Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помещение, инструмент. Организация занятий




Помещение, инструмент

 

Решение организационных вопросов начните с выяснения, имеется ли и в каких размерах база для обеспечения основных нужд. Первостепенным условием функционирования любой студии является наличие достаточно просторного, светлого, отапливаемого, хорошо проветриваемого помещения. В нем размещается мастерская с оборудованием и рабочими местами.

Далее, особую сложность в современных условиях представляет приобретение оборудования, инструмента, материалов и всего, что потребуется для деятельности коллектива. Здесь – кому как повезет. Иногда материальную проблему решают спонсоры. Их нужно уметь найти и убедить.

Перечень необходимого для резчика инструмента вы найдете в начале книги. Не отказываясь от станков и электроустройств, которые облегчают труд и экономят время, помните, что с их приобретением в вашей мастерской появляются зоны повышенной опасности. Чтобы свести опасность до минимума, все электрооборудование (кроме бормашины и приборов малых размеров, которые переносятся в необходимое для работы место) жестко смонтируйте в удобном месте и обязательно заземлите. Режущий инструмент приобретайте в достаточном ассортименте, более ходовые стамески – в нескольких экземплярах. Со временем каждый ученик обзаведется личным набором для пользования дома и в мастерской. Особое внимание уделите заточным устройствам и набору абразивных брусков.

Скорее всего, сразу вам не удастся обеспечить студию всем необходимым. Какая-то часть оборудования появится в процессе занятий.

На хорошо освещенных свободных площадях оборудуйте рабочие места. Лучший вариант – стандартные верстаки. Если их нет, замените крепкими столами с деревянным покрытием и упорами. Вдоль стен сколотите прочные столы для работы стоя – высотой 80–90 см, шириной 50 см. Через 1, 5 м набейте поперечные упоры. Для сохранности резцов от затупления стену перед столом закройте доской толщиной 4 см. Для работы сидя приготовьте табуретки, стулья. Над столами на стенах разместите стенды или шкафчики с инструментом. Рабочие места хорошо осветите, расположив источник света так, чтобы было удобно для глаз, в 1, 5 м от резчика перед его лицом. Необходимо иметь ящик для стружки, щетки-сметки, веники, совки. На видных местах расположите пожарный инвентарь, правила безопасности и аптечку.

Неоконченные поделки и заготовки материала, которые вот-вот пойдут в работу, храните под рабочими местами. Для длительного хранения запасов материала желательно иметь проветриваемую, несырую подсобку. Заготовки размещайте по видам, чтобы необходимую доску, бревно легко было найти и взять. Порядок хранения описан в начале книги. Сувели, капы лучше разложите на видных местах мастерской, чтобы постоянно вглядываться в них в поисках образа.

Накапливающиеся готовые изделия расставляйте на полках, надежно закрепленных на стене. На свободной площади стены повесьте щит для объявлений, фотоинформации, плакатов, пособий. Специальную литературу разместите на полке или в стеклянном шкафу. Заведите папки для сбора фотографий, вырезок из газет, журналов и прочего печатного материала об изобразительном искусстве. Рассортированные по жанрам и темам, они в дальнейшем будут служить хорошими пособиями. Постоянно пополняйте библиотеку.

Если помещение просторное, оформите зал для небольшого музея и сменных экспозиций. Здесь вы сможете впоследствии размещать грамоты, дипломы и другие награды, полученные за участие в выставках и смотрах, а также лучшие работы студийцев.

Нелишними для студии окажутся и элементарные удобства в виде места для курения и туалета. К сожалению, многие люди курят: здоровью вред, и увеличивается вероятность возникновения пожара. Но не стоит зацикливаться на перевоспитании. Повесьте в курительных комнатах огнетушитель и плакаты, призывающие к осторожному обращению с огнем. Напоминайте, что в помещениях, где находится электрооборудование, дерево, лаки, скипидар и т. п., существует повышенная опасность возгорания. Были случаи, когда по оплошности или из-за неосторожного поведения в мастерских происходили пожары.

