Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как выявить созависимость




Средства для самостоятельной работы

Указанные ниже средства для самостоятельной работы помогут вам выявить некоторые нерешенные проблемы вашего детства.

Составьте два списка. В первом укажите все то, что ваши родители, учителя или другие взрослые люди делали и говорили вам во время вашего взросления и что, на ваш теперешний взгляд, не принесло вам никакой пользы и даже в некоторой степени было вредно. Во втором укажите все, что ваши родители, учителя и другие взрослые люди не говорили или не делали для вас, и что, как вы теперь полагаете, пошло бы вам на пользу, если бы они это говорили и делали.

Закончив составление списков, изучите их, принимая к сведению следующее. В пунктах первого списка указано все то, за что вы не простили своих родителей. Это то, что сдерживает вас и способствует вашей созависимости. Вам необходимо избавиться от всего этого, если вы намерены выбраться из ловушки созависимости.

Во втором списке указано все то, что кто-то другой, как вы до сих пор надеетесь, должен сделать для вас. Вам придется взять эти заботы на себя или попросить, чтобы это сделали ваши родители, а если это невозможно, то попросить других людей помочь вам удовлетворить эти потребности.

Вы останетесь связанными созависимостью до тех пор, пока не будут решены проблемы, указанные в списке. Пределом такой “связанности” будет ожидание того, что кто-то изменит что-либо в вашей жизни или предоставит вам что-то, чтобы вы чувствовали себя лучше. Если вы будете надеяться на кого-то, вам придется очень долго ждать.

Я (Берри) помню, как сам выполнял такое упражнение и у меня был длинный список того, что я хотел бы услышать от своих родителей. Например: “Я люблю тебя просто потому, что ты есть”. Побывав у них в гостях несколько лет тому назад, я показал им свой список и попросил сказать другими словами все, что я хотел услышать. Они были очень рады сделать это. Я записал на магнитофон то, что они сказали, на тот случай, если мне понадобится подкрепить это позднее. Их слова помогли мне избавиться от чувства обиды и боли и самостоятельно заняться процессом собственного исцеления.

 

Средства для психотерапии

Одним из наиболее полезных приемов, которым вы можете овладеть с помощью психотерапии, является способность быть объективным наблюдателем своего собственного поведения. Это дает вам возможность выйти из конфликта и наблюдать за своим поведением как бы со стороны. Данный процесс включает в себя следующие шаги:

Научитесь распознавать сигналы, когда у вас возникает реакция созависимости или возврат к прошлому. Как правило, в определенной конкретной ситуации что-то поворачивает вспять процесс вашего развития. Вы можете обнаружить, что вас переполняют более сильные чувства, чем требует создавшаяся ситуация. Вас может охватить чувство тревоги, страха, паники, возмущения, неприятия, стыда, смущения или печали. Вы можете также ощущать сигналы, которые подает ваш организм, например, ускоренное сердцебиение, потливость, боль в желудке, тяжесть в груди или легкую головную боль.

2. Сделайте несколько глубоких вздохов и успокойтесь, прежде чем отреагировать. Задайте себе вопрос: “Опасна ли данная ситуация для меня?” Если она вам покажется в некоторой степени опасной, выключите себя из нее, пока не начнете анализировать случившееся. Совершите прогулку или сделайте перерыв, перейдите в другую комнату, чтобы успокоиться. Помните: пройдет какое-то время, и вы почувствуете себя лучше просто благодаря тому, что прошло определенное время и вы отстроились.

3. Научитесь наблюдать за собой. Скажите себе: “Я реагирую на старое чувство”. Либо произнесите что-либо, чтобы осознать происходящее: “Я испытываю раздражение и не знаю, почему”. Затем задайте себе вопрос: “Что в данной ситуации могло побудить меня к такой бурной реакции?” и “Каков источник того, что заставляет меня что-то преодолевать в этой ситуации?” Ваш психотерапевт поможет вам воссоздать ситуацию с помощью ролевой игры, способствующей переживанию чувств, и при этом вы будете оставаться достаточно свободным. Мужчины должны помнить о том, что за гневом часто прячутся печаль или страх, а женщинам не следует забывать, что за плачем часто скрываются гнев или страх. Ищите самые глубокие чувства, которые только сможете найти.

4. Подумайте, о чем вам следует позаботиться в данных ситуациях. Чего вы хотите от своего партнера? Как вы можете убедить своего партнера сотрудничать с вами, чтобы завершить процесс, в котором вы увязли давным-давно? Нуждаетесь ли вы в том, чтобы вас сдерживали и утешали, или в том, чтобы проверить, совпадает ли его/ее восприятие происходящего с вашим?

