Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа И. А. Крылова на поприще критики




 

В литературной позиции Крылова исследователи (Д. Д. Благой, Н. Л. Степанов и др.) единодушно отмечают её разносторонний сатирико-просветительский характер. В «Каибе» (1792) высмеиваются классицистические высокопарные оды и сентиментальные идиллии. В «Ночах» (1792) пародируются «Ночные думы» предромантика Юнга, прославленные Карамзиным, а также авантюрно-плутовские новеллы в духе Лессажа и М. Чулкова, а ещё раньше, в «Почте духов» (1789), - скарроновские бурлескные картины нравов. Травестирование – один из характерных приёмов сатирика Крылова, не удовлетворённого ни одним из существовавших литературных направлений, но окончательно не нашедшего ещё своего.

Он мастер принимать и компрометировать различные литературные маски. Его «Речи» (будь то «Речь, говоренная повесою в собрании дураков» или «Похвальная речь науке убивать время», «Похвальная речь Ермалафиду») в пародийной форме высмеивают сентиментализм. Крылов придумал ходячие клички своим литературным противникам: под Ермалафидом, как полагают, выведен Карамзин («ермалафия» по-гречески означает многословную болтовню, чепуху, дребедень); под Антирихардсоном – сентиментальный писатель, автор «Российской Памелы» П. Ю. Львов; под «мнимым Детушем» - В. И. Лукин. «Похвальная речь в память моему дедушке» (1792) продолжает традицию новиковской сатиры, «Письмо уездного дворянина к своему сыну Фалалею» - фонвизинские образы.

В деятельности Крылова есть элементы эклектизма, и всё же она должна быть определена более точно, чем обычно делается.

Борьба Крылова таила в себе попытку проложить путь некоему третьему направлению. И действительно, он борется за приближение искусства к жизненной правде, к русской действительности, за введение в него серьёзного содержания. В 19-м и 44-м письмах «Почты духов» он высмеивал и грубые, извращённые вкусы, и придворную развлекательную оперу. Крылов задолго до Гоголя провозглашал, что «театр…есть училище нравов, зеркало страстей, суд заблуждений и игра разума».[37] И в то же время он вносил (после Новикова) в рецензии на комедию Клушина «Смех и горе» важное уточнение в понятие «публика»: есть публика, щедрая на аплодисменты, «скоропостижные приговоры», на которые никак полагаться не следует.

Крылов приближался к социальному пониманию прекрасного. Он хорошо знал, что о «вкусах» надо спорить и в этом одна из обязанностей критики. Задолго до Чернышевского Крылов сопоставлял различные представления, например о женской красоте, бытовавшие в крестьянской и господской среде: «Быть дородною, иметь природный румянец на щеках – пристойно одной крестьянке; но благородная женщина должна стараться убегать такого недостатка: сухощавость, бледность, томность – вот её достоинства. В нынешнем просвещённом веке вкус во всём доходит до совершенства, и женщина большого света сравнена с голландским сыром, который тогда только хорош, когда он попорчен…».[38]

Некоторые оттенки в этой цитате могут быть правильно поняты, если вспомнить, что доказательства у Крылова идут, так сказать, от противного: ведь на эту тему у него рассуждает некий «философ по моде», старающийся казаться разумным, не имея ни капли разума… Но сопоставление вкусов само собой напрашивалось, и симпатии Крылова, конечно, на стороне «природного румянца».

Всмотримся, за что Крылов порицал Ермалафида, т. е. Карамзина. Во многих случаях Крылов «придирался» как классицист, а не как реалист. Он упрекал сентименталистов в том, что они слишком далеко заходят в своей вольности и нарушают старые каноны: у сентименталистов в комедиях «на сцене появляется целый народ в лаптях, в зипунах и в шапках с заломом». Ермалафид может «высокое нравоучение подстроить под балалайку, и под его только разумные рассуждения могут плясать мужики…». При всей шутливости тона Крылова симпатии его не на стороне Ермалафида и «бородатых».

Крылов-критик был сатирическим реалистом, допускавшим всё большее и большее вторжение социального элемента в искусство. Но ещё сильна у него была оглядка на классицизм.


Заключение

 

Пушкин назвал Крылова «истинно народным поэтом».

Почти все басни Крылов написал в XIX в. Но литературную деятельность он начал ещё в XVIII столетии. Державин, Радищев, Карамзин были старшими современниками Крылова; Пушкин, Лермонтов, Гоголь – младшими.

Язык Крылова – прозаика и драматурга отличается живописью и простотой. Писатель высмеивал высокопарную и слащавую речь. Он предпочитал разговорные, просторечные обороты, обращался и к поговоркам, пословицам. Это внимание к самому складу народной речи очень помогло Крылову в создании его басен. Многие темы и образы из ранних произведений писателя также получили развитие в его басенном творчестве. В баснях в полную силу проявился самобытный талант Крылова.

Народная речь стала основой языка крыловских басен. Именно в них Пушкин нашёл характерные для русского народа черты: «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Многие фразы из басен Крылова вошли в народную речь и стали поговорками.

Цель работы, на мой взгляд достигнута. Мы изучили творчество выдающегося русского писателя-баснописца И. А. Крылова, причем не только в области басенной сатиры, но и смогли увидеть его многогранность. Следует высоко ценить тот вклад, который он внёс за свою плодотворную жизнь. Журналист, поэт, драматург, критик, баснописец – всё это можно сказать про Ивана Андреевича Крылова.

