Общая характеристика методики «Расскажи историю»
Методика М.Г. Махортовой «Расскажи историю».
Выполнила: Орлова Анастасия Николаевна
Куратор: Розет Марина Валерьевна Группа: 1.6.Г.2
Санкт-Петербург, 2019
Содержание
1. Введение. 3 1.1. Актуальность работы.. 3 1.2. История создания и общая характеристика методики «Расскажи историю» 3 1.3. Общая характеристика методики «Расскажи историю». 5 2. Практическая часть. 8 2.1. Случай 1. 8 2.2. Случай 2. 11 2.3. Случай 3. 14 3. Заключение. 17
Список литературы………………………………………………..…………….18
Введение Актуальность работы Традиционно при диагностике страхов у дошкольников психологи используют следующие методики: «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.), «Нарисуй свой страх» (А.И. Захаров), опросник для выявления тревожного ребенка в группе сверстников (Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко) и др. Диагностика страхов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенностями. ТНР характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями восприятия вербальной информации. Такие дети с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его, им сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. Кроме того, они неохотно включаются в диалог, им трудно сформулировать развернутый ответ, иногда, стесняясь своего дефекта, стараются вообще промолчать. При этом дети с ТНР могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием. Учитывая перечисленные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, применение методики Г.Х. Махортовой «Расскажи историю» для выявления у них страхов, представлялось актуальным.
История создания и общая характеристика методики «Расскажи историю» Начиная с 30-х годов прошлого века методики, относящиеся к группе «завершение историй» (Story Completion Techniques), достаточно широко используются для изучения личности ребенка, решения разнообразных исследовательских задач и для психотерапевтической работы. Методика «Расскажи историю» создана Т.И. Комисаренко, Г.Х. Махортовой и издана в Когито-центре в Институте психологии РАН (2004), в основу методики положена идея теста французской исследовательницы Луизы Дюсс (1940), известного также как «Десперт сказки». Данная методика относится к группе проективных вербальных методов исследования личности ребёнка, основанных на завершении историй. В тесте Дюсс-Десперт детям от 6 до 11 лет предлагалось прослушать десять коротких историй-сказок и ответить на вопросы. Каждый из сюжетов затрагивал те или иные области эмоциональных конфликтов, развивая их в контексте психодинамической теории, например, темы страха перед возможностью разлуки с родителями, страха перед кастрацией и т.п. Интерпретация полученных данных осуществлялась, соответственно, с психоаналитических позиций и была направлена на выявление комплекса «отлучения от груди», комплексов Эдипа и Электры и т.п. Ответы детей оценивались по двум категориям: «норма» и «патология». Как недостатки теста Дюсс-Десперт, многие исследователи называют, во-первых, достаточно высокий возрастной порог, с которого начинал работать данный тест, и, во-вторых, очень грубую диагностическую шкалу оценок (норма-патология). Авторы методики «Расскажи историю» ставили своей целью преодолеть перечисленные недостатки, сохранив в силе все позитивное из теста Дюсс-Десперт. Для решения этих задач истории Луизы Дюсс были адаптированы к условиям современной жизни и проиллюстрированы красочными сюжетными таблицами.