 

Организация занятий

 

Основной набор в коллектив чаще производят в начале учебного года – в сентябре, но не исключена возможность приема и в другие месяцы. В процессе занятий происходит естественный отбор, укрепление костяка студии. Общее количество записанных, как правило, составляет 25–50 человек и более.

О наборе сообщает Дом культуры, учреждение, при котором создается кружок. На улицах города, в культурных центрах, в Доме народного творчества, кинотеатрах, общежитиях, на предприятиях, в густо заселенных районах развешиваются афиши-приглашения с кратким описанием студии, указанием места и времени занятий. Значительную помощь окажут объявления в местной газете и радио. Желательно, чтобы руководитель кружка участвовал в такой агитации. Полезны его личные встречи на предприятиях, в клубах, где он расскажет о работе студии, познакомит с некоторыми видами изобразительного искусства, народного творчества, покажет фотоматериалы, слайды, художественные изделия.

 

 

Фото 229. Реклама 1980-х гг.

 

Одновременно составьте перспективный план работы. Ориентировочно он выглядит так:

1. Организаторская работа, набор в коллектив, подготовка помещения, инструмента, материала.

2. Оформление, реклама, утверждение плана.

3. Поэтапное изучение теории, практическая работа с деревом. Навыки обращения с инструментом, его изготовление и заточка. Виды и стили резьбы, развитие художественного вкуса, чувства пластики, объемного видения.

4. Учебно-воспитательная работа: лекции, встречи с художниками, посещение выставок, мастерских, обсуждение работ, организация выставок и участие в смотрах, фестивалях, подведение итогов.

В коллектив обычно записываются люди разного возраста, профессий и не одного уровня подготовленности. Чаще совершенно без опыта, с одним желанием научиться.

Начинающих соберите в отдельную группу и занимайтесь с ними по плану в порядке последовательного наращивания сложности. Внимание новичкам уделите особое. Важно с первых занятий научить правильным приемам обращения с режущим инструментом и электрооборудованием, так как в этот период существует большая опасность травмировать руки. Заострите внимание на технике безопасности. Покажите, как надо работать у верстака, стола – стоя и сидя. Объясните, почему не рекомендуется резать на коленях без деревянного упора.

 

 

Фото 230. В 1978 г. организовал студию для взрослых на Яузе, где с давних времен были мастерские народных промыслов

 

Организуйте занятия так, чтобы одновременно в мастерской находилось не более 12–15 человек. Время практических занятий установите 1, 5–2, 5 ч. Через определенные промежутки времени (15–20 мин) делайте 3–5-минутные перерывы, так как без отдыха глаза и руки устают, притупляется чувство формы, пластики. Предложите ученикам во время перерыва отвлечься, отойти от заготовки. Потом внимательно рассмотреть изделие с расстояния 2–4 м, определяя дальнейший ход работы.

 

 

Фото 231. В 1997 г. проводил уроки резьбы в школе города Кентон, США

 

Некоторые из новичков стремятся поскорее вырезать конкретное изделие. Не препятствуйте такому желанию, предложите начать с простейшей резьбы, создания несложного предмета (ложки, вазочки), постоянно наблюдайте за процессом работы, подсказывайте, как держать стамеску, в какую сторону срезать слой. Начинающий должен знать, что при выполнении первой работы основная его задача – приобрести навык резьбы, понять материал, почувствовать пластику.

Атмосфера на занятиях должна быть доброжелательная, основанная на взаимном уважении. Руководителю не следует давить на учеников своим авторитетом. Не навязывайте своего мнения, а высказывайтесь, предлагая. Хорошее знание теории, личный творческий пример действуют убедительнее. Ученики должны быть уверены, что ваши слова всегда могут быть подтверждены практикой. Выражаясь по-спортивному, руководитель коллектива – это «играющий тренер». Для закрепления пройденного материала предлагайте домашнее задание: чтение специальной литературы, разработку эскизов, лепку в пластилине, самостоятельное посещение выставки, музея, практику в резьбе.

