составитель: старший преподаватель кафедры основ специальной педагогики и психологии И.Ю. Евдокимова
ПЕРЕЧЕНЬ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ, ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» составитель: старший преподаватель кафедры основ специальной педагогики и психологии И.Ю. Евдокимова А АВТОРИТЕТ -добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-либо одного человека (или другой группы), что обусловливает его особое влияние на них. АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п. АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением. АГРЕССИВНОСТЬ (ВРАЖДЕБНОСТЬ) – поведение человека по отношению к другим людям, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред. АГРЕССИВНАЯ ТОЛПА – скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. АДАПТАЦИЯ – приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям. АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – результат взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе. АССОЦИАЦИЯ – соединение, связь психических явлений друг с другом. АТРИБУЦИЯ — приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению. АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека. АТТРАКЦИЯ — процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. АУДИРОВАНИЕ – процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. АФФИЛИАЦИЯ — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми; потребность в общении, в эмоциональных контактах. Б БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. БАРЬЕРЫ ОТНОШЕНИЯ – психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента (чувства неприязни, недоверия к коммуникатору), влияющие и на передаваемую информацию. БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д. Уотсон.
БОЛЬШАЯ ГРУППА — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п. БРЕЙНСТОРМИНГ — специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач. Биполярная установка – установка, основанная на двух социальных ценностях, что чревато возникновением конфликта ценностей.
В Валидность (достоверность) – характеристика гипотезы, свидетельствующая об истинности данных, лежащих в ее основе. ВЕРА – безоговорочное (порой необоснованное) принятие чего-либо (утверждения, решения, прогноза будущего и др.) за истину, правду, полная убежденность в них. ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи. Взаимодействие – статистический термин, характеризующий ситуацию, в которой влияние независимой переменной зависит от уровня влияния или состояния другой независимой переменной. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ) – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов малой группы и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Викарное научение – разновидность научения через наблюдение. Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение модели в зависимости от того, поощряется оно (т.е. позитивно подкрепляется) или, наоборот, наказывается (т. е. негативно подкрепляется), либо оно вообще лишено какого-либо подкрепления.
ВЛИЯНИЕ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ – совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей, с целью изменить в желаемом направлении их психологические характеристики (взгляды, мнения, ценностные ориентации, настроение, мотивы, установки, стереотипы поведения), а также групповые нормы, массовые настроения, общественное сознание в целом. Внешнее качество эксперимента – показатель того, в какой мере исследуемая ситуация характерна для повседневной жизни. ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ – речь, ориентированная на других людей и характеризующаяся передачей при помощи языка необходимой информации. Внутриролевой конфликт – конфликт, возникающий тогда, когда одна роль требует от индивида одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности. Внутригрупповой фаворитизм – стремление благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам чужой группы. ВНУШАЕМОСТЬ — податливость человека действию внушения. ВНУШЕНИЕ — воздействие на поведение и психику людей, предполагающее некритичное восприятие ими особенностей информации. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (экспрессия) - система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем (см. вербальный) передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
Г Гало-эффект (эффект ореола) – эффект, заключающийся в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие его черты. ГОВОРЕНИЕ – процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Группа – объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом; совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах. ГРУППОВАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ – социально-психологический метод, который основан на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми. Групповая поляризация – социально-психологический феномен, проявляющийся в том, что порой противоположные мнения, имевшиеся у различных людей внутри группы, еще сильнее обнажаются в ходе групповой дискуссии. Групповая структура – система групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой. ГРУППОВОЕ МНЕНИЕ – совокупность оценочных суждений. В которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, существующим как внутри, так и вне ее. ГРУППОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, которые овладели ими в определенный период и которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов. Групповые нормы – правила поведения для членов группы, выражающие их коллективное мировоззрение. ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ – комплексный феномен, в котором выражено понимание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом. ГРУППОВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ – цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. ГУМАНИЗМ – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г.п. возникла в первой половине XX в. Основоположники - американские ученые Г.Оллпорт, А.Маслоу и К.Роджерс. Д ДЕВИАЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (см. отклоняющееся поведение). ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – полярный адаптации и, по существу, деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведения индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению, усилению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих. ДЕЗИНФОРМИРОВАНИЕ – намеренное предоставление людям такой информации, которая их вводит в заблуждение. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВАЯ – возникает при объединении людей для достижения общих целей. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ (РАЗГОВОРНАЯ) РЕЧЬ – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. ДИСПОЗИЦИЯ – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Долженствующее Я – совокупность норм, правил, требований и предписаний, вошедших в Я-концепцию индивида и обязывающих его следовать долгу и быть ответственным. Духовно-творческий уровень самосознания – сознание своего духовного потенциала, таланта, творческих способностей. Ж ЖЕСТ — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Жесты-иллюстраторы – телодвижения и жесты, которые непосредственно связаны с речью, поскольку иллюстрируют ее. Жизненный реализм – характеристика, свидетельствующая о схожести экспериментальной ситуации с повседневной жизнью.
