Орнаменты. Токарные работы
Орнаменты
Узоры, орнаменты, рельефы мы встречаем повсюду. Гениальным их творцом является природа. Взгляните на небо, горы, моря, леса! Повсюду красочные и объемные орнаменты. Любое растение отличается от подобного ему уникальным рисунком ажурного листа, необычным изгибом стебля, замысловатым контуром цветка. Обыкновенная еловая или кедровая шишка и та украшена ритмичным рельефом чешуек.
Рис. 6. 4. Варианты орнаментов
Не обделила природа и животный мир. Вспомните граненый панцирь черепахи, чешуйчатую кожу змеи, рельефную спину крокодила, изящные формы насекомых. Подводный мир не менее богат художественным творчеством природы. Восхищают морские звезды, причудливые раковины, рыбы, медузы, моллюски. Рассмотрите внимательно снежинки и морозные узоры на окнах, зимние пейзажи! Из этой щедрой многокрасочной мастерской, неисчерпаемой кладовой образов человек с первобытных времен заимствует сюжеты и формы для творчества. Он не может быть безразличным к тому, что бескорыстно дарит ему природа.
Рис. 6. 5. Варианты орнаментов
Составляя детали орнамента, учитывайте внешнюю форму предмета, материал, из которого он будет выполнен. В данном случае мы имеем дело с деревом, определяющим характер и вид рельефа. Заботьтесь о ритмичности композиции, следите, чтобы элементы орнамента не перегружали пространство, равномерно распределялись по площади, заполняя видимые глазу поверхности. Детали связывайте между собой, не располагайте на больших расстояниях друг от друга. В узоре намеренно выделяйте основные элементы, организуя вокруг них всю композицию. Стройте орнамент по определенной, заранее намеченной схеме.
Предлагаю способ облегчения работы при создании рисунка: нарисуйте половину задуманного орнамента и подставьте зеркало. Реальный рисунок и его отражение соединятся в цельное изображение всей композиции. Если что-то не устраивает, доработайте. Когда получите окончательный вариант, перенесите его на кальку, а затем с нее прямое и зеркальное изображение переведите на заготовку. Для повторяющихся элементов сделайте трафарет. Для увеличения и перенесения эскизов на материал иногда применяют диапроектор. Для этого снимают на фотопленку необходимый рисунок или фотографию. Проявленный негатив проецируют с необходимым увеличением на бумагу или заготовку и обрисовывают контуры карандашом.
Токарные работы
Токарные работы по дереву имеют давние традиции. Известно, что после изобретения Леонардо да Винчи махового колеса токарное дело широко распространилось в Европе. Им увлеклись и мастеровые из народа, и знатные люди. Россия также не отставала – слова «сей монарх работал и делал многие искусные вещи» относятся к увлечению токарным делом русского царя Петра I. Резчику желательно освоить технику резьбы деревянных изделий на токарном станке. Это расширит его возможности в творчестве. С помощью токарного станка вытачивают заготовки, которые используют затем как составные части основного изделия. Это ножки для мебели, элементы игрушек, бусы и т. д. В другом случае точеные формы являются окончательным вариантом произведения, их украшают затем рельефом. К таким изделиям относятся вазы, чаши, кубки, подсвечники, тарелки (фото 67). Древесину используют любых пород. Выточенные на станке художественные изделия очень разнообразны – от вытянутых узких сосудов до плоских широких тарелок. В случае, когда задуманная ваза или деталь мебели имеет длину больше возможностей станины, распилите заготовку на две-три части. Обработайте отдельно каждую, при необходимости выберите и зачистите внутренний объем, а затем склейте в намеченном порядке. Замаскируйте декоративной линией места стыковки и обработайте поверхность.
Фото 68. Изделия на токарной основе с рельефом
Если в руки вам попалось вышедшее из употребления деревянное изделие или деталь точеной формы, вы можете подарить им вторую жизнь, превратив в произведение искусства. Например, кто-то из соседей выбросил отслуживший свой век старый стул или стол, у которого ножки, сделанные из березы, бука, дуба и даже красного дерева, напоминают вазочки, подсвечники, подставки. Вырезание рельефа или орнамента в значительной мере изменит внешний вид. Подобные находки были и у меня, но однажды особо повезло. Во Дворце культуры списали старый рояль, и я оказался владельцем трех его фигурных массивных ножек. Сухая заготовка без трещин такого размера, да еще и точеная, представляет для резчика определенный интерес. Форма в основном готова. Пришла идея вырезать вазу со сквозной пластикой. Когда отпилил верхнюю деталь, чтобы переставить ее вниз, увидел, что ножка рояля склеена из четырех березовых частей и квадратного букового стержня. Древесина березы, к сожалению, от времени начала преть. Приступив к работе, окончательно укрепился в мысли: не стоит делать в орнаменте мелкие детали, далеко выступающие над фоном, так как материал слабый, годится больше для обобщения. Постарался представить окончательный результат и приступил к резьбе. Тем, кто уже имеет опыт токарной обработки металлических изделий и желает перейти на дерево, советую быть внимательным: вы обрабатываете новый материал, который структурой и качеством значительно отличается от того, к которому вы привыкли. Дерево по сравнению с металлом хрупко, вязко, менее прочно, имеет слоистое строение, в массе его встречаются сучки, свилеватость, гниль, трещины. Текстурные породы не всегда выдерживают мелкие детали. Вытачивая чаши, вазы, не следует делать тонкие стенки, особенно в торцах. Что выдержит металл, не дано дереву. Ему всегда нужен запас прочности.
Фото 69. Ножка рояля. Береза
Фото 70. Ваза сквозная из ножки рояля
Фото 71. Работа над вазой из ножки рояля
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|