 

 

Фото 232. В школе резьбы при Московском доме творчества всегда много учеников. 2010 г. – 77 человек

 

Другую группу формируют из лиц, ранее занимавшихся резьбой, но имеющих разную степень подготовленности и владеющих неодинаковыми методами резьбы. Некоторые из них занимались до прихода в студию самостоятельно, в домашних условиях, другие закончили училище, вуз соответствующего профиля или платные курсы.

Последние, как правило, предлагают непрофессиональное обучение нашему ремеслу. В них быстрым поточным методом натаскивают учеников на одном виде рельефа, на одной манере резьбы. В группе одновременно занимаются 20–30 человек. «Преподаватель», часто не имеющий соответствующего опыта или образования, успевает за урок подойти к каждому максимум 1–2 раза, а необходим многократный подход к ученику. Выпускники подобных курсов иногда приходят в мою школу, желая совершенствовать свое умение и уже на другом, более высоком уровне осваивать основные виды резьбы и скульптуры. К любому студийцу, тем более имеющему определенный навык, подход должен быть индивидуальным и дифференцированным. Необходимо с каждым побеседовать, определив его технический и художественный уровень, познакомиться с последними работами резчика.

Обсуждая изделие, дайте высказаться автору: что он считает неудачным, чем удовлетворен. Затем попросите присутствующих членов коллектива изложить свои замечания. Завершите разбор собственным мнением о теме, образе, пластике, способе обработки и т. д. Не ущемляйте самолюбия взрослого человека, не упрекайте в недостатках, говорите с уважением. Излагая мнение, вначале отметьте достоинства изделия, подчеркните положительные качества мастера. Это укрепит в нем уверенность, желание работать лучше. Не раскрывайте сразу все обнаруженные ошибки. Обратите внимание резчика на те, которые он сможет преодолеть на данном этапе. Более сложные он не сможет пока понять, а значит, и не исправит. Если у мастера выработана своя привычная, но в чем-то нерациональная, менее практичная техника резьбы, покажите правильные варианты, но не настаивайте на быстром переучивании. Если ваш способ ему понравится, он будет сам к нему обращаться, постепенно привыкая.

Критический разбор работы в присутствии коллектива действует на художников неодинаково. Одни относятся положительно, принимая к сведению замечания и добрые советы друзей, другие переносят болезненно, страдая от самомнения и самолюбия. Некоторые бросают коллектив, не выдержав критики, порой не совсем доброжелательной. Этот момент психологически важен, требует определенного внимания и такта. Большое значение здесь имеют глубокие знания руководителя и его творческий авторитет.

В коллектив могут записаться умельцы в чем-то более сильные, чем вы. С этим следует считаться и учиться самому у них. В то же время перед руководителем встает нелегкая задача – сохраняя самобытность автора, индивидуальность, поощрять творческие поиски, интерес к эксперименту. Учите резчика не только грамотно резать, но и чувствовать, мыслить, высказываться, уметь передавать свои знания другим. В копированных изделиях обсуждайте только техническое исполнение, точность повтора, соблюдение пластики оригинала.

Иногда в мастерскую заходят резчики из других студий или занимающиеся самостоятельно. Не отказывайте гостям в разговоре и консультации. Общий интерес сближает людей. Бывает, что эти случайные пришельцы остаются работать в коллективе. О существовании кружка могут узнать и мастеровые люди из других городов и краев страны. Установите с ними творческие отношения, обменивайтесь информацией, встречайтесь. Нередко резчик живет в местах, где и посоветоваться-то не с кем. Отнеситесь к таким любителям внимательно.

