Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формализованная биографическая анкета




ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Вводные замечания.Биографический метод представляет собой метол синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Ш.Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б.Г. наньевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н.В.Логиновой, Н.М.Владимировой, Л.А.Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь - история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей среды.

Цель занятия.Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Оснащение.Формализованная биографическая анкета.

Порядок работы.Для выполнения задания участники делятся на пары, один выполняет роль экспериментатора, а другой - роль испытуемого. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция:

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество Дата

Профессия

Хронологическая таблица личностного развития

 

Основные даты События Переживания
     
     

«Прошу Вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни, в какой семье Вы родились, как прошло Ваше детство, как жила семья, как ее члены относились друг к другу, каковы Ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что Вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались Ваши отношения с родителями? Кто были Ваши друзья? Чем Вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы Вы рассказали о том, как Вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите том, что представляется Вам наиболее интересным и важным. Каковы Ваши жизненные планы?»

Обработка результатовпредполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их (протокол занятия).

Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ:

- социальной ситуации развития личности;

- основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

- ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

- основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Контрольные вопросы

1. Какова суть биографического метода?

2. В чем состоят основные достоинства и недостатки этого метода?

Формализованная биографическая анкета

Дата рождения.…………… Место рождения ..........................………………..

....................................................…................................……………….….

Отец: Фамилия, имя, отчество…………………………………………………..

Год рождения ........................ Образование ......................................................….

Профессия ..................……………………………………………………………

.…………………………………………………………………………………….

Мать: Фамилия, имя, отчество

Год рождения ....................... Образование……………………………………….

Профессия………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

1. Переезжали ли вы на новое место жительства?

Номер п/п Куда? Когда? С кем?
       

2. Участвовали ли вы в деятельности общественных организаций?

Номер п/п Общественные поручения Организация Когда?
       

3. Приходилось ли вам выступать по радио……………………………………

по телевидению……………………..

в прессе………………………………

на собраниях…………………………

(Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз)……

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

4. Участвовали ли вы в выставках научного, технического, художественного творчества, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН? (Если да, то перечислите, и укажите, в каком году)………………………………………...

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

5. Назовите ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности.)

Класс Любимый предмет Нелюбимый предмет
   

6. Участвовали ли вы в каком-либо кружке, секции, клубе, и в каком году?….

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

7. Перечислите ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было?……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

8а. Назовите ваши любимые литературные произведения.

Номер п/п Название произведения, автор Когда прочитали впервые? Сколько раз читали?
       

Подчеркните названия тех произведений, над которыми вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете.

8б. Назовите ваши любимые фильмы (документальные, художественные, научно-популярные).

Номер п/п Название фильма Когда смотрели впервые? Сколько раз смотрели?
       

Подчеркните названия тех фильмов, которые произвели на вас наибольшее впечатле­ние.

8в. Назовите ваши любимые театральные спектакли

Номер п/п Название спектакля Когда смотрели впервые? Сколько раз смотрели? Режиссер Театральный коллектив
           

Подчеркните названия тех спектаклей, которые произвели самое сильное впечатле­ние.

 

8г. Перечислите, какие художественные выставки вы посещали, в каком году это было (Если вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите в какие годы.) ………................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

9.Совершали ли вы поездки за пределы места жительства (походы, экскурсии, командировки, путешествия)? (Если да, то укажите куда, с кем и в каком году?)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

10. Когда, чем и как долго вы болели? Находились ли вы дома или в больнице?

……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….

 

11. Назовите хотя бы инициалы тех людей, с которыми вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше >; младше <; ровесник =.

Номер п/п Инициалы Пол Возраст Род занятий Когда? Позиция старшинства
             

 

12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые вы считаете счастливыми, и те, которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, почему вы так расцениваете эти периоды. (Ориентировочно счастливый период можно понимать как отрезок жизни, когда все задуманное удалось совершить, вы переживали чувство удовлетворения собой, делами, окружающим миром, у вас преобладало радостное настроение, и вы жили насыщенной жизнью. Противоположное – как несчастливый период.)

Напишите свое мнение по поводу счастливого и несчастливого периодов.

.........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

 

13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые вы считаете событиями. Укажите даты событий и отметьте, когда Вы осознавали значимость этих событий для вашей судьбы – сразу же, спустя время или теперь? Напишите, что вы понимаете под событием.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

14. Каковы Ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего? Как Вы представляете учебу, карьеру, личную жизнь, досуг, быт и т.д.? Каковы пределы обозримости будущего для вас? На сколько месяцев (лет) вперед Вы можете предвидеть свою судьбу в целом и по отдельным ее направлениям? Обратите внимание, что вопрос стоит не о Ваших жизненных планах, а о вашем представлении и предсказаниях того образа жизни, который, вероятнее всего, будет иметь место в вашем будущем.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.