Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоречивость как объективная природа явлений (окончание)




 

Оба блока признаков присущи диалектическим противоположностям одновременно, проявляясь специфически в структуре различных систем (подсистем) и в разных условиях. Более того, эти признаки одинаково значимы в детерминации природы диалектических противоположностей как сторон диалектических противоречий.

 

Принципиальное значение приобретает проблема двух типов разрешения диалектических противоречий:

 

а) этапное разрешение в рамках системы как изменение ее состояния с накоплением нового содержания, совершенствованием структур для овладения существенно новыми процессами (например, научно-технологической революцией в западном мире);

 

б) разрешение системных диалектических противоречий как процесс перехода к иной системе различными способами и в разных условиях функционирования системы.

 

При этом нет оснований считать, что разрешение диалектических противоречий всего лишь укреплением, развитием существующей системы, или только подготовкой предпосылок перехода к новой системе. При этапном разрешении противоречий имеют место и глубокие (качественные или даже сущностные) изменения системы, если есть для этого необходимые условия развития.

 

 

Закон единства и борьбы противоположностей

 

Формула единство и борьба противоположностей выражает напряженное взаимодействие полярных свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое.

 

Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности. Этому вторит и жизненная мудрость, которая гласит: крайности сходятся.

 

В этом и схватывается реальная диалектика. Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы черта диалектического мышления. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множества сочетаний, переходов.

 

Диалектические противоположности настолько тесно переплетены между собой, что стоит акцентировать на практике или в теории один из этих полюсов, как о себе тут же заявит другой. Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с внутренней глубинной сутью предметов. Для их выявления требуются серьёзные усилия теоретической мысли.

 

Движение и развитие материи как самодвижение и саморазвитие

 

Закон единства и борьбы противоположностей - фундаментальный закон природы, частное проявление закона сохранения энергии. Описывает все явления, как в мироздании, так и события в социуме. Является ключом к решению неразрешимых проблем.

 

Аксиомы этого закона:

 

1. Закон всегда предполагает наличие двух (пары) единых противоположностей, которые диаметрально противоположны друг другу по характеристикам и вместе с тем, по некоторым характеристикам имеют единство.

 

2. Закон всегда предполагает конкурентную борьбу единых противоположностей за максимальное свое выражение.

 

3. Закон всегда предполагает единство противоположностей.

 

4. Закон всегда предполагает наличие единой противоположности в другой, даже при максимальной выраженности одной из них.

 

5. Закон всегда предполагает гибель одной противоположности при гибели своей единой противоположности, ибо единые противоположности не существуют друг без друга, несмотря ни на какую борьбу между ними.

 

И следствие из пятой аксиомы закона: закон всегда предполагает, что в случае гибели одной единой противоположности, оставшаяся единая противоположность обязана очень быстро породить из самое себя свою другую единую противоположность во имя собственной же жизни.

 

6. В борьбе единые противоположности всегда стремятся к равенству.

 

 

Заключение

 

Живым организмам присущи противоречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и представляют собой специфический источник развития живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступает смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, и, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями.

 

Последнее в классово антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.

 

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности. Такова суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

 

Литература

 

1. Ленин В.И., «Философские тетради» - М., 1947.

 

2. Философия: Курс лекций. Учебное пособие для вузов- М.: Владос, 1997.

 

3. Очерки по диалектическому материализму. - М., 1985.

 

4. Диалектические противоречия. - М., 1979.

 

5. Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Владос, 1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...