Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С акцентологическими нормами русского языка

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ

С АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Т. В. Яковлева

НИУ БелГУ

г. Белгород

Аннотация. В статье описывается методика формирования универсальных учебных действий младших школьников с учетом процессов адаптации детей к предъявляемым ФГОС требованиям.

Учащиеся начальных классов должны быть адаптированы к процессу изучения русского языка, так как новый ФГОС предъявляет определенные требования к обучаемым. Задания и упражнения, используемые на уроках русского языка, должны подбираться таким образом, чтобы вызвать у учащихся желание учиться, овладевать литературным языком, и в то же время способствовать формированию универсальных учебных действий.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это «совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2].

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Важнейшая задача изучения русского языка – формирование культуры речи учащихся.

Одной из составляющей культуры речи является умение пользоваться акцентологическими нормами. Пожалуй, постановка неправильного ударения в словах является одной из самых распространенных ошибок. В речи даже радио - и тележурналистов, не говоря уже о речи простых граждан, мы постоянно слышим ошибки в постановке ударения. Такие распространенные слова, как све'кла, звони'шь, катало'г, украи'нский и многие другие постоянно произносятся с ошибками, а это режет слух, снижает эстетическую ценность русской речи.

Потребность школы в совершенствовании речи школьников, в том числе и в грамотном акцентологическом произношении велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования акцентологической культуры школьников недостаточно. Особенно сложно обстоит дело с сельской школой, где учащиеся ограничены в широком общении, далеки от очагов культуры, слышат, в основном, неграмотную речь односельчан. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать акцентологические умения младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении учебного процесса, тем более, что произносительная культура отражается в различных ситуациях общения, как на уроках, так и в повседневной жизни.

Важнейшей составляющей культуры речи является акцентология - наука о правилах постановки ударений. Как отмечает О. С. Ахманова, «акцентология – это разделязыкознания, изучающий природу, особенности и функционирование ударения» [1, с.11]. Без знания акцентологических норм невозможно овладеть речевой культурой в целом. К сожалению, ошибки в постановке ударения становятся, пожалуй, наиболее распространенными, даже в речи интеллигентов, артистов, политиков, учителей, тех, кто должен быть образцом речевой культуры, часто слышишь акцентологические ошибки. А ведь неправильно поставленное ударение искажает слово, делает речь неблагозвучной, невыразительной. Поэтому формированию акцентологических умений школьников надо уделять самое пристальное внимание.

Нами выделены универсальные акцентологические умения учащихся начальных классов:

1) Умение слушать звучащую речь.

2) Умение слышать произносимое, находить отклонения от акцентологических норм в чужой и собственной речи.

3) Умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца.

4) Умение самостоятельно употреблять акцентологические образцы в собственной речи и при чтении.

Под нашим руководством студенты направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль Начальное образование) разработали систему уроков, нацеленных на формирование универсальных акцентологических умений младших школьников. На каждом уроке русского языка во время педагогической практики будущие учителя посвящали несколько минут обучению учащихся акцентологическим умениям и навыкам. При выполнении любого упражнения проводился акцентологический разбор слов. Учащиеся вели акцентологический словарик, куда записывались изученные слова, вызывающие трудности в произношении. Часто на уроках использовались таблицами, в которых менялись слова. Например:

ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО СЛОВА С УДАРЕНИЕМ

на 1 слоге на 2 слоге на 3 слоге на 4 слоге

дочка ворота документ газопровод

статуя корысть простыня медикаменты

верба маляр сантиметр буржуазия

искра процент кулинария изобретение

свекла добыча углубленный водопровод

Такие слова неоднократно прочитывались (хоровое, индивидуальное чтение). Проводились самопроверка, взаимопроверка. Нравилось учащимся задание, когда слова записаны в 2 столбика: в одном проставлено ударение, в другом – нет. Правый столбик закрывается, и ребенок читает слова левого столбика, затем проверяет себя, читает слова правого столбика.

Учащимся было предложено записывать слова, которые родители, знакомые произносят с ошибками. Дети записывали такие слова, как свекла, добыча, щавель, украинский, дочка, процент и др.