионального центра ГЧП в виде акционерного общества с долей государственного участия (британский вариант), либо, на первом этапе, в виде ГУПа. В составе администрации для взаимодействия с рабочим органом и координации текущей работы создается постоянная комиссия по вопросам ГЧП. Основными направлениями деятельности регионального центра ГЧП должны стать стратегическое планирование ГЧП и совершенствование нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях; разработка целевых программ и комплексных проектов ГЧП как в рамках региона (муниципалитета), так и межрегиональных; все виды экспертизы проектов ГЧП и мониторинг их реализации на региональном и муниципальном уровнях; участие в организации отдельных аспектов выполнения проектов ГЧП от имени государства (обоснование инвестиций в проекты; разработка схем финансирования; проведение конкурсов на выбор частных партнеров); методическое, информационное и тренинговое обеспечение развития ГЧП в регионе (муниципалитете).

В Заключении сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения по выполненному научному исследованию, которые состоят в теоретическом анализе развития малого бизнеса и его особенностей в монопрофильных городах; в оценке состояния и тенденций малого предпринимательства на макро- и мезоуровне и в условиях конкретного моногорода, позволившей определить вклад малого предпринимательства в ключевые сферы социально-экономического развития монотерритории, его особенности и проблемы, а также выработать рекомендации по совершенствованию системы управления малым бизнесом и обосновать приоритетные направления его развития.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...