З Зависимая переменная – ответное поведение испытуемых (реакция), вызванное действием независимой переменной. ЗАКОН – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. ЗАРАЖЕНИЕ – социально-психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим при непосредственном контакте, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.
И Идеальное Я – такое самосознание, каким человек мечтает обладать. В идеальном Я воплощены все желания, надежды и мечты индивида относительно собственной личности. ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление. В психологии — социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, когда сравниваются или сопоставляются внутренние состояния или положения партнеров, а также образцы для подражания со своими психологическими и другими характеристиками. ИДЕОМОТОРИКА — влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их. ИМИДЖ – воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми. Имитативное исследование – одна из разновидностей социально-психологического исследования, в котором участники играют предписанные им социальные роли так, как это происходило бы в реальной жизни. ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ - устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них. ИМПРИНТИНГ — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями. При И. готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие. ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность другого человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. ИНДИВИД – человек как носитель индивидуально своеобразных черт, отдельный представитель человеческой общности. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ – согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов. ИНТЕРАКЦИЯ — взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников, возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ — учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды. ИНТЕРЕСЫ – мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяют ее более или менее постоянную склонность к конкретным видам деятельности. Информационное влияние – воздействие посредством информации: сведений, знаний, фактов о жизненных проблемах и ситуациях. ИНФОРМИРОВАНИЕ – донесение содержания психологического воздействия до адресата в виде определенной информации.
К КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ (В ГРУППЕ) – понятие, относящееся к структуре социальной группы, характеризует систему деловых и межличностных контактов людей в процессе совместной деятельности. Каузальная атрибуция – процесс интерпретации, приписывания причин событиям, действиям и поступкам (собственным и окружающих). КЛАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних. КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ -общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней. Когнитивная схема – одно из основных понятий когнитивных теорий, обозначающее основным образом организованную систему прошлого опыта, с помощью которой объясняется текущий опыт. Когнитивно-психическое Я – совокупность психических качеств индивида. Когнитивные перегрузки – термин С. Милграма, обозначающий воздействие множества социальных стимулов, превышающих возможности индивида адекватно на них реагировать. КОЛЛЕКТИВ -высокоразвитая малая группа людей, характеризующаяся повышенной эффективностью в работе, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. КОММУНИКАЦИЯ – передача информации, сообщений, сведений между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. КОМПЕНСАЦИЯ -способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К. введено А.Адлером. Компенсаторная теория власти – теория А. Адлера, согласно которой стремление к власти может рассматриваться как компенсаторный механизм для преодоления комплекса неполноценности. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ -сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА – общность людей, поведение которых основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях. КОНГРУЭНЦИЯ – подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, созвучность переживаний участников контакта. Коннотация – неявное, подразумеваемое значение слова. Конструктивная конформность – благотворное влияние., оказываемое на индивида групповой и побуждающее его к гуманному поведению. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ -метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов. КОНКУРЕНЦИЯ – взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми. КООПЕРАЦИЯ – взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы. Концепция приобретенной беспомощности – концепция, согласно которой переживание состояния неконтролируемых последствий приводит к возникновению трех видов дефицита: дефицита мотивации, когнитивного дефицита и эмоционального дефицита. КОНФЛИКТ – острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, характеризующееся сильными эмоциональными переживаниями и элементами агрессивного поведения. КРИЗИС – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ -состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ -трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. КОНФЛИКТОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ) – отрасль социальной психологии, исследующая психологические особенности различных конфликтов и выявление путей наиболее эффективного их разрешения. КОНФОРМНОСТЬ - социальное качество, выражающееся в беспрекословном согласии с группой; некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован каким-либо конъюнктурными соображениями. Конформизм – уступка в ответ на непрямое, т. е. невыраженное в форме требования, но вместе с тем ощущаемое индивидом давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей. Корреляция - параметр, являющийся отражением того, в какой мере изменения одной переменной связаны с изменениями другой. Корреляционные исследования – исследование, выявляющие наличие естественных связей между двумя или несколькими факторами. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.
Л Лабораторное социально-психологическое исследование – исследование, проводящееся в условиях специально смоделированных контролируемых ситуаций. ЛИДЕР – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ними. ЛИДЕРСТВО – социально-психологический феномен, характеризующий отношения доминирования и подчинения людей в группе, которые основаны на авторитете. ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств человека: ответственности, потребности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень общей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты деятельности. ЛОГОТЕРАПИЯ – психотерапевтический метод (см. психотерапия), рассчитанный на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека более определенное духовное содержание, обратить внимание и сознание человека к подлинным нравственным и культурным ценностям. Предложен австрийским психиатром В.Франклом и основан на осознании человеком своей ответственности перед людьми и самим собой. ЛОКУС КОНТРОЛЯ – устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации и характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Внутренний Л.к. – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. – их локализация вне человека, в окружающей его среде. Ложный консенсус – тенденция считать, что большинство людей разделяют наши установки, убеждения и ведут себя точно так же, как мы сами. Ложная уникальность – тенденция считать свое таланты и нравственное поведение необычными, а свои недостатки – нормой.