Работа коллектива не должна ограничиваться только резьбой. Чаще проводите собрания, обсуждайте текущие дела, новые работы, организуйте встречи, лекции, просмотры слайдов, видеофильмов и т. д. Дружеское общение людей, связанных одинаковым интересом, сплачивает их в коллектив единомышленников. Это вызывает положительные чувства, эмоциональный настрой, столь необходимый каждому, способствует и художественному росту.

Хорошим способом для создания непосредственной домашней обстановки, возникновения доверительных отношений является организация чаепитий с конфетами, баранками, пирожками, которые студийцы приносят с собой или приобретают в складчину. Особое удовольствие – самовар на столе. Сплачивают и проводимые вместе праздники, дни рождения членов коллектива. Порой кажется, не столь важно, какого художественного уровня достиг ученик, главное, что он, прикасаясь к миру прекрасного в коллективе, находит душевное удовлетворение, становится сам красивее, проявляет свои лучшие человеческие качества.

Когда жизнь коллектива войдет в свое русло – появятся заботы, успехи, возникнут какие-то проблемы – заведите большой альбом для подробного и последовательного фиксирования всех происходящих событий. Вклеивайте в него по датам фотографии, рецензии, приглашения и прочие документальные материалы. Делайте это постоянно, сразу после того, как состоялось событие или вы узнали об интересном факте. Для художественного оформления альбома выберите редколлегию из двух-трех человек, склонных к рисованию, выполнению шрифтов. Через несколько лет альбом превратится в красочно оформленную летопись жизни студии.

Предложите и ученикам завести домашний альбом для фотографий своих готовых изделий с указанием даты, размера, породы дерева, способа обработки. Каждому желательно иметь альбом или блокнот для зарисовок, эскизов. Наличие фотоаппарата и видеокамеры во многом облегчит сбор материалов и фиксирование жизни кружка и учеников. Фотоаппарат, думаю, нужен каждому свой.

Когда коллектив утвердится, начнет активно работать, обретет лицо, объявите конкурс на название студии и эскиз эмблемы, значка. Подскажите, какие главные идеи они должны отражать. Закажите в типографии бланки удостоверений членов студии и торжественно их вручайте вместе со значком на общем собрании. Изготовление значков через художественные мастерские – дело хлопотное и дорогое. Предложите ученикам смастерить их своими руками. Будет возможность пофантазировать и проявить мастерство. Используйте хорошую породу дерева для вырезания эмблемы или наклейте небольшую фотографию на деревянную основу. Удобно приобрести пластмассовый значок, в котором декоративную картинку замените на фотоэмблему. Вариантов немало, думаю, и вы свой найдете. Приятно, когда на открытии выставки авторы на груди имеют отличительный знак единого коллектива.

Во взрослых коллективах есть одна особенность, с которой приходится считаться. У резчика не всегда бывает возможность регулярно посещать занятия студии. Работа, семья, какие-то события отвлекают от занятий. Когда случаются пропуски, не следует спешить с отрицательными выводами, тем более исключать из студии. Узнайте причину и, если помощь ваша не требуется, разрешите посещать занятия при первой возможности и необходимости. Часто бывает, что после продолжительных пропусков человек стесняется возобновить занятия и занимается дома самостоятельно. Понимая такую ситуацию, ненавязчиво позвоните ему или пришлите по почте приглашение участвовать в очередной выставке, общем собрании, посещении музея и т. д., не вспоминайте при этом о пропусках. Человек почувствует, что его не забыли и не отчислили из коллектива, к которому он уже привык и, возможно, без него скучает. Такое отношение всегда приносит положительные результаты, и художник вновь начинает посещать студию.

Хорошим стимулом к возобновлению временно затихшей активности самодеятельных резчиков являются предстоящие выставки, смотры, ярмарки. Особо активно возобновляется работа во время проведения выставок-продаж, фестивалей народного творчества, которые длятся в течение 2–3 дней, в несколько этапов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...