Формализованная биографическая анкета
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метол синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности. Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Ш.Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека. Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б.Г. наньевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н.В.Логиновой, Н.М.Владимировой, Л.А.Головей и др. Предметом биографического метода является жизненный путь - история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей среды. Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:
1. Данные жизненного пути. 2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.). 3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.). 4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни. 5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания). Оснащение. Формализованная биографическая анкета. Порядок работы. Для выполнения задания участники делятся на пары, один выполняет роль экспериментатора, а другой - роль испытуемого. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Фамилия, имя, отчество Дата Профессия Хронологическая таблица личностного развития
«Прошу Вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни, в какой семье Вы родились, как прошло Ваше детство, как жила семья, как ее члены относились друг к другу, каковы Ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что Вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались Ваши отношения с родителями? Кто были Ваши друзья? Чем Вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы Вы рассказали о том, как Вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите том, что представляется Вам наиболее интересным и важным. Каковы Ваши жизненные планы?» Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их (протокол занятия). Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ: - социальной ситуации развития личности;
- основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития; - ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; - основных конфликтов и движущих сил развития личности. Контрольные вопросы 1. Какова суть биографического метода? 2. В чем состоят основные достоинства и недостатки этого метода? Формализованная биографическая анкета Дата рождения.…………… Место рождения..........................……………….. ....................................................…................................……………….…. Отец: Фамилия, имя, отчество………………………………………………….. Год рождения........................ Образование......................................................…. Профессия..................…………………………………………………………… .……………………………………………………………………………………. Мать: Фамилия, имя, отчество Год рождения....................... Образование………………………………………. Профессия…………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………… 1. Переезжали ли вы на новое место жительства?
2. Участвовали ли вы в деятельности общественных организаций?
3. Приходилось ли вам выступать по радио…………………………………… по телевидению…………………….. в прессе……………………………… на собраниях………………………… (Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз)…… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… 4. Участвовали ли вы в выставках научного, технического, художественного творчества, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН? (Если да, то перечислите, и укажите, в каком году)………………………………………... ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 5. Назовите ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности.)
6. Участвовали ли вы в каком-либо кружке, секции, клубе, и в каком году?….
………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 7. Перечислите ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было?…………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. 8а. Назовите ваши любимые литературные произведения.
Подчеркните названия тех произведений, над которыми вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете. 8б. Назовите ваши любимые фильмы (документальные, художественные, научно-популярные).
Подчеркните названия тех фильмов, которые произвели на вас наибольшее впечатление. 8в. Назовите ваши любимые театральные спектакли
Подчеркните названия тех спектаклей, которые произвели самое сильное впечатление.
8г. Перечислите, какие художественные выставки вы посещали, в каком году это было (Если вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите в какие годы.) ………................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 9.Совершали ли вы поездки за пределы места жительства (походы, экскурсии, командировки, путешествия)? (Если да, то укажите куда, с кем и в каком году?) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
10. Когда, чем и как долго вы болели? Находились ли вы дома или в больнице? ……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….
11. Назовите хотя бы инициалы тех людей, с которыми вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше >; младше <; ровесник =.
12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые вы считаете счастливыми, и те, которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, почему вы так расцениваете эти периоды. (Ориентировочно счастливый период можно понимать как отрезок жизни, когда все задуманное удалось совершить, вы переживали чувство удовлетворения собой, делами, окружающим миром, у вас преобладало радостное настроение, и вы жили насыщенной жизнью. Противоположное – как несчастливый период.) Напишите свое мнение по поводу счастливого и несчастливого периодов. .........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые вы считаете событиями. Укажите даты событий и отметьте, когда Вы осознавали значимость этих событий для вашей судьбы – сразу же, спустя время или теперь? Напишите, что вы понимаете под событием. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
14. Каковы Ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего? Как Вы представляете учебу, карьеру, личную жизнь, досуг, быт и т.д.? Каковы пределы обозримости будущего для вас? На сколько месяцев (лет) вперед Вы можете предвидеть свою судьбу в целом и по отдельным ее направлениям? Обратите внимание, что вопрос стоит не о Ваших жизненных планах, а о вашем представлении и предсказаниях того образа жизни, который, вероятнее всего, будет иметь место в вашем будущем. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|