Усилители рулевых приводов
Чтобы уменьшить усилия, затрачиваемые при повороте рулевого колеса, смягчения ударов, передающихся на.рулевое колесо при наезде управляемых колес на неровности дороги, и повышения безопасности при разрыве шин' переднего колеса, в конструкцию рулевого управления некоторых автомобилей вводят специальные усилители. Усилители бывают гидравлические и пневматические. Наибольшее распространение получили гидравлические усилители, объединенные с рулевым механизмом в одном картере (на автомобилях ЗИЛ-4314-10, КамАЗ-5320 и др.) или выполненные отдельно от рулевого мс-ханизма (на автомобилях ГАЗ-66, МАЗ-5335 и др.). На автомобиле ЗИЛ-4314-10 него модификациях рулевое управление с гидроусилителем (рис. 16.8, о) состоит из рулевого колеса /, рулевого вала, размещенного внутри рулевой колонки 2, карданной передачи 4 рулевого управления с двумя карданами 3, рулевого механизма 5, объединенного в одном агрегате с гидроусилителем, насоса 6 гидроусилителя,. соединенного с рулевым механизмом шлангами высокого 8 и низкого 7 давления, и рулевого привода.
В гидросистему усилителя (рис. 16.8, б) входит лопастной насос 9, помещенный в корпусе и приводимый в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, бачок 22 для жидкости, цилиндр 21 усилителя и клапан 16 управления. В цилиндре 21 перемещается поршень-рейка /8, в которую входит гайка, получающая осевое перемещение при поворачивании винта 17. К цилиндру 21, который служит одновременно картером гилроусили-теля, крепится корпус клапана 16 управления, в котором расположен золотник /5, перемещающийся при повороте вала. С поршнем-рейкой 18 входит в зацепление зубчатый сектор 20, изготовленный вместе с валом 19, который установлен в бронзовых втулках в приливе корпуса и боковой крышки.
При прямолинейном движении автомобиля жидкость, подаваемая насосом 9, проходит через клапан 16 управления и обе полости цилиндра 21 усилителя и возвращается в бачок 22. Поворот рулевого колеса вправо или влево вызывает перемещение золотника 15 по отношению к корпусу клапана 16 управления. Золотник 15 отключает одну из полостей цилиндра усилителя, увеличивая подачу жидкости в другую полость. В результате жидкость давит на поршень-рейку 18, вызывая поворот зубчатого сектора 20, связанного с рулевой сошкой, и помогая водителю в повороте управляемых колес автомобиля. Клапан 16 управления усилителем центрируется шестью пружинами 13 и шестью парами реактивных плунжеров 14. Аварийный шариковый клапан 12 при неработающем насосе или поврежденном шланге соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости. Для ограничения подачи жид кости в систему при высоких скоростях вращения вала насоса предусмотрен перепускной клапан 10, а для предохранения системы от повышенного (6—7 МПа) давления — предохранительный клапан //, расположенный внутри перепускного.
В качестве рабочей жидкости в гидроусилителе применяют всесе-зонное масло марки Р. Его заменителем может быть летом турбинное масло 22 или индустриальное 20, зимой — веретенное АУ. Люфт рулевого колеса автомобиля ЗИЛ-4314-10, который не должен превышать 15°, проверяют при работающе^ двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала. На автомобиле МАЗ-5335; и его модификациях устанавливают гидроусилитель (рис. 16.9), выполненный отдельно от рулевого механизма. Гидроусилитель состоит из распределителя, расположенного в корпусе 14, корпуса // шаровых
шарниров и силового цилиндра 9. В гидросистему усилителя входит также шестеренчатый насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок для масла, соединительные шланги и трубопроводы 2 и 13.
В корпусе 14 распределителя имеется золотник /. На внутренней поверхности золотника сделаны три кольцевые канавки. Крайние из них сообщаются между собой каналом и имеют связь с нагнетательной магистралью насоса, а средняя — через сливную магистраль с бачком насоса. На внешней поверх ности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщающиеся каналами одна с левой, а другая с правой реактивными камерами, представляющими собой замкнутую полость. Корпус 14 распределителя прикреплен к фланцу корпуса // шарниров. В корпусе шарниров размещены два шаровых пальца 13 и 5. Палец 12 соединен с рулевой сошкой, а палец 5—с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями 6 пробкой 3 и регулировочной гайкой 8 посредством пружин. Палец 12 рулевой сошки помещен в стакане 4, который может перемещаться в корпусе // в осевом направлении в пределах 4 мм. Вместе со стаканом 4 перемещается и золотник /, так как он жестко связан с ним болтом и гайкой. Корпус 7 силового цилиндра 9 соединен с другим концом корпуса П шарниров при помощи резьбового соединения. Внутри силового цилиндра перемещается поршень 10 со штоком, который шарнирно соединен с рамой автомобиля. Полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены трубопроводами с каналами корпуса распределителя и полостью золотника. При работающем двигателе автомобиля насос непрерывно подает масло по нагнетательной магистрали в распределитель гидроусилителя. При прямолинейном движении автомобиля циркуляция масла осуществляется от насоса к распределителю гидроусилителя и далее по сливной магистрали возвращается в бачок насоса. При повороте рулевого колеса влево или вправо рулевая сошка через шаровой палец 12 перемещает золотник / в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и сливная полости в корпусе золотника 1 разобщаются средним буртиком золотника и масло начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра 9, перемещая его относительно поршня 10. закрепленного на штоке. Движение цилиндра передается управляемым колесам через шаровой палец 5 и связанную с ним продольную рулевую тягу. Если прекратить вращение рулевого колёса, золотник- / останавливается, но корпус 14 распределителя будет перемещаться до тех пор, пока золотник" не установится в нейтральное положение. При этом начинается слив масла в бачок и поворот колес прекращается.
Гидроусилитель обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес необходимо перемещение золотника на 0,4—0,6 мм. Усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 50 Н, а наибольшее усилие — 200 И, которое зависит от сопротивления дорожного покрытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|