Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет Республики Беларусь




 

Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любой страны. Государственный бюджет – это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах (Республики Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое построение – государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в построении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель).

Контрольная функция бюджета состоит в проведении контролирующих мер за процессом использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы. В некоторых государствах эту функцию выполняет казначейство. С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов.

Бюджет Республики Беларусь – многоплановый инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости многопланового развития экономики и социальной поддержки всех слоёв населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются местные бюджеты. Местные бюджеты – это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь усиливается тенденция повышения их значимости.

К бюджету также относятся внебюджетные фонды, которые количественно не всегда включаются в состав бюджета, однако, по принципу распределения и использования они равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определённому целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономикой.

Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счёт налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит. Один из источников покрытия бюджетного дефицита – эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах мира для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь. Таким образом, бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:

- бюджетную систему;

- принципы построения бюджетной системы;

- обусловленность административно-территориальным делением.

Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающая области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет республики.

Министерство финансов и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.

Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.

Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.

К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Заемные средства – временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций.

Бюджетный заем – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.

В основе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи:

- сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;

- заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;

- равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;

- приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:

- принцип централизованного регулирования распределительного процесса;

- принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;

- принцип подведомственности и значимости.

Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.

Методы бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников; перераспределение бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и беспроцентные бюджетные ссуды.

Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами.

Регулирующие источники доходов – это обычно общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете на очередной финансовый год и соответствующих решениях Советов депутатов. Нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными.

Второй метод заключается в перераспределении доходных источников от одного бюджета к другому. В этом случае вышестоящий орган представительной власти принимает решение о передаче закрепленного за его бюджетом доходного источника в бюджет нижестоящего уровня.

Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.

Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные – на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего – вышестоящему.

Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.

К субъектам бюджетного права относятся:

1. Республика Беларусь.

2. Государственные органы, которые представлены:

- высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов);

- органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов);

- органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы).

Бюджетные права Республики Беларусь:

- определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами;

- установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов;

- исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;

- разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;

- использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления другие программы и мероприятия общегосударственного значения;

- установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска;

- разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;

- руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализация контрольной функции бюджета;

- принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

Бюджетные права субъектов местного самоуправления:

- право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения;

- право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год;

- использование переданных доходов по своему усмотрению;

- право на возмещение средств из вышестоящих бюджетов в случае принятия местными Советами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов;

- право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;

- право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды юридическим лицам;

- право вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета; однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита.

Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...