Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соединения с прямобочным профилем зубьев.

Шпоночные. Шлицевые и профильные соединения.

 

Шпонка – деталь, устанавливаемая в пазах двух соединяющихся деталей и препятствующ9иая относительному повороту или сдвигу этих деталей.

Шпонку используют дл передачи вращающего момента от вала к ступице.

Достоинства – простота конструкции и относительная легкость монтажа и демонтажа.

Основной недостаток – ослабляет вал и ступицу. Способствует возникновению значительной концентрации напряжений изгиба и кручения.

Шпоночные соединения могут быть разделены на две группы:

1. ненапряженные

2. напряженные.

Ненапряженные - осуществляются призматическими и сегментными.

Напряженные – клиновыми и штифтовыми (цилиндрическая шпонка).

Призматические шпонки выполняют прямоугольного сечения соотношением высоты к ширине сечений 1:1 для валов малых диаметров до 1:2 для валов больших диаметров. Концы шпонок могут быть плоскими или скругленными. Рабочими у призматических шпонок являются боковые грани. Шпонку врезают в вал и ступицу на глубину 0,5 ее высоты h.

 

 
 

 


Условие прочности

(1)

 

.

 

У стандартных шпонок размеры подобраны таким образом, что нагрузку соединения ограничивает не напряжением среза, а напряжением снятия. Поэтому при расчетах обычно используют только формулу (1).

Параллельность граней призматической шпонки позволяет осуществлять подвижные в осевом направлении соединения ступицы с валом. Силы трения, возникающие в подвижном соединении при перемещении ступицы, могут нарушить правильное положение шпонки. Поэтому ее рекомендуют крепить к валу винтами.

Сегментная шпонка

Глубокая посадка шпонки обеспечивает ее более устойчивое положение, чем у призматической шпонки.

 

Однако глубокий паз значительно ослабляет вал, поэтому сегментные шпонки используют главным образом для закрепления деталей малонагруженных валов.

Условие прочности

.

При длинных ступицах можно ставить в ряд по оси вала две сегментные шпонки.

Конструкция соединения с цилиндрической шпонкой (штифтом).

Цилиндрическую шпонку используют для закрепления деталей на концах вала. Отверстие под шпонку сверлят и обрабатывают разверткой после посадки ступицы на вал.

При значительных нагрузках ставят две или три цилиндрические шпонки

.

 

Материалы.

 

Стандартные шпонки изготавливают из чистотянутых стальных прутов – углеродистой или легированной стали с пределом прочности не менее 500мПа.

Призматические шпонки нашли широкое применение в машиностроении. Простота конструкции и низкая стоимость – это основные достоинства.

Отрицательные свойства:

- соединение ослабляет вал и ступицу шпоночными пазами;

- концентрация напряжений в зоне шпоночной канавки снижает сопротивление усталости вала.

Шпоночные соединения не рекомендуется применять для быстроходных динамически нагруженных валов. Технологическим недостатком призматической шпонки является – трудность обеспечения их взаимозаменяемости или необходимость пригонки и подбора шпонки по пазу.

Пригонкой стараются обеспечить устойчивое положение шпонки в пазе, т.к. перенос значительно ослабляет соединение.

Все размеры шпонок стандартизованы. Стандарт предусматривает для каждого диаметра вала определенные размеры поперечного сечения шпонки. Поэтому при радиусах R и b выбирают по справочнику, а l задают, исходя из длины ступицы.

В случаях, когда одна шпонка не может передать заданного момента, устанавливают две или три шпонки. Однако это связано с трудностями технологического характера, а также ослабляют вал и ступицу. Поэтому многошпоночные соединения почти не используют. Их заменяют зубчатыми соединениями.

 

Шлицевые соединения.

 

Шлицевые соединения образуются выступами – зубьями на валу и соответствующими впадинами – шлицами в ступице.

Рабочими поверхностями являются боковые стороны зубьев. Зубья на валах получаются фрезерованием, строганием, накатыванием. Зубья в ступице образуют протягиванием или долблением. Все размеры шлицевых соединений стандартизованы.

Достоинства:

1. Обеспечивается лучшее базирование деталей (соединяемых) и более точное направление при осевом перемещении.

2. Уменьшается число деталей соединения (шлицевых – 2, шпоночных – 3).

3. При одинаковых габаритах допускают передачу больших крутящих моментов за счет большей поверхности контакта.

4. Обеспечивается высокая надежность при динамических и реверсивных нагрузках вследствие равномерного распределения нагрузки по зубьям.

5. Вал зубьями ослабляется незначительно; шлицевой вал можно рассчитывать на прочность также, как и гладкий, диаметр которого равен внутреннему диаметру зубчатого вала.

6. Уменьшается длина ступицы.

 

Недостаток – более сложная технология изготовления, а, следовательно, более высокая точность.

Шлицевые соединения различают:

- по характеру соединения – подвижные и неподвижные;

- по форме зуба – прямобочные, эвольвентные, треугольные;

- по способу центрирования ступицы относительно вала:

1) с центрированием по наружному диаметру D;

2) с центрирование по внутреннему диаметру d;

3) с центрированием по боковым поверхностям зубьев.

Соединения с прямобочным профилем зубьев.

- используются в подвижных и неподвижных соединениях. Имеют постоянную толщину зубьев. Выполняют с различными способами центрирования. В соединениях, где требуется валы и ступицы, применяют центрирование по одному из диаметров. Наиболее технологично центрирование по наружному диаметру, которое рекомендуется при твердости внутренней поверхности ступицы . Калибровку центрирующих поверхностей ступицы выполняют протягиванием, а калибровку вала – шлифованием. Центрирование по внутреннему диаметру рекомендуется при высокой твердости материала ступицы, когда калибровка отверстий протяжкой невозможна.

Центрирование по боковым поверхностям обеспечивает более равномерное распределение нагрузки по зубьям.

Рекомендуется для передачи значительных переменных ударных нагрузках при пониженной точности центрирования.

Стандартом предусмотрено три серии соединения с прямобочным профилем зубье:

1. легкую;

2. среднюю;

3. тяжелую.

Они отличаются высотой и числом зубьев.

 

Соединения с эвольвентным профилем зубьев.

- предпочтительны при больших диаметрах валов. Для сравнительно малых и средних диаметров преимущественно применяют соединения с прямобочными зубьями. Стандарты на зубчатые соединения предусматривают диаметры до 500 мм с эвольвентным профилем и лишь до 125 мм с прямобочным. Соединения с эвольвентным профилем зубьев выполняют с центрированием по боковым граням или наружному диаметру вала. По сравнению с прямобочными соединениями имеют повышенную прочность благодаря большому количеству зубьев и утолщению зубьев к основанию, позволяют использовать типовые процессы зубонарезания. Используются для передачи значительных крутящих моментов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...