Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория перцептивных действий




Перцептивные действия ― это « основные структурные единицы процесса восприятия у человека» (В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков). В контексте данного определения были рассмотрены научные взгляды на проблему места перцептивных действий в структуре акта восприятия.

Проблема восприятия и его связи с перцептивными действиями получила широкую разработку во многих психологических школах и научных направлениях. Несмотря на то, что само понятие перцептивного действия было предложено отечественной психологической школой, а именно А.В.Запорожцем, оно нашло свое отражение в работах зарубежных психологов. В зарубежной психологии наибольшую распространенность получили: теория «бессознательных умозаключений», где перцептивный процесс определялся как бессознательное умозаключение (Г.Гельмгольц, Г.Геринг); теория гештальтпсихологов об уникальности перцептивной организации и о феноменах восприятия, а также об образе как отдельном феномене, а не эффекте стимула (М.Вертгаймер, В.Келер и К.Коффка); теория перцептивной активности субъекта, где восприятие объекта является активным, целенаправленным процессом синтеза отдельных его частей в единое целое (Д.Хэбб); идея значимости стимула как фактора определяющего содержание и характер протекания процессов восприятия (Дж.Гибсон); теория перцептивного цикла, где восприятие представляет собой циклическую активность, направляемую «когнитивными схемами» (У.Найссер); теория перцептивных гипотез, где перцептивные образы формируются на основании предположений или гипотез, которые использует воспринимающий субъект при активном поиске сенсорных данных для подтверждения или опровержения определенных предположений (Дж.Брунер). Проблема перцептивных действий в процессе восприятия получила освещение в работах Х.Вернера, Ж.Пиаже, П.Фресса и др. Согласно Ж.Пиаже, к перцептивной деятельности относится всякое установление взаимосвязей между воспринимаемыми элементами, где любое опосредствование является связующим звеном между перцептивной деятельностью и так называемыми «эффектами поля». Проблема перцептивных действий нашла свое продолжение в исследованиях современных зарубежных психологов: о связях и зависимостях зрительной системы (Н.Ахтар, К.Фишер, Э.Голден) и моторной активности (М.Граф, А.Ное), о целостности перцептивного образа (Ж.Гринберг, А.Ишио, Я.Китахара).

Понятие перцептивного действия было выдвинуто А.В.Запорожцем в рамках теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Была предложена классификация перцептивных действий: измерительные, построительные, контрольные, корректирующие и регуляторные (Б.Г.Ананьев). Выделены измерительные, соизмерительные, корригирующие, контрольные, тонические, регулятивные функции перцептивных действий (Б.Г.Ананьев, Н.Ю.Вергилес, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов, А.Л.Ярбус и др.). Описаны операции, или четыре уровня, перцептивных действий: обнаружение, различение, идентификация и опознание (А.В.Запорожец). Выделены типы перцептивных действий: идентификация, отнесение к эталону, перцептивное моделирование (Л.А.Венгер). В контексте проблемы формирования у субъекта образа мира перцептивные действия, с одной стороны, являются средством построения образа мира, а с другой стороны, картина мира сама начинает определять структуру перцептивных процессов и действий, опосредствующих взаимодействие человека с миром (А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко). При изучении механизмов формирования перцептивных действий были получены эмпирические данные о степени включенности зрения в двигательный процесс (Н.Ю.Вергилес. А.Л.Ярбус). Исследования связи движения глаз и руки в перцептивном акте отражены в работах Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Д.Логвиненко, В.Я.Романова, С.Д.Смирнова. Была показана взаимосвязь и взаимообусловленность двух составляющих: движения глаз и движения руки в решении перцептивных задач.

Анализ научных воззрений на проблему места и роли перцептивных действий в структуре акта восприятия позволил сделать следующие выводы. Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации.

Динамика становления перцептивных действий была раскрыта в многочисленных экспериментальных исследованиях, выполненных отечественной психологической школой. Был проанализирован процесс развития сенсорных функций у детей начиная с младенческого возраста. Было показано, что сенсорные функции перестраиваются на основе практических манипуляций, и сами постепенно приобретают характер своеобразных ориентировочно-исследовательских, перцептивных действий (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Е.А.Сергеенко, Н.М.Щелованов и др.). Онтогенез перцептивных действий повторяет в основных чертах функциональный генез психических процессов, выявленных П.Я.Гальпериным.

Развитие перцептивных действий является неотъемлемой составляющей сенсорного воспитания дошкольников. Становление и развитие сенсорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению. Известны данные об успешности сенсорного воспитания в условиях предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина и др.); конструктивной (А.Р.Лурия, В.Г.Нечаева и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А.Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е.Журова, Г.М.Лямина, Д.Б.Эльконин и др.).

В отечественной психологии наибольшую известность получила система сенсорного воспитания, разработанная Л.А.Венгером. Согласно Л.А.Венгеру, восприятие ребенка представляет собой сложный, культурно опосредствованный процесс решения перцептивных задач. Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий (Л.А.Венгер).

Целенаправленное сенсорное воспитание протекает в условиях специально созданного предметного мира. Вслед за В.С.Мухиной мы рассматриваем предметный мир как неотъемлемое условие развития психики, которое создает жизненное пространство человека. В обсуждаемом возрасте ребенок переходит к использованию общепринятых сенсорных эталонов. В предметном мире образно-знаковые системы представлены в качестве предметов объективной действительности, в случае целенаправленного сенсорного воспитания это дидактические материалы, в которых отражены знаки-эталоны(цвета, формы, размера и т.д.). Образно-знаковые эталоны существуют в системе, которую и усваивает ребенок в процессе действий с реальными предметами и их изображениями. Действия с реальными и изображаемыми предметами совершенствуют действия восприятия. В период дошкольного детства складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесенности и моделирующие действия.

Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий,состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными ребенком системами сенсорных эталонов. Овладение перцептивными действиями осуществляется путем усвоения внешнедвигательных форм обследования свойств объектов с применением материальных эталонов и последующей их интериоризацией,в процессе которой реальные манипуляции с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям. Формирование перцептивных действий происходит в контексте развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей перед восприятием новые задачи и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных форм обследования свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на 1-м г. жизни хватание и локомоция,на 2-3-м г. жизни — предметная деятельность, в дошкольном возрасте — продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.). Проведение с детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного воспитания, обеспечивающего оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности восприятия ребенка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...