 

Средства для работы в группе поддержки

От этих моделей поведения трудно освободиться без помощи друзей. Близкие друзья, желающие поддержать ваши усилия освободиться из ловушки созависимости, могут оказать очень существенную помощь в завершении этого этапа выздоровления. Друзья часто не знают, что делать, и чувствуют себя лишними, если с вами произошли изменения и этот процесс происходил без их участия. Регулярные контакты с друзьями помогут вам избежать возвращения к деструктивным моделям поведения. Если у вас нет друзей, которые могли бы поддержать вас в процессе изменений, вы можете воспользоваться группами поддержки, такими как “Общество анонимных созависимых людей” или “Взрослые дети алкоголиков”.

 

Средства для работы с партнером

Очень часто мы буквально гипнотизируем самих себя словами, которые используем для описания того, что делаем. Наши собственные слова могут как поймать нас в ловушку созависимого поведения, так и освободить из нее. Цель такого упражнения с партнером — оказание помощи каждому из вас в приобретении более глубоких знаний о подобных гипнотических словесных блоках. Фразы, содержащие слово “должен”, заманивают нас в ловушку, а фразы, начинающиеся с “хочу”, склоняют к освобождению.

Каждый партнер в отдельности должен составить перечень того, что он считает себя обязанным сделать для налаживания взаимоотношений, а также указать, как он это понимает. Каждый начинает со слов: “Я должен...” Например: “Я должна заниматься стиркой белья для всей семьи, и это для меня обременительно”.

Затем сядьте лицом друг к другу, посмотрите друг другу в глаза и откровенно поговорите. Скажите по очереди один другому то, что вы написали в своем списке. Обращайте внимание на свои ощущения, когда будете произносить каждое предложение. Ни один из вас не должен делать никаких комментариев и воспринимать все сказанное как чистую правду.

Теперь повторите все сначала, но на этот раз измените начало предложения на “Я выбираю...” Снова обратите внимание на свои ощущения при произнесении каждого предложения и понаблюдайте, изменяются ли ваши чувства. Обсудите результаты со своим партнером. Спросите себя: “Загоняю ли я себя в ловушку своими собственными словами?” Задайте вопрос своему партнеру: “Должен ли я это делать, чтобы угодить тебе, или я волен этого не делать, если мне не хочется?”. Спросите у своего партнера: “Желаешь ли ты делать выбор и нести ответственость за него?”.

Обмениваясь такими фразами, вы можете найти альтернативные решения, о которых вы прежде, может быть, и не догадывались. Задача заключается в том, чтобы достичь сознательного выбора вашего собственного жизненного опыта, чтобы не ощущать себя управляемым вашей собственной фразой “Я должен (должна)”.

Пара, о которой речь шла в примере, приведенном в предыдущей главе, успешно использовала данное средство для разделения своих списков и контроля игр, которые разворачивались вокруг этих списков. Мелвин пункт за пунктом просмотрел свой список того, что Дора поручила ему сделать, и выбрал из него то, что сам хотел делать, и то что ему приходится делать для того, чтобы угодить Доре. Затем они еще раз обсудили то, что она хотела, чтобы он сделал вопреки своему желанию. Они договорились, что будут нанимать кого-нибудь для выполнения той домашней работы, которую никто из них не хотел выполнять. Это оказалось тем вариантом решения, о котором ни он, ни она прежде не думали. Кроме того, они договорились о том, что в будущем Мелвин будет составлять собственный список того, что он хотел бы сделать, и затем они с Дорой сопоставят свои списки. Это в значительной мере сократило их манипуляции по отношению друг к другу.

 

Пример из практики

Джейн была яркой, привлекательной незамужней женщиной, она познакомилась с Джеком и влюбилась в него. Они начали жить вместе и собирались вступить в брак, когда Джейн пришла ко мне (Берри) на прием.

Джейн объяснила, что очень любит Джека, но обеспокоена его пристрастием к выпивке. Она выросла в семье алкоголика и не знала, является ли ее реакция на выпивку Джека чрезмерно преувеличенной или возникла в ответ на детские переживания. Кроме того, Джейн рассказала, что прежде у нее было несколько деструктивных связей, которые она разрывала, заметив у своих избранников склонность к алкоголизму. Она боялась положиться только на свое собственное мнение.