Исследования показали, что использование таблиц является дополнительным стимулом для пробуждения спонтанных реакций у обследуемых детей; кроме того, они существенно активизируют детскую фантазию, уменьшают дистанцию между исследователем и ребенком, поскольку, помимо совместной вербальной деятельности, взрослый и ребенок рассматривают также цветные рисунки, что гораздо ближе и понятнее для маленьких детей. Предлагаемые цветные таблицы носят вспомогательный, вторичный по отношению к незавершенным историям, характер. Их функция заключается в облегчении восприятия вербального стимульного материала детьми дошкольного возраста. Эти таблицы, как и иллюстрации в детских книжках, призваны заинтересовать ребенка тем вербальным материалом, который зачитывает взрослый. Специалистам известно, что успешность диагностики ребенка во многом зависит от того, как сложились взаимоотношения исследователя и ребенка. Совместное рассматривание таблиц, по мнению авторов методики, существенно ускоряет процесс сближения экспериментатора и обследуемого. Такова вторая функция используемых таблиц. Третья функция таблиц – активизация фантазии, спонтанных реакций детей с целью получения развернутых, искренних завершений историй. Некоторый инфантилизм техники исполнения таблиц преследует ту же цель, отмечают авторы. Общая характеристика методики «Расскажи историю» Методика «Расскажи историю», предназначена для исследования личности детей в возрасте от 4 до 10 лет. Стимульным материалом к методике «Расскажи историю» является десять коротких незавершенных историй и тринадцать таблиц-иллюстраций к ним (отдельные истории проиллюстрированы двумя таблицами). Во всех историях имеется персонаж, с которым, как предполагается, ребенок будет стараться себя идентифицировать. Герою рассказа (ребенку) необходимо совершить поступок или объяснить предлагаемое повествованием действие персонажа. В зависимости от внутренних переживаний, от собственного аффективного опыта ребенок будет реагировать на предложенную в истории ситуацию спокойно или, наоборот, тревожно; как правило, эмоциональный тон его реакции не изменяется во время выполнения одного задания. Все истории заканчиваются вопросительной фразой, ответ на которую должен дать сам ребенок.
По мнению авторов методики, следует учитывать то, что ребенок, слушая, повторяя, выдумывая свои рассказы и истории, дает волю эмоциям. Некоторые рассказы могут вызвать у него страх, но это может быть страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Желание эпизодически вспоминать мрачные, будоражащие воображение ситуации являются признаком хорошего здоровья. Как правило, лишь излишества должны вызывать подозрения. Отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, так же могут быть признаком психологического расстройства. Уход от сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, можно говорить об определенном душевном расстройстве. В силу вышесказанного, процесс выполнения методики можно считать началом психотерапевтической работы с ребенком. При апробации методики анализ ответов детей показал, что разделение их по двум категориям не отражает полной картины обследуемой области внутренней жизни. Ответы детей в пределах одной категории были по-разному эмоционально окрашены и отличались различной степенью интенсивности, напряженности. Поэтому авторы сочли необходимым ввести новые принципы анализа полученных ответов. Новой точкой отсчета была избрана степень напряженности исследуемой области чувств ребенка. В разработке шкалы оценки напряженности авторы исходили из идеи, что заявленные в качестве объекта исследования зоны внутренней жизни ребенка, а именно его чувства, возникающие при взаимодействии с окружающим предметным миром и близкими людьми, могут различаться по степени напряженности. Интенсивность проявления чувства (степень напряженности) зависит как от индивидуальных особенностей ребенка (в первую очередь, порога чувствительности, эмоциональности), так и от специфики окружения.
Эта идея созвучна положению теории Курта Левина о том, что жизнь человека есть динамическое взаимодействие личности и ее психологического окружения. Так, каждый ребенок испытывает чувство привязанности к родителям и страх их потери, но интенсивность внешнего проявления этого чувства может быть различной, в зависимости от личности обследуемого ребенка и специфики его окружения. На основании анализа полученных ответов, авторы методики сделали вывод о том, что все завершения историй можно разделить на четыре группы, и, соответственно, присвоить им четыре степени напряжения. Поскольку целью методики является исследование чувств ребенка, то в основу количественного анализа был положен принцип одноименно заряженных, но отличных по степени напряженности ответов. Были выделены следующие группы ответов: – нейтральные ответы, когда ребенок отвечает «не знаю», что может означать отказ проявлять себя в этой области по причинам, требующим дальнейшего исследования, или что степень напряженности крайне мала и никак не проявлена, или что ребенок не понимает смысла предлагаемой истории; – степень напряжения минимальная; – средняя (оптимальная) степень напряжения; – повышенная степень напряжения; – высокая степень напряжения исследуемого чувства. Для классификации ответов по четырем степеням напряженности авторы использовали экспертные лингвистические оценки, так как предлагаемая методика относится к вербальным проективным методам. Четыре степени напряжения исследуемого чувства являются результатом расщепления двух групп, предложенных в тесте «Дюсс-Десперт». «Норма» разделилась на две подгруппы — минимальная степень напряжения, средняя степень напряжения; «патология» — на повышенную степень напряжения и высокую степень напряжения, соответственно.