М МАКРОФАКТОРЫ – социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей (страна- государство, общество, культура). МАЛАЯ ГРУППА – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты (общение) друг с другом. МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ – изменение направленности активности (психической и иной) других людей, когда некто влияет на поведение других, не раскрывая характер тех действий, которых от них ожидает. МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ – социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях людей (население, толпа, масса, группа, нация и т.п.). М.я.п. включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ – средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.п. МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – возникновение многообразных объективных связей между социальными группами, а также обусловленный ими способ их взаимодействия. Межролевой конфликт – конфликт, возникающий тогда, когда человек совмещает несколько ролей, несовместимых между собой, не требующих одновременного исполнения. МЕЗОФАКТОРЫ – детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины (этнос-нация, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации). Межгрупповая дискриминация – негативно пристрастное отношение к членам чужой группы. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – субъективно переживаемая связь между людьми. МЕНТАЛИТЕТ НАРОДА – исторически сложившийся психологический склад мышления, образ мыслей, оценок, духовных установок, привычных социальных предпочтений и вкусов людей, живущих в обществе. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – относительно однородные приемы и способы исследования социально-психологических феноменов. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – относительно сложные способы, посредством которых человек усваивает и воспроизводит социальный опыт. МИКРОФАКТОРЫ – детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении) МИМИКА - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.). Мимическая программа – паттерны движения лицевой мускулатуры, которыми сопровождается переживание каждой эмоции. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали внутренним достоянием человека и отложились в сознании как определенные жизненные цели и интересы, отношения, позиции. МИФЫ – вид информации, объясняющей происхождение и дальнейшее преобразование тех или иных явлений на основе исключительно вымышленных событий. «Мозгового штурма» техника – метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – речь, произносимая одним человеком и направленная на определенную аудиторию. М.р. более сложна, логична, содержательна. МОРАЛЬ – система ценностей и норм поведения, имеющая нравственное значение и связанная с представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности в данной социальной группе или обществе. МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК ЛИЧНОСТИ – система представлений человека о морали, отражающая наличие у него твердых устоев и определяющая его действия и поведение в обществе. Морально-этический уровень самосознания – показатель, отражающий осознание как себя в целом, так и своих поступков с позиций справедливости-несправедливости, чесности-нечесности, порядочности-непорядочности. МОТИВ ВЛАСТИ – устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими. МОТИВ – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. М. связаны с потребностями и побуждают человека к определенной деятельности. МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА – потребность добиваться успеха в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта. МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н. – черта личности, противоположная мотиву достижения успехов. МОТИВАЦИЯ – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. МОТИВИРОВКА – разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.
Н НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – психическое свойство, в котором выражаются мотивы, потребности, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Независимая переменная – устойчивая совокупность различных факторов, которые предположительно оказывают влияние на поведение людей, участвующих в исследовании. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющиеся в идеях, чувствах, стремлениях. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее знание о них, отношение к ним, а также состояние и формы самосознания роли и места своей этнической группы. НЕОБИХЕВИОРИЗМ – направление в психологии, пришедшее на смену бихевиоризма в 30-е годы ХХ века. Характеризуется признанием активной роли психических состояний в управлении поведением. Представлен в учениях американских психологов Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера. НЕОФРЕЙДИЗМ – учение, возникшее на базе психоанализа З.Фрейда. Связано с признанием существенной роли общества в формировании личности и с отказом от рассмотрения органических потребностей как единственной основы социального человеческого поведения. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ (групповые) – принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Несколько или множество необходимых причин – каузальная схема, которая предусматривает по крайней мере две причины для объяснения происходящего. Несколько или множество удовлетворительных причин – каузальная схема, которая срабатывает в тех случае, если при отсутствии какой бы то ни было предварительной информации ситуация дает возможность для самых различных интерпретаций, причем имеющих равное право на существование.
О ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ – (см. деперсонализация). ОБРАЗ ЖИЗНИ – система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. ОБЩЕНИЕ – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – сознание общества как результат его материальной, духовной и психологической жизни, его материального, социального и исторического развития. ОБЫЧАЙ – воспринятая из прошлого форма поведения и отношений, которая воспроизводится в обществе (общественные обычаи) или социальной группе (групповые обычаи) и привычна его членам: различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.). Огруппление мышления – обнаруженное И. Дженисом крайнее проявление аффекта поляризации мнений в группе, как правило, приводящее к неблагоприятным последствиям. Ожидание оценки – потенциальная проблема полевого исследования, которая может возникнуть, когда участники исследования осведомлены, что их поведение изучается, и изменяют свое обычное поведение. ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ – вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Понятие О.о. предложено американским психологом Э.Торндайком и разработано Б.Скиннером. ОТНОШЕНИЕ – социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и с другими людьми. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ – поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их. ОТЧУЖДЕНИЕ – процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла (см. смысл личностный) того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным.
П ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|