Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение и социальный контроль

Г.И. КОЗЫРЕВ

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ,

ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

КОЗЫРЕВ Геннадий Иванович - кандидат социологических наук, доцент кафедры соци-

ологии Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.

Понятия, вынесенные в заголовок статьи, - фундаментальные для современной социоло-

гической науки. Им уделяли внимание классики социологии; их активно с разных позиций об-

суждают в отечественной литературе последних лет. Эти обстоятельства оправдывают мою

попытку представить читателям нашего журнала, постоянно привлекающего авторов и чита-

телей к проблемам понятийного аппарата современной социологии, анализ этих понятий.

Социальное действие: понятие и сущность. Социальное действие - это любое проявле-

ние социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентирован-

ное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности,

предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

Некоторые исследователи отождествляют социальное действие с социальным взаимодей-

ствием. Ю.Е. Волков пишет: "социальное действие неизбежно порождает социальное взаимо-

действие" [1]. Такое утверждение, по моему мнению, неверно. Социальное действие, как пра-

вило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного дейст-

вия. Например, человек, попавший в беду и зовущий на помощь, надеясь, что будет услышан,

и ему помогут, т.е. он надеется на взаимодействие. Но, не будучи услышанным, его социаль-

ное действие останется односторонним актом.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки

зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюрк-

гейма, второй - М. Вебера. По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека

жестко детерминированы внешними, объективными факторами (социальной структурой, со-

циальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный

смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет

возможность проявления индивидуальности.

Понятие "социальное действие" введено в социологию М. Вебером для обозначения дейст-

вия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентиро-

ванного на других людей. Основными признаками социального действия (по Веберу) являют-

ся осознанная мотивация и ориентация на других. Вебер выделяет четыре типа социального

действия:

1) целерационалъное действие - осознанное действие, направленное на достижение опре-

деленной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершае-

мый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального дейст-

вия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культур-

ная и др.);

3) традиционное действие - действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы

автоматически, например, мы соблюдаем обычаи и не задумываемся об их происхождении.

Мышление "подключается" лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности. По мнению

Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является

предметом исследования психологии, этнологии и др. наук, но не социологии;

4) аффективное действие - действие, детерминированное эмоциями и по этой причине

также не осознаваемое, т.е. не подлежащее социологическому анализу [2].

Т. Парсонс предложил "общую систему человеческого действия", которая включает в се-

бя "социальную систему", "систему личности", "систему культуры". Каждая из перечисленных

"систем" (подсистем) имеет в общей системе социального действия свое функциональное зна-

чение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции об-

щества; культурная система - сохранения и воспроизводства образов; личностная система -

исполнение целедостиженческих функций [3].

Предложенная Парсонсом теория социального действия в значительной степени "ограни-

чивает" (предопределяет) деятельность индивида существующей институциональной систе-

мой, за что она (теория) подвергалась аргументированной критике [4].

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов

как Дж. Александер, П.Л. Бергер, Ф. Знанецкий, А. Турен, Ю. Хабермас и др. Современные

исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и

субъективные мотивы социального действа, а также новейшие научно-технические достиже-

ния и реальные изменения, произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в миро-

вых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной

компоненте социального действия.

Так, например, французский социолог А. Турен вводит в теорию социального действия

понятие социального субъекта, под которым на социетальном уровне он понимает социаль-

ные движения. П.Л. Бергер считает, что между дюркгеймовской объективной детерминиро-

ванностью социального действия и веберовской субъективной мотивацией социального дей-

ствия, в сущности, нет противоречий. Просто оба эти феномена существуют одновременно,

обуславливая и объясняя друг друга: "общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определя-

ем общество" [5]. По мнению Дж. Александера, социальное действие детерминировано тремя

основными составляющими: культурой, индивидуальностью и социальной системой [6].

Социальное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного взаи-

модействия социальных субъектов (акторов) друг на друга. Это процесс обмена действиями

между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической тео-

рии, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, соци-

альная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия.

Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому

социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух акторов. При

этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматри-

ваться как "вызов", а может быть ответной реакцией на действия других - "ответ на вызов".

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с

другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребнос-

тей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной

потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, матери-

альными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию отно-

сительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в

свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодей-

ствие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные ин-

ституты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаим-

ных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между акторами. Если акторы "говорят

на разных языках" и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты тако-

го взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания

ведущих социологов мира. М. Вебер считал, что в ходе взаимодействия люди стремятся мак-

симально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономичес-

кой эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качест-

ва как осознанность, рациональность и ориентированность на других [7].

По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это взаимный обмен коллектив-

ным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение

"культуры". На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде

социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к

поколению. При этом "каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта)

прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта

(знания) таким образом постоянно растет" [8].

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале

1960-х гг. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая

из сторон стремиться получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и

минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное

одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и пе-

рерастает во взаимоотношения на основе взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверж-

даются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждени-

ем и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и

иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов.

Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат;

или напротив - желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение [9].

По мнению Т. Парсонса, социальное взаимодействие на уровне социальных систем проис-

ходит благодаря "зонам взаимопроникновения" и осуществляется в процессе взаимообмена.