Практическая часть Случай 1 В феврале на консультацию к педагогу-психологу детского сада обратилась мама воспитанника и заявила проблему появившихся у ребенка страхов. Мальчик (7 лет ему исполнилось в январе) посещает логопедическую группу с октября прошлого года. По результатам проведенного теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.)
Во время встречи с психологом мама ребенка высказала свои опасения по поводу появившихся у ребенка страхов (боится спать один, темноты, боится монстров, кататься на коньках и велосипеде, высоты). По словам мамы, ребенок стал плохо засыпать, спит беспокойно, часто просыпаться ночью (энурез?). Мама также сообщила, что за последнее время в их семье произошли следующие изменения: она второй раз вышла замуж (с отцом ребенка она развелась, когда мальчику было 1,5 года, в воспитании сына он участия не принимает); мама с отчимом уезжали на 2 недели отдыхать, ребенок оставался с бабушкой. Кроме того, мама сообщила, что сама страдает ОКР и проходила лечение по этому поводу. Для выявления причин ухудшения состояния ребенка была использована проективная методика исследования личности ребенка Махортовой Г.Х. «Расскажи историю». В процессе обследования по методике «Расскажи историю» мальчик с интересом рассматривал картинки, давал развернутые ответы на большинство вопросов. Особенно бурную реакцию вызвала последняя история «Страшный сон». Ребенок предложил рассказать страшную историю про черную руку. В процессе повествования он попросил лист бумаги, чтобы проиллюстрировать историю. Мальчик увлекся процессом рисования. На уточняющий вопрос: «Это страшно?», он отвечал: «Да! А сейчас я нарисую еще страшнее!» и продолжал рисовать. Когда пришло время завершать работу, чтобы успокоить актуализированные страхи, ребенку было предложено придумать и нарисовать средства защиты от изображенных страшных существ и явлений. Мальчик сказал, что от всего защиты не существует, но от самых страшных он нарисует. Далее он нарисовал защиты от трех самых страшных «страхов» и сказал, что сегодня он уже устал, а оставшиеся страхи не очень страшные и защиты от них он нарисует в другой день. При повторной встрече мальчик показал рисунок, на котором он самостоятельно нарисовал еще несколько защит (оружие и барьерные сооружения). Через некоторое время мама и воспитатели группы отметили, что сон у ребенка стал спокойнее (известно, что применялась и медикаментозная терапия). Протокол обследования
Общая степень напряжения – выше средних показателей для данного возраста и составила 17 баллов (для мальчиков 7 лет средний показатель -15 баллов). Самые высокие показатели отмечены для пятой истории «Страх» и десятой «Страшный сон». В сочетании с ответами по другим историям, ребенок тревожится по поводу изменения семейной ситуации и развития семейных взаимоотношений в будущем. Случай 2 В феврале педагоги старшей группы обратили внимание на особенности в поведении одной из воспитанниц: девочка (возраст: 6 лет 3 месяца) посещает логопедическую группу с сентября прошлого года. Процесс адаптации прошел без осложнений, в контакт со взрослыми и сверстниками вступает легко, в группе сверстников принятая, склонна к лидерству, активная, успешная, артистичная. Через некоторое время воспитатели заметили, что девочка часто и очень тщательно моет руки, объясняя это тем что боится микробов. Иногда спрашивала у воспитателей, может ли она заболеть какой-нибудь тяжелой смертельной болезнью. При беседе с мамой (микробиологом по образованию), педагоги выяснили, что ребенка дома знакомят с популярной медицинской литературой; родители рассказали о том, что прошлым летом тяжело заболел дедушка девочки и в семье велись разговоры о возможном печальном исходе (к счастью, дедушка выздоровел), но именно с этого момента у ребенка появились страхи смерти, болезни, темноты, чудовищ (монстов). Кроме того, у девочки появились истерические реакции. Обычно эти реакции наблюдались в конце дня, когда за ней приходили родители. По результатам проведенного теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.) у девочки был выявлен средний уровень тревожности (ИТ=29%). Для уточнения ситуации была проведена диагностика по методике «Расскажи историю» Г.Х. Махортовой. Протокол обследования
