Эволюционно – сотворческая стратегия
Стратегия для «сильной личности» Третий тип инновационных стратегий в педагогическом коллективе характеризуется уже не внедрением заимствованных извне инновационных идей, а развитием собственного инновационного педагогического мышления сопровождающимся «революционным» способом поддержки. Плюсы: Принципиальным достоинством становления инновационного мышления является его возможность творчески разрешать бесконечное число педагогических ситуаций, в то время как любая заимствованная концепция ограничена областью задач, для которых она была разработана. Поэтому понятно, что «ставящий» на развитие в своем коллективе инновационного мышления менеджер «рискует» выиграть гораздо больше. Но и путь этот на порядок более сложен. Минусы: При попытках менеджера внедрять инновационное мышление «революционным» образом эта сложность высвечивается особенно ярко. Дело в том, что на начальных этапах своего становления инновационное педагогическое мышление существенно дифференцирует педагогический коллектив: на фоне большинства консервативных педагогов возникает «творческое ядро» (состоящее из менеджера и небольшого числа его единомышленников среди других и педагогов), готовое нестандартно решать стоящие перед образовательным учреждением задачи. Разумеется, взаимоотношения этих групп становятся весьма непростыми. Управленец, желающий поскорее и понадежнее построить «новую школу», в этом случае выбирает авторитарный путь «революции сверху», что достаточно быстро приводит к конфликтам. Однако они приобретают не обычный характер «противостояния», а гораздо часто более драматичный психологический сюжет. Со стороны одной части коллектива (вовсе не «нетворческих», а, возможно, по разным причинам оказавшихся отрезанными от «творческого эпицентра» педагогов) особенно остро воспринимается рассогласование между декларацией им ценностей педагогического творчества и авторитарным способом реализации этих ценностей. Другая часть просто не понимает, «зачем все это, когда и так нормально учим», а сам управленец и его единомышленники начинают обвинять остальной коллектив в консерватизме и сопротивлении новому, часто склоняясь к попыткам набрать себе «более достойный» коллектив.
Эволюционно – сотворческая стратегия Плюсы: она опирается на ценность развития собственно инновационного педагогического мышления, выбирая при этом эволюционные способы поддержки его становления. При этом проблема дифференциации коллектива по готовности к педагогическому творчеству (являющаяся, как мы помним, ускорителем конфликта при авторитарно-новаторской стратегии) решается здесь путем культивирования особых совместных встреч всего коллектива, что позволяет развивать и согласовывать педагогические ценности и установки всех педагогов образовательного учреждения, то есть осуществлять реальную эволюцию профессионального сознания педагогов. В этом случае акцент переносится с индивидуального творчества отдельных «продвинутых» членов коллектива на особые процессы сотворчества, которые являются основной составляющей данной инновационной стратегии - эволюционно- сотворческой. Минусы: Являясь самой сложной инновационной стратегией, этот тип развития, несмотря на свой эволюционный характер, требует наиболее глубоких изменений в жизни образовательного учреждения - управленческих, организационных, личностных, событийных и других. Разумеется, не исчезает здесь полностью и проблема сопротивления изменениям. Этот путь и более долог, и более зависим от личностей лидеров, которые ради воплощения его ценностей должны преодолевать постоянные соблазны скатиться к обычному администрированию и некритическому воспроизводству чужих педагогических идей. В целом этот путь наиболее подходит для образовательных учреждений с традициями демократического управления.
2.План внедрения инноваций в ОУ. Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения - это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций. Для внедрения инноваций следует выполнить следующие действия: определить основную цель и содержание инновации, составить план действий, проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации, разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией, определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, определить необходимые ресурсы. Далее следует предусмотреть время для снятия психологического напряжения в организации, выбрать методы подготовки и информирования сотрудников, осуществлять контроль готовности школы к внедрению инноваций, а при необходимости провести корректировку. На этапе внедрения инноваций следует: - иметь резервы времени и ресурсов на случай неожиданных затруднений; - быть готовым изменить стратегию; - регулярно информировать сотрудников о результатах инновационной деятельности. На этапе закрепления инноваций необходимо: - рассмотреть вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях); - осуществлять планы (по использованию результатов инновации) с учетом актуальной ситуации. На этапе оценки результатов инновационной деятельности следует: - проводить более глубокие исследования; - организовать и поддерживать обратную связь с теми, на кого влияют изменения; - информировать коллектив и заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации. Необходимость выполнения вышеперечисленных действий на определённых стадиях инновационного процесса позволит субъектам управления эффективно осуществить принятые управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций.
На этапе планирования необходимо выполнить следующие действия: -определить основную цель и содержание инновации; -проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации; -разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией; -определить необходимые ресурсы. На подготовительном этапе следует: -предусмотреть время для снятия психологического напряжения в организации; - выбрать методы подготовки и информирования сотрудников; -осуществлять контроль готовности школы к внедрению инноваций, а при необходимости провести корректировку плана. Литература: 1. Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н.В. /Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие [Электронный ресурc]. – Омск: ОмГПУ, 2012. – 49 с.
2. Иванченко В.Н./Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей- Феникс: 2011 г. – 113с.
2) Разработайте план внедрения инноваций в ОУ. План внедрения инноваций в ОУ
Для внедрения инноваций следует выполнить следующие действия: -определить основную цель и содержание инновации, -составить план действий, -проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации, -разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией, -определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, -определить необходимые ресурсы.
На этапе внедрения инноваций следует: - иметь резервы времени и ресурсов на случай неожиданных затруднений; - быть готовым изменить стратегию; - регулярно информировать сотрудников о результатах инновационной деятельности.
На этапе закрепления инноваций необходимо: - рассмотреть вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|