Относительно поставленных перед работой задач можно сказать, что при изучении творчества писателя, анализе критики, как современников, так и ныне здравствующих литературоведов, сам собой напрашивается вывод о необходимости более углубленного изучения творчества И. А. Крылова по программе старших классов средней школы, а так же в высших учебных заведениях.

Данная тема не теряет своей актуальности, особенно в нынешнее время. Время перемен. Многим из нас стоит прочесть произведения этого автора и хорошенько задуматься.

 


[1] А. А. Потебня, Из записок по теории словесности, Харьков, 1905, стр. 320.

[2] Гегель, Сочинения, Соцэкгиз, М. 1938, т. XII, стр. 393.

[3] В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 8, стр. 578.

[4] «Восстание декабристов», М. – Л. 1926, т. 2, стр. 166.

[5] А. Пыпин, Общественное движение в России при Александре I, 4-е изд., СПб. 1908, стр. 568.

[6] Так, например, по словам современников, Крылов в одном из споров у Оленина дал меткую характеристику Сенковскому. «Молодёжь доказывала, что автор – издатель «Библиотеки для чтения» - человек очень умный, хотя у него ум парадоксальный.» «Вот вы говорите: умный, - сказал Крылов, - … умный! Да ум-то у него дурацкий». («Русская старина», 1870, стр. 87.).

[7] П. Сакулин, Из истории русского идеализма, В. Ф. Одоевский, М. 1913, т. 1, ч. 1, стр. 139.

[8] Автограф рукописи, Рукописн. отд. Госуд. Публичной б-ки им. Салтыкова-Щедрина, № 11, вариант:

[9] А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 10, стр. 247-248.

[10] М. Аронсон в примечании к стихотворению «Мысль» высказывает предположение, что ответом на нападение Ф. Булгарина на «Мысль» Шевырёва была басня Крылова «Бритвы» (С. Шевырёв, Стихотворения, Л. 1939, стр. 219

[11] «Московский вестник», 1828, ч. 8, стр. 357-358.

[12] А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 7, стр. 245.

[13] См. также карикатуру Дезарно «Кукушка и Петух», изображавшую Булгарина и Греча, помещённую в сб. «Сто русских литераторов», СПб., 1841, т. 2.

[14] Впервые напечатана в сб. «Сто русских литераторов», СПб., 1841, т. 2, стр. 15-16.

[15] «Русский архив», 1865, № 8, стб. 1011. Н. Колмаков, Рассказы об И. А. Крылове. Менее достоверно сообщение В. Бурнашева о том, что Крылов якобы, прочитав басню «Кукушка и Петух» при посещении уездного землемерного училища в 1837 году, просил не рассказывать об этом Н. Гречу («Русский вестник», 1872, октябрь, стр. 607.

[16] Автограф в архиве Института литературы (Пушкинский дом), АН СССР, № 34, см. И. А. Крылов, Басни, М. 1956, стр. 558-559.

[17] В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 8, стр. 575.

[18] Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., Гослитиздат, М. 1937, т. 15, стр. 340-341.

[19] А. И. Герцен, Полн. собр. соч., под ред. М. Лемке, т. 9, стр. 95.

[20] М. Сухомлинов, Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, СПб. 1889, т. 1, стр. 468-469.

[21] Жуковский Сочинения, изд. 8-е, 1885, т. 6, стр. 21.

[22] см. «Литературный архив», СПб. 1902, стр. 75).

[23] М. Лобанов, Жизнь и сочинения И. А. Крылова, СПб. 1847, стр. 55.

[24] «Басни И. А. Крылова», 2-е полное изд., СПб. 1847, стр. 14.

[25] Предисловие к 3-му Полному собранию басен И. Крылова, СПб. 1848, стр. 7.

[26] П. А. Вяземский. Полн. собр. соч., СПб. 1878, т. 1, стр. 158.

[27] П. А. Плетнев, Сочинения и переписка, СПб. 1885, т. 2, стр. 80.

[28] М. – Л. 1956, стр. 444-445.

[29] В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 8, стр. 576.

[30] Н. В. Гоголь. Собр. соч., т. 6, стр. 167.

[31] Об «Адской почте» Ф. Эмина см. П. Н. Берков, История русской журналистики 18 века, М. – Л. 1952, стр. 258 и сл., а также автореферат кандидатской диссертации Г. И. Месяцевой «Сатирические журналы М. Д. Чулкова и Ф. А. Эмина», М. 1953.

[32] Н. А. Добролюбов, Полн. собр. соч., Гослитиздат М. 1935, т. 2, стр. 183

[33] см. Примечания к первому тому Полного собрания сочинений И. А. Крылова, М. 1944

[34] П. А. Плетнёв, Сочинения и переписка, СПб. 1885, т. 2, стр. 48-49.

[35] Ж.-Ж. Руссо, О причинах неравенства, СПб. 1907, стр. 102.

[36] Г. А. Гуковский, «И. А. Крылов», вступительная статья к Полному собранию стихотворений Крылова, «Советский писатель», М. 1935, стр. 25.

[37] Крылов И. А. Соч. Вступит. статья, подг. текста Н. Л. Степанова, т. 1, М., 1955, стр. 293.

[38] Крылов И. А. Соч. Вступит. статья, подг. текста Н. Л. Степанова, т. 1, М., 1955, стр. 377-378.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...