Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заполните таблицу «Методы обучения географии по характеру познавательной деятельности».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

Технология обучения географии

Вопросы и задания

Объясните следующее положение: «Методы обучения — важный и довольно сложный компонент учебного процесса».

Технология обучения основана на идее полной управляемости учебным процессом.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.

В ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуются так, что все дей­ствия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

 

В чем выражаются объектные и субъектные стороны методов обучения?

Все эти причины позволяют предложить в методике обучения географии бинарную классификацию методов обучения, в основу которой положены два признака: внешние формы проявления методов (источники знаний) и внутренние — уровни познавательной самостоятельности и активности учащихся. Внешние (объектные) и внутренние (субъектные) стороны методов необходимо учитывать, так как у понятия «метод» есть два родовых понятия: способ деятельности (для субъектной стороны) и система знаний как отражение сущности объекта. Объектная сторона в методах представлена содержанием учебного материала, который выражен для учащихся в разнообразных источниках знаний.

 

В чем суть комплексного подхода к определению методов обучения?

Такой многоаспектный подход к методам обучения делает необходимым выявление зависимости методов от содержания, обязывает учителя четко планировать способы своей деятельности и деятельности учащихся во взаимосвязи, упорядочивая эту деятельность в зависимости от содержания учебного материала, средств обучения, в которых это содержание отражено, целей обучения и воспитания, учитывать логическую структуру познания, определять уровни самостоятельности школьников и управлять их деятельностью.


 

 

Заполните таблицу «Методы обучения географии по характеру познавательной деятельности».

Метод Преимущества Недостатки
Словесный Занимает ведущее место в системе методов обучения, позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения. Слишком долгая речь преподавателя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Наглядный Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, повышает интерес и внимание учащихся. Необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность. в противно случае, её использование будет нецелесообразным.
Практический Помогает формировать практические умения и навыки, повышает мотивацию в обучении Значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся.
Объяснительно-иллюстративный системности в подаче и усвоении знаний, последовательности изложения материала, охвату большой аудитории, экономичному темпу и режиму при изложении знаний. объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет репродуктивный характер, малоразвивающий мышление учащихся, так как их деятельность сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщенной преподавателем или изложенной в учебных пособиях.
Репродуктивный Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Не даёт развития творческого мышления
Проблемное изложения максимально активизирует мышление, оно является более доказательным, а характеристика объекта изучения – разностороннее. Знания обосновываются более глубоко, и, следовательно, при наличии прочих благоприятных условий они могут легче переходить в убеждения. Проблемное изложение приучает мыслить диалектически, оно захватывает их эмоционально и повышает интерес к соответствующему учебному материалу. недостаточность ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи
Исследовательский -Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы; - учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся.
Эвристической беседы заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, такую логическую схему решения творческих задач. заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
Метод проектов обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д. - отсутствие педагогов, способных реализовать метод; -отсутствие индивидуализированной методики проектной деятельности у конкретного педагога; - чрезмерное увлечение методом проектов в ущерб другим методам и формам обучения; -существенная затратность времени; - нечеткость критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом; -невозможность оценить реальный вклад каждого участника группового проекта; - низкая мотивация педагогов и студентов к реализации метода проектов; -недостаточность исследовательских навыков у студентов, особенно первых курсов университета; -неравномерность освоения учебного материала, особенно по сравнению с объяснительно-иллюстративным методом обучения.  
             

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...