Мотивация и мотивационные состояния
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение 3 1Мотивация и мотивационные состояния 4 2 Теории мотивации 7 2.1 Содержательные теории мотивации 7 2.2 Процессуальные теории мотивации 9 3 Построение сбалансированной мотивационной программы 11 4 Типовые способы мотивации персонала 18 Заключение 22 Список используемой литературы 24
Введение Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение к теме внутрифирменной мотивации персонала особенно актуальным. Цель данной работы – изучить основы мотивации персонала в организации и рассмотреть применение мотивирования сотрудников на практике. Задачи: - изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»; - изучить методы мотивирования персонала; -разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала. Мотивация и мотивационные состояния Мотивация - это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. К мотивационным состояниям относятся: - интересы; - желания; - стремления; - намерения;
- влечения; - страхи; - установки. Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются: - по содержанию (материальные и духовные); - по широте (ограниченные и разносторонние); - по устойчивости (кратковременные и устойчивые) Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения. Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Эпикур подразделил все желания на 3 группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха); 2) естественные, но не необходимые (сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые (желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, сласти). Первые две группы желаний могут быть гипертрофированными, не знающими границ своего удовлетворения. Страсть – это очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (напр. к азартным играм) ведут к деградации личности. Положительные страсти мобилизируют силы человека на достижение социально значимых целей (страсть к искусству, науке). Страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством. Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь немного могут регулироваться сознанием.
Инстинктивные органические влечения: - ориентировочные реакции; - сексуальное влечение; - голод (пищевое влечение); - жажда; - влечение материнства. Мотивация человека может быть осознанной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цепи с отчетливым представлением средств и способов действия. Намерения обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью. Сознательным обоснованием намерения является мотив. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому объекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки. Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типы: - почему? - зачем? - для какой цели? - ради чего? - какой смысл? Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация является непрерывным процессом выбора и принятия решения на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивационные факторы (внутренние факторы) - вызывают чувство удовлетворения работой, это внутренние факторы удовлетворенности, направленные на: - успех, достижение (факт достижения цели), - продвижение по службе, - признание и одобрение результатов работы, - высокая степень ответственности за выполняемое дело, - возможность творческого и делового роста, - сама работа (насколько она интересна, содержательна) Они отвечают за повышение мотивации или удовлетворенности сотрудников. Их отсутствие не вызывает чувства неудовлетворенности. Формула гласит: [рабочая обстановка] + [мотивационные факторы] = состояние удовлетворенности;
[рабочая обстановка] - [мотивационные факторы] = нулевой эффект Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Теории мотивации Мотивационные теории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|