желтая подводная лодка нашего подсознания
ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА НАШЕГО ПОДСОЗНАНИЯ Как на нас влияют цвета?
Нужно понимать, что у человека есть выработанные защитные механизмы, реагирующие на определенные слова. Но против формы (картинок, символов) или цвета человек беззащитен, потому что он не осознает, что подвержен их влиянию. Бонни Лоу, Институт изучения цвета
Цвет, вне всякого сомнения, один из самых эффективных инструментов воздействия на наши чувства. Результаты исследований, во время которых изучались автоматические реакции человека на цвет, а именно движения глаз, мозговая активность и пульс, доказывают, что цвета вызывают у нас незамедлительную и мощную реакцию. Они коммуницируют с нашим восприятием на невербальном, подсознательном уровне. Наше сознание в состоянии фильтровать слова и картинки, но не цвета. Каким бы ни было содержание сообщения или тема картинки, они скажут нам намного меньше, чем цвета, в них задействованные. Эрнст Дихтер (1904–1991) занимался психологией потребления, он заложил основы того, что сегодня называют изучением мотивации, а именно — причин, которые толкают нас на те или иные поступки. О цвете он писал следующее: • Цвет создает настроение. • Цвет активирует. • Цвет стимулирует наши чувства и мысли. • Цвет делает сообщение законченным, полным. • Цвет люди начинают различать раньше, чем формы. • Цвет несет информацию сам по себе, тогда как слова зависят от контекста. Цвету не нужен перевод — он понятен всем и сразу. • Цвет создает постоянство. Использование цвета всегда вызывало интерес ученых. Часть мозга, отвечающая за восприятие цвета, расположена отдельно от участков, занятых распознаванием вербальной информации, — вот почему нам так сложно подобрать слова, когда мы обсуждаем цвет. Цвет это не только цвет, это целый комплекс мыслей, чувств и ощущений, а также ассоциаций, которые меняются со сменой нюанса. Но даже осознание этого изменения нам трудно описать словами. Когда мы видим несколько цветов рядом, то реагируем на них по-другому, чем если бы мы наблюдали только один цвет. Человеческое восприятие цвета куда сложнее, чем кажется.
5. ЗАГАДКА Перед вами список цветов, которые встречаются наиболее часто. Напишите, какие чувства, вспоминания или мысли у вас связаны с каждым из них. Записывайте все, что приходит вам в голову, не задумываясь. Красный……………………………………………………….. Желтый……………………………………………………….. Синий…………………………………………………………… Зеленый……………………………………………………….. Фиолетовый…………………………………………………. Черный…………………………………………………………. Белый……………………………………………………………
При изучении реакции на цвет ученые столкнулись с проблемой: очень трудно проследить связь между реакцией тела и поведением человека. Никто не сомневается в том, что мы реагируем на цвета и формы, но никто точно не знает, как эта реакция заставляет нас покупать еще один батон колбасы или новый крем для кожи. Обычным людям очень трудно представить, что между этими вещами есть связь. Нельзя же заставить кого-то вспотеть, чтобы продать ему дезодорант. Или можно? Автоматизм реакций формировался на протяжении сотен тысяч лет, и вызывают его чаще негативные, чем позитивные факторы. Изучать реакции на цвет невероятно увлекательно. Красный — это тепло и опасность. Красный — это кровь и раскаленные угли. Зеленый — это природа и безопасность. Зеленый — это лес или луг, где много еды. Синий — это спокойное синее небо в хорошую погоду.
Желтый — яркий, но раздражающий, как слепящее солнце, цвет. Вероятно, первые люди научились различать нюансы цветов и оценивать их в контексте ситуации, в которой они встречались. Каждый оттенок имеет свое значение. Я составил списки ассоциаций (с цветами), заимствованных из различных религий и антропологических и культурологических исследований. Сравните ваш список с моим и посмотрите, есть ли сходство. Красный — активность, телесное, страсть, энергия, жар, опасность, сознание. Желтый — вдохновение, тепло, счастье, позитивный, энергия, концентрация. Синий — спокойствие, вода, тишина, безопасность, небо, королевский, подсознание, компетенция, холод. Фиолетовый — королевский, баланс между красным и синим, престиж, качество, любезность (в Латинской Америке — смерть и холод). Черный — мистика, глубина, горе, нарушение границ, неизвестное, разрушение, зло. Белый — чистота, невинность, престиж (в Азии — горе и слабость). Разумеется, цветов и толкований куда больше, и сегодня даже можно создавать свои собственные (у кого из нас красный не ассоциируется с кока-колой? ). Почему большинство авиакомпаний предпочитают использовать в качестве фирменных цветов белый, красный или синий? Не потому, что они фанаты России или Франции, а потому, что они знают о существовании стойких ассоциаций с цветами в нашем подсознании. Вот почему они используют синий, желая подчеркнуть профессионализм сотрудников авиакомпании, компетенцию и надежность. Но синий — очень холодный цвет, поэтому в пару ему они дают красный, чтобы сигнализировать заботу и тепло — на белом фоне, означающем безупречность и высокий класс. Цвет может передавать даже движение. Вот почему нам кажется, что черный круг к нам приближается, а тот же круг, но розового цвета, — отдаляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|