Социальные системы предстают как "открытые", находящиеся в состоянии постоянного взаи-

мообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также

вовлечены в процессы взаимообмена [10].

Еще одним научным направлением в исследовании социального взаимодействия является

символический интеракционизм (от interaction - взаимодействие). По мнению Дж.Г. Мида

(1863-1931), во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его ин-

терпретация. Другими словами - как это действие воспринимается, какой смысл (символ) ему

придается. Например, такой незначительный жест (действие) как подмигивание в одной ситуа-

ции может рассматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой - как поддержка, одоб-

рение и т.д. Люди, как правило, не реагируют автоматически на воздействия извне. Прежде чем

ответить на него, они разгадывают значение действия, т.е. наделяют его определенным симво-

лом. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успеху взаимодействия.

Н. Смелзер считает, что символический интеракционизм дает более реалистическое пред-

ставление о социальном взаимодействии, чем теория обмена. "Сущность символического ин-

теракционизма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непре-

рывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и

реагируют на них" [11].

Социальное поведение - это качественная характеристика социального действия и взаи-

модействия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в той или иной социаль-

ной среде. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной ду-

мы, т.е. занимаются политической деятельностью. Но поведение этих субъектов политики

неоднозначно. Одни дремлют в депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места,

третьи рвутся к микрофону на трибуне, четвертые затевают потасовку с коллегами.

По-разному ведут себя участники массовых событий. Например, одни участники демонст-

рации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспоряд-

ки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъек-

тов социального взаимодействия подпадают под определение "социальное поведение". Другими

словами, все описанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в мас-

совом событии, но каждый ведет себя по-разному. Следовательно, социальное поведение - это

способ проявления социальным актором предпочтений, мотивов, установок, возможностей и

способностей в социальном действии или взаимодействии.

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Перечис-

лим некоторые из них:

-Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаи-

модействия. Например, для поведения В.В. Жириновского характерны эмоциональная насы-

щенность, непредсказуемость, эпатаж; для В.В. Путина - рассудительность, взвешенность в

словах и поступках, внешнее спокойствие.

-Личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Напри-

мер, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении дру-

гих вопросов он достаточно пассивен.

- Адаптивное поведение - это поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться

к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в

толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна),

стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя.

- Ситуативное поведение - это поведение, обусловленное реально возникшими условия-

ми, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию.

- Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями ак-

тора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и другие мыслители не могли "поступиться принципами" и

стали жертвами инквизиции.

- Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических дейст-

виях. Суть "компетенции" заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией,

понимает суть происходящего, знает "правила игры" и способен адекватно их использовать.

- Поведение, обусловленное различного рода манипулированием. Это когда ложью, обма-

ном, популистскими обещаниями людей "принуждают" вести себя тем или иным образом. На-

пример, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в предвыборной программе обеща-

ет, что в случае своего избрания выполнит те или иные наказания избирателей, но, добив-

шись своего, не думает выполнять обещанное.

- Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздейст-

вия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

Так, например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в мас-

совых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вес-

ти себя определенным образом.

На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлечен-

ности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политичес-

ких событиях - случайный эпизод, для других политика - профессия, для третьих - призвание

и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь [12]. Массовое поведение

может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивиду-

альная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных)

действиях толпы [13].

Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта: 1) реакция субъекта на

актуальную ситуацию, на те или иные сменяющие друг друга события; 2) привычные дейст-

вия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое

отношение субъекта к другим субъектам; 3) целенаправленная последовательность социаль-

ных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субъек-

том более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и

обустройство семьи и др.); 4) реализация стратегических жизненных целей [14].

Социальный контроль. Важнейшим условием социального взаимодействия и эффектив-

ного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и пове-

дении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорга-

низации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля

для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институ-

ты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует

поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты осуществляют

социальный контроль политическими методами и т.д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются

(формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.

Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные

правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить

на два основных вида:

1. Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законода-

тельных актах, например, Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения

и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды

наказания;

2. Нормы морали - это неформальные нормы, функционирующие в виде общественного

мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание

(осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необ-

ходимо, во-первых, обучать людей соответствующему поведению и, во-вторых, осуществлять

контроль за соблюдением норм. Рассмотрим оба эти условия (обучение и контроль) подробнее.

1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем

детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок полу-

чает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В хо-

де дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли; учится разли-

чать, в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным; опре-

деляет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения;

стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы,

но и создает механизмы контроля за их исполнением; например, такие как общественное мне-

ние, СМИ, органы внутренних дел, суды и т.д. Оно (общество) также заранее определяет ба-

зовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, ка-

чественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознагражде-

ния, а "нарушитель" - наказания.

Сама социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы

предписывают конкретным индивидам, их занимающим, определенные стандарты социально-

го поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и

получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль со-

лидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, вы-

нужден играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны, и их применение варьируется в зависимости от

конкретных условий и поставленных целей. Так, например, проявление трусости в обычных

условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный по-

ступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и

наказывается публичным расстрелом.