Задав ей несколько вопросов, для того чтобы больше узнать о Джеке, я понял, что он настроен против психотерапии и всего, что связано с самоанализом или самоосознаванием. Джейн нужен был мужчина, который был готов работать с ней над исцелением ее личных душевных травм и установлением глубоких, близких взаимоотношений. Ей хотелось знать, является ли избранный ею человек подходящим для таких взаимоотношений.

Я предложил Джейн попросить Джека прийти на один терапевтический сеанс вместе с ней, чтобы помочь ей определить, как поступить с их взаимоотношениями. Я сказал, что это позволит нам определить, насколько серьезно он относится к взаимоотношениям такого типа. Джейн согласилась и сказала, что известит меня обо всем.

На следующий день она позвонила мне в слезах. Когда она попросила Джека пойти с ней на прием к психотерапевту, он так разозлился, что собрал свои вещи и ушел из дома, заявив, что не желает больше ее видеть. Джейн была в шоке. Во время нашего разговора она немного успокоилась и начала осознавать, что ей повезло, что их отношения не зашли слишком далеко и она не вышла замуж за этого человека. Джейн благодарила меня за то, что я помог ей узнать именно то, что она хотела, и выяснить, насколько Джек подходил для тех взаимоотношений, в которые она намерена была с ним вступить. Я еще раз пригласил Джейн на консультацию, для того чтобы научиться различать первые предупреждающие сигналы созависимости и алкоголизма. Она по-прежнему была очень легковерной и знала, что привлекает алкоголиков и созависимых мужчин, частично из-за того, что в свое время не разрешила свои проблемы с отцом. В настоящее время она продолжает работать над решением этих проблем в группе поддержки и самостоятельно. Я полагаю, наступит момент и она вернется к психотерапии для того, чтобы поработать над этим процессом.

Когда вы не осознаете, каким образом ваши модели созависимости связаны с нерешенными проблемами вашего прошлого, не исключено, что подсознательно вы будете вовлекать людей в свою жизнь для того, чтобы они помогли вам завершить эти модели. Очевидно, что когда Джейн встретила этого мужчину, она понятия не имела, как он похож на ее отца. Только когда они стали достаточно близки и планировали вступить в более долговременные отношения, она стала осознавать схожесть моделей поведения. К счастью, она проконсультировалась с тем, кто мог помочь ей проверить свои опасения. Многие люди не могут понять эти модели до тех пор, пока не проживут в браке много лет. Как правило, в подобных случаях требуется продолжительное время для того, чтобы освободиться от моделей поведения или взаимоотношений, особенно если партнер не желает работать над освобождением от моделей зависимого поведения.

Глава 10

Я ВСТРЕТИЛ ВРАГА —

ЭТО БЫЛ Я САМ

В седьмой главе мы рассматривали, как развивалось ваше ложное “Я” в угоду вашим родителям, поддерживая механизм отрицания, что оказывало влияние как на вас, так и на вашу семью. В процессе развития ложного “Я”, общаясь с родителями и другими взрослыми людьми, вы узнали, что некоторые ваши качества были неприемлемы для них, поэтому вы чрезмерно развили в себе другие стороны, которые им подходили. В качестве примера приведем случай Дженни, которая, будучи ребенком, вынуждена была делать именно так.

Когда Дженни была маленькой девочкой, она любила гулять во дворе с мальчиками, жившими по соседству, кататься на качелях и велосипеде. Ее родители осуждали такое поведение. Каждый раз, когда они видели, что Дженни гуляет во дворе и ведет себя как девчонка с мальчишескими ухватками, они звали ее домой играть в спокойные игры со своими сестрами или смотреть телевизор. Родители объясняли Дженни, что девочки не должны так себя вести, и хотели, чтобы она вела себя спокойно и уравновешенно. В итоге она научилась подавлять свою общительность и склонность к приключениям и приспособила свое поведение к тому, чтобы родители любили и одобряли ее. Она стала хорошей, тихой девочкой.

По мере взросления Дженни начала замечать, что ее раздражают некоторые девочки-одноклассницы, которые грубо разговаривали, участвовали в спортивных состязаниях и вели себя раскованно. Время от времени одна из таких девочек дразнила ее или высмеивала за скромность, делающую ее жизнь убогой. Она часто чувствовала себя беспомощной и беззащитной, отвечая на подобные уколы. Дженни не осознавала, как сильно она завидует этим девочкам, их смелые манеры и поведение казались ей несоответствующими и странными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...