Общая степень напряжения – ниже средних показателей для данного возраста и составила 12 баллов (для девочек 6 лет средний показатель -13 баллов). Самые высокие показатели отмечены для восьмой истории «Прогулка». Это говорит о повышенной степени привязанности к отцу, наличии чувства соперничества и ревности, как со стороны девочки, так и, возможно, со стороны матери. Обращает на себя внимание и отсутствие признаков страхов, ранее заявленных ребенком. По совокупности результатов диагностики, наблюдения за поведением ребенка и беседы с родителями, можно предположить, что разговоры о страхах в большей степени носят демонстративный характер. Эмоциональная и артистичная девочка, тяготеющая к тактильным контактам, хочет получить от родителей более эмоционально выразительное подтверждение их любви и поддержки. Мама же, эмоционально сдержанная, педантичная, ограничивается рациональными объяснениями и краткими формулировками. Папа девочки более эмоционален, чем мама, поэтому дочка борется за большее внимание с его стороны. Однако и бурные реакции ребенка его шокируют. Во время беседы с мамой было рекомендовано чаще говорить дочке о своих родительских чувствах к ней, играть с ней в тактильные игры и проявлять осторожность в выборе тем для научно-популярных бесед с ребенком. Случай 3 В апреле воспитатели разновозрастной группы и родители воспитанников этой группы обратили внимание на своеобразные рисунки одной из девочек (возраст: 6 лет 3; посещает логопедическую группу с сентября прошлого года; активная общительная, хочет дружить со всеми, обижается, если ее не принимают в игру, чаще играет с мальчиками – они ее принимают). Рисунки носили выраженный агрессивный характер (монстры, кровь, оружие). Девочка дарила эти рисунки своим партнерам по играм. Рисунки иногда пугали их, о чем дети рассказывали родителям и воспитателям. Для выявления причин такого поведения ребенка было проведено обследование: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.) и методика «Расскажи историю» Г.Х. Махортовой. Уровень тревожности (ИТ=36%) соответствовал среднему показателю. Диагностика по методике «Расскажи историю» Г.Х. Махортовой дала следующие результаты: Протокол обследования
Общая степень напряжения – выше средних показателей для данного возраста и составила 16 баллов (для девочек 6 лет средний показатель -13 баллов). Самые высокие показатели отмечены для восьмой истории «Прогулка» и десятой «Страшный сон», причем некоторые ответы производят впечатление странных, уходящих от темы истории. Обратила на себя внимание значительная осведомленность девочки в тематике компьютерных игр. Также нестандартным кажется контраст в позитивном настрое на разрешение ситуации и агрессивные тенденции. Во время встречи с мамой девочки выяснилось, что мама обеспокоена жалобами дочери на нежелание дружить с ней некоторых девочек в группе (они старше ее по возрасту). Чтобы завоевать авторитет в интересующей ее компании, девочка даже дарила рисунки, поделки, а потом и мелкие игрушки, заколки и т.п., но ожидаемого результата это не принесло. Играть с ней соглашаются только мальчики. Кроме того мама рассказала, что недавно обнаружила, что дочка (младшая) вместе со старшей сестрой (13 лет) играют в компьютерные игры. Игры были запрещены, но, похоже, сестры нарушают запрет. По словам мамы семья у них полная, благополучная, однако, отец мало принимает участие в воспитании дочерей в силу своей высокой занятости. В результате проведенной диагностики, было выявлено, что у девочки, кроме наличия страхов, недостаточно сформированы коммуникативные навыки (гендерный компонент). Это определило дальнейшие направления психокоррекционной работы. Заключение В результате работы с методикой Г.Х. Махортовой «Расскажи историю» можно сделать вывод, что данная проективная методика позволяет исследовать у ребенка «области внутреннего пространства, которые касаются эмоциональных отношений с родителями и наиболее значимых конфликтов», определить возможные причины возникновения этих нарушений и наметить пути их коррекции. Как и предполагалось, данная методика эффективна Список литературы 1. Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. — М.: «Когито-Центр», 2004. (Психологический инструментарий). 2. Решетникова О. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. «Школьный психолог» №24, 2004. 3. http://human.snauka.ru/2015/10/12858 4. https://infourok.ru/metodiki-dlya-diagnostiki-vozrastnih-strahov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1878814.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|