Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентирующая карта относительно изучения студентами литературы




№ п/п Основные завдания Указания Ответы
  Выучить материал по теме “ Гельминтозы Изучение основной и дополнительной литературы   Ответить на учебные вопросы
  Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного
  Составить план лечения больного   Тестовый письменный контроль
  Знать осложнения заболевания и их лечение   Решение ситуационных задач

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки

А. Вопросы для самоконтроля

1. Которые гельминтозы относятся к классу - круглые черви (нематодозов)?

2. Механизмы заражения аскаридозом.

3. Факторы передачи при аскаридозе.

4. Фазы патогенеза аскаридоза.

5. Клинические проявления миграционной фазы аскаридоза.

6. Осложнения аскаридоза.

7. Гемограмма в ранний (миграционной) фазе аскаридоза.

8. Принципы лечения аскаридоза.

9. Основные пути заражения при анкилостомидозе.

10. Фазы патогенеза при анкилостомидозе.

11. Механизм инвазии при анкилостомидозе и стронгилоидозе.

12. Особенности гемограммы при нематодозах.

13. Этиотропная и патогенетическая терапия анкилостомидозе.

14. Источник инфекции при трихинеллезе.

15. Кардинальные признаки трихинеллеза.

16. Осложнения трихинеллеза.

17. Механизм инвазии при трихинеллезе.

18. Методы диагностики трихинеллеза.

19. Факторы передачи инфекции при трихоцефалезе?

20. В каких отделах кишечника паразитирует власоглав?

21. Каковы особенности питания власоглаву?

22. Осложнения трихоцефалеза.

23. Основные критерии диагноза трихоцефалеза.

24. Особенности забора материала для лабораторного исследования на энтеробиоз

25. Критерии диагноза при энтеробиозе.

26. Пути заражения энтеробиозом.

27. Препараты, используемые для лечения нематодозов.

28. В каких отделах желудочно-кишечного тракта паразитирует возбудитель стронгилоидоза?

29. Пути заражения стронгилоидозом.

30. Основные клинические синдромы при стронгилоидозе.

31. Контингенты риска для заражения стронгилоидозом.

32. Жизненный цикл возбудителя стронгилоидоза.

33. Клинические стадии болезни при стронгилоидозе.

34. Осложнения стронгилоидоза.

35. Материал для лабораторного исследования на стронгилоидоз.

36. Которые гельминтозы относятся к классу - цестодозы?

37. Заключительный и промежуточный хозяин при дифилоботриозе.

38. Осложнения дифилоботриоза.

39. Эпидемиология тениаринхоза.

40. Жизненный цикл свиного цепня.

41. Клинические признаки при тениозе.

42. Механизм инвазии и клинические признаки при цистицеркозе.

43. Лечение тениоза и цистицеркоза.

44. Жизненный цикл развития карликового цепня.

45. Эпидемиология гименолепидоза.

46. Ведущие клинические синдромы при гименолепидоз.

47. Этиология эхинококкоза.

48. Эпидемиология эхинококкоза, контингенты риска заражения.

49. Ведущие факторы патогенеза эхинококкоза.

50. Локализация эхинококковой кисты.

51. Клинические проявления эхинококкоза в зависимости от локализации кисты.

52. Осложнения эхинококкоза.

53. Методы диагностики эхинококкоза.

54. Основной метод лечения эхинококкоза.

55. Которые гельминтозы относятся к классу трематодозов?

56. Особенности жизненного цикла трематод.

57. Эпидемиология описторхоза.

58. Фазы патогенеза описторхоза

59. Клинические проявления поздней (хронической) стадии описторхоза.

60. Осложнения описторхоза.

61. Диагностика описторхоза (основные и вспомогательные методы)

62. Клинические проявления фасциолеза.

63. Лечение трематодозов (фасциолез, описторхоз).

64. Профилактика трематодозов.