Старейшим и наиболее простым способом социального контроля является физическое на-

силие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с

преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и обще-

ственно-политических институтов гражданского общества. Но и само общество, если оно об-

ладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического

контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля являют-

ся наиболее эффективными, т.к. они опираются на государственную власть и могут использо-

вать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективными, чем политические, являются экономические методы социаль-

ного контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или

принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по

отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным матери-

альным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишить-

ся части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например, идеологические, религи-

озные, социокультурные, морально-этические и др.

Значительное место в социальном контроле занимает феномен самоконтроля, - сформи-

ровавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внут-

ренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самокон-

троля является "интериоризация". Это процесс формирования внутренних структур челове-

ческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя

социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой,

этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними норма-

ми, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконт-

роля являются сознание, совесть и воля.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеж-

дения. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и

потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Видное место в социальном контроле занимают создаваемые и одобряемые обществом

нормы, которые носят общий характер и не могут учитывать всего многообразия реальной

жизни. Кроме того, многие люди не имеют возможности или не желают исполнять те или

иные социальные нормы. Рассмотрим некоторые из причин, способствующих нарушению со-

циальных норм.

- Нормы противоречат культурным или религиозным традициям тех или иных социаль-

ных групп. Так, например, по светским законам в России запрещено многоженство, но в ре-

альности оно существует, т.к. в соответствии с культурными и религиозными традициями не-

которых этнических групп многоженство считается легитимным.

- Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют) личностным убеждениям и цен-

ностным ориентациям индивида (группы). Например, человек становится изгоем, уходит в мо-

настырь, в секту, в криминальную группу, ищет экстремальных ситуаций, т.к. в обыденной

жизни он не находит реального смысла своему существованию. Так, например, известный пу-

тешественник Федор Конюхов в одном из своих интервью (июнь 2004 г.) на вопрос, почему он

(Конюхов), еще не закончив очередное свое путешествие, уже планирует следующее, отве-

тил, что в обычных условиях его жизнь теряет всякий смысл.

- Противоречивый характер существующей нормативно-правовой системы, когда исполне-

ние одних норм неизбежно приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом была ха-

рактерна для российской правовой системы в 90-е годы XX века, когда старые правовые нормы

уже не действовали, а новые еще не действовали и страна по сути жила в правовом вакууме.

- Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны. Например,

правила дорожного движения предписывают переходить дорогу только в установленных для

этого местах, но на больших перегонах такие "места" отсутствуют. Таким образом возникает

ситуация неопределенности.

- Разногласия относительно правомерности принятия тех или иных норм (правовых актов).

Например, в 1985 году в СССР был принят закон, ограничивающий производство, продажу и

потребление алкогольных напитков, который буквально "расколол" общество на сторонников

и противников этого закона; закон об обязательном автостраховании, принятый в 2003 году,

также вызвал бурю негодования в среде российских автовладельцев и прочих граждан.

- Вынужденная девиация. Сложившиеся в обществе ограниченные социальные возможности

вынуждают целые социальные слои нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых

рамках они не способны удовлетворять свои потребности в пище, жилье и т.д. Например, не име-

ющие легальных доходов люди, с риском для жизни, срезают высоковольтные провода и сдают

их в пункты приема вторсырья для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для удовлетворения

своих потребностей; человек продает свою почку для того, чтобы хоть как-то улучшить матери-

альное положение своей семьи; голодный ребенок отнимает булочку у соседского мальчишки.

- Девиация как способ достижения своих личных или групповых интересов. Индивид

(группа) идет на нарушение существующих норм для того, чтобы завладеть определенного

рода ресурсами.

- Девиация как способ изменения существующих социальных норм. Так, например, рево-

люции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить сложившиеся социальные

нормы и отношения. Правящими элитами такое поведение оценивается, как правило, как де-

виантное, а радикально настроенными гражданами - как закономерный процесс смены уста-

ревших социальных норм.

Предложенный вниманию читателей журнала метод описания и теоретического обосно-

вания ряда социологических понятий прошел определенную, на взгляд автора - небезуспеш-

ную, апробацию многолетней педагогической практикой. Это дает основание надеяться, что

данная работа окажет помощь тем, кто преподает, и тем, кто изучает социологию, вызовет

желание высказаться на поставленные вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1. М.: "Мысль", 2003. С. 148.

2. Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. P. 24-25.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. С. 16.

4. Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское обще-

ство / Социология на пороге XXI века: Основные направления исследования. М., 1999.

С. 186-205.

5. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996. С. 119-120.

6. Александр Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское обще-

ство / Социология на пороге XXI века: Основные направления исследования. М., 1999.

С. 191-192.

7. Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. P. 4-8.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 526-527.

9. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная

психология. Тексты. М., 1984.

10. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. С. 17-19.

11. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 137.

12. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 653.

13. Лебон Г. Психология масс. Минск. 2000.

14. Социологическая энциклопедия в 2-х т. Т. 2. М., 2003. С. 197-199.

15. Новикова А. Каннибал из Ротенбурга // Собеседник. № 8, 3-9 марта. 2004.

5 Социологические исследования, № 8 129__

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...