65. Профилактика цестодозов

 

Б. Тесты для самоконтроля

Выбрать правильные ответы:

1. Механизмы заражения аскаридозом:

А. перкутанный

Б. трансмиссивный

В. фекально-оральный

Г. парентеральный

Д. воздушно-капельный

2. Фазы патогенеза аскаридоза:

А. бактеремия

Б. ранняя (миграционная)

В. внекишечная

Г. поздняя (кишечная)

Д. паренхиматозная диффузия

3. Эпидемиология энтеробиоза:

А. антропоноз

Б. пероральный гельминтоз

В. перкутанный путь заражения

Г. контагиозный гельминтоз

Д. трансмиссивный гельминтоз

4. Возбудитель стронгилоидоза паразитирует:

А. в верхних отделах тонкой кишки

Б. в пилорическом отделе желудка

В. в толстой кишке (слепая кишка)

Г. в желчных путях

Д. в печени

5. Источник инвазии при энтеробиозе:

А. человек

Б. дикие животные

В. собаки, кошки

Г. моллюски

Д. сырая рыба

6. Пути заражения анкилостомидозом:

А. пероральный

Б. парентеральный

В. перкутанный

Г. трансмиссивный

Д. воздушно-капельный

7. Основные клинические признаки ранней стадии анкилостомидоза:

А. дерматит (полиморфный сыпь, зуд)

Б. поражения дыхательной системы (бронхиты, ларингофарингиты, эозинофильный инфильтрат)

В. лихорадка

Г. эозинофилия (30-60%)

Д. брадикардия

8. Основные клинические признаки хронической стадии анкилостомидоза:

А. тошнота, рвота, диарея, боль в животе (гастродуоденит)

Б. гепатоспленомегалия

В. железодефицитная анемия

Г. лихорадка с приступами через 48 часов

Д. перикардит

9. Эпидемиология стронгилоидоза:

А. антропоноз

Б. геогельминтозах

В. путь заражения - пероральный

Г. путь заражения - перкутанный

Д. путь заражения - вертикальный

10. Клинические формы поздней стадии стронгилоидоза:

А. желудочно-кишечная

Б. аллерго-токсическая

В. смешанная

Г. менингеальная, менингоэнцефалитическая

Д. острая печеночная недостаточность

Эталоны верных ответов

1. В 6. А, В

2. Б, Г 7. А, Б, В, Г

3. А, Б, Г 8. А, В

4. А, Б 9. А, Б, В, Г

5. А 10. А, Б, В

В. Задачи для самоконтроля с ответами

Задача 1

Больной 40 лет. Обратился с жалобами на высокую температуру (39°С), боль в глазах и мышцах. Заболевание началось 5 дней тому назад с общей слабости, кишечного расстройства. За 2 недели до заболевания употреблял в пищу свиное мясо, купленное у соседа. Объективно: одутловатость лица, обильная, эксудативно-папулезная сыпь на теле, адинамия, явления миокардита. При исследовании крови отмечается еозинофилия (45%).

1.Сформулируйте предварительный диагноз.

2.План обследования

3.Лечение.

Ответ: трихинеллез.

Задача 2

Больной 42 лет, жалуется на резкую головную боль, болезненность мышц конечностей. Неделю тому назад появилась общая слабость, лихорадка, потом отеки вокруг глаз. Участковый врач диагностировал грипп и назначил амидопирин. Улучшение не наступило. Одновременно заболела жена, жаловалась на боль в мышцах, плохое самочувствие. За 12 дней до начала болезни ели жареную свинину, купленную случайно. Объективно: температура 38,3°С. Лицо одутловато. Мышцы конечностей болезненные. Живот мягкий. Стул кашицеобразный, 2 раза в сутки. Анализ крови: Нв-133 г/л, Л-15-109 г/л, Б-1 %, Е-40%, Ю-1%, П-7%, С-37%, Л-8%, М-6%, СОЭ-25 мм/час.

1.Сформулируйте предварительный диагноз.

2.План обследования

3.Лечение.

Ответ: трихинеллез.

 

Задача 3

Больной 38 лет жалуется на субфебрильную температуру, кашель без отделения мокроты, слабость, головную боль, боль в эпигастрии, неустойчивый стул. Болеет на протяжении года. Лечился от бронхита, гастродуоденита, дискинезии желчных путей. В последнее время беспокоит понос. Похудел на 6 кг. Работает землекопом. При осмотре: кожа бледная, сухая, на ней следы расчесов. При перкусии грудной клетки - легочный звук с коробочним оттенком, при аускультации - везикулярное дыхание с жестким оттенком, сухие хрипы. Живот мягкий, вздут, болезненный в эпигастральной области, в области желчного пузыря. Стул за последние сутки 6 раз, жидкий, без патологических примесей. В крови эозинофилов 70 %, СОЭ - 35 мм/час.

1.Сформулируйте предварительный диагноз.

2.План обследования

3.Лечение.

Ответ: аскаридоз

 

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

ориентирующие карты для формирования практических умений и навыков,

учебные задачи.

 

8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить во время практического занятия:

1. Овладеть методикой обследования;

2. Провести курацию больного;

3. Провести дифференциальную диагностику;

4. Составить план лабораторного обследования;

5. Интерпретировать результаты специфического обследования больного;

6. Распознать осложнения;

7. Составить план лечения больного;.

8. Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.

9. Оформить медицинскую документацию;

 

 

9. Инструктивные материалы к овладению профессиональными умениями, навыками.

 

 

9.1. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики нематодозов (аскаридоз, трихинеллез, энтеробиоз, стронгилоидоз,

анкилостомидозы, трихоцефалез).

Задание Последовательность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля
       
  Овладеть методикой клинического обследования больного нематодозы. Выяснить жалобы больного. Отделить жалобы, характеризующие синдромы: - общей интоксикации - аллергические проявления - органных поражений
  Провести курацию больного 2. Выяснить анамнез: I. Анамнез болезни     II. Анамнез жизни   III. Эпиданамнез   3. Провести объективное обследование.     I. Общий обзор: - общее состояние больного; - кожа, слизистые ротоглотки;     II. Пищеварительная система: - обзор языка; - перкуссия живота; - пальпация живота;   III. Сердечно - сосудистая система:   IV. Дыхательная система:   V. Нервная система Обратить внимание на постепенное начало; срок, последовательность возникновения, динамику: - лихорадка; - артралгия, миалгия; - кожный зуд; - головной боли; - нарушения сна; - нарушение стула; - сыпи; - признаки поражения дыхательных путей (боль в груди, кашель с мокротой, астматические приступы) - других симптомов Выяснить перенесенные болезни и анамнез прививок. Обнаружить данные относительно использования в пищу загрязненных овощей и фруктов, недостаточно термически обработанного мяса, а также обратить внимание на пребывание больного в регионах с повышенным риском заражения (например, анкилостомидоз) Помнить: наличие, выразительность, динамика симптомов обусловлены сроком и тяжестью течения болезни, зависят от возраста больного, сопутствующей патологии. Обратить внимание на: - температуру тела; - артралгия, миалгию; - отеки век, лица и другие; - каждый зуд; - наличие, локализация, характер сыпи; Обратить внимание на: - боль в животе, ее локализацию; - снижение аппетита, изжогу; - гепатолиенальный синдром; - метеоризм; - симптомы перитонита (наличие свидетельствует о перфорацию тонкой кишки); - характер стула;   Обратить внимание на: - тахикардию; - умеренно снижен АД; - умеренная глухость тонов сердца. - нарушения ритма; Обратить внимание на: - кашель с мокротой - боль в груди   - плохой сон - раздражительность - повышенная утомляемость - головокружение - головная боль
  Назначить лабораторные и дополнительные исследования, интерпретировать результаты. 1. Общий анализ крови.   2. Общий анализ мочи.   3.Исследование фекалий   4. Исследование мокроты (при аскаридозе)   5. Биохимические методы   6. Рентгенография органов грудной клетки     7. рентгенография органов брюшной полости с контрастными веществами Обратить внимание на типичные изменения: лейкоцитоз, гиперэозинофилия, анемия.   Отсутствие значительных изменений при типичного течении.   Нахождение яиц гельминтов или гельминтов   Нахождение аскарид   Диспротеинемия, гипоальбуминемия   «Летучие» эозинофильные инфильтраты     Нахождения аскарид в кишечнике в виде «ленты»

9.2. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики цестодозов(дифиллоботриоз, гименолепидоз, эхинококкоз, тениоз и цистицеркоз, тениаринхоз) и трематодозов (фасциолез, описторхоз).

 

Задание Последовательность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля
       
  Овладеть методикой клинического обследования больного с цестодозом и трематодозом.   1. Выяснить жалобы больного.     Отделить жалобы, характеризующие синдромы: - общей интоксикации - аллергические проявления - органных поражений со стороны ЖКТ и гепатобилиарной системы
  Провести курацию больного 2. Выяснить анамнез: I. Анамнез болезни   II. Анамнез жизни   III. Эпиданамнез     3. Провести объективное обследование. I. Общий осмотр: - общее состояние больного; - кожа, слизистые оболочки ротоглотки; II. Пищеварительная система: - осмотр языка; - перкуссия живота; - пальпация живота;   III. Сердечно - сосудистая система:     IV. Нервная система Обратить внимание на постепенное начало; срок, последовательность возникновения, динамику - лихорадку - кожный зуд; - головной боли; - нарушения сна; - нарушений стула; - сыпи; - боль в области печени и желчного пузыря Выяснить перенесенные болезни и анамнез прививок. Выяснить данные об употреблении с пищей недостаточно термически обработанного мяса, рыбы, а также обратить внимание на пребывание больного в регионах с повышенным риском заражения (описторхозом)   Помнить: наличие, выразительность, динамику симптомов, обусловленных сроком и тяжестью течения болезни, зависят от возраста больного, сопутствующей патологии. Обратить внимание на: - температуру тела; - отеки век, лица и другие; - каждый зуд; - наличие, локализация, характер сыпи; Обратить внимание на: - боль в животе, ее локализацию; - снижение аппетита, изжогу; - гепатомегалию; - метеоризм; - желтуху; - симптомы перитонита (наличие свидетельствует о перфорацию тонкой кишки); - характер стула; Обратить внимание на: - тахикардию; - умеренно снижен АД; - умеренную глухость тонов сердца. - нарушения ритма;   - плохой сон - раздражительность - повышенная утомляемость - головокружение - головная боль
  Назначить лабораторные и дополнительные исследования, интерпретировать результаты. 1. Общий анализ крови. 2. Общий анализ мочи. 3.Исследование фекалий 4. Биохимические методы 5. УЗИ 6. холецистография 7. ФГС   Обратить внимание на типичные изменения: лейкоцитоз, эозинофилия, анемия.   Отсутствие значительных изменений при типичным течении.   Обнаружения яиц гельминтов или члеников гельминтов   Диспротеинемия, гипоальбуминемия, изменения печеночных проб, повышение билирубина крови

 

 

10. Материалы для самоконтроля овладения знаниями, умениями, навыками: тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-2 (http://kroktest.org.ua/)

 

11. Тема следующего занятия - Ботулизм. Пищевые токсикоинфекции.

 

12. Индивидуальная работа хорошо успевающих студентов по данной теме.

1. Хорошо успевающие студенты могут обрабатывать научную литературу по данной теме, освещать вопросы современной заболеваемости и особенности клинического течения.Биологические особенности нематод. Жизненный цикл возбудителей аскаридоза, трихинеллеза, энтеробиоза.

2. Биологические особенности нематод. Жизненный цикл возбудителей стронгилоидоза, анкилостомидозов, трихоцефалеза.

3. Методы диагностики нематодозов (общеклинические, биохимические, инструментальные, специфические).

4. Дифференциальная диагностика аскаридоза, трихинеллеза, стронгилоидоз, анкилостомидозов, трихоцефалеза).

5. Характеристика противогельминтных препаратов, применяемых в лечении нематодозов. Механизм действия препаратов.

 

Методические рекомендации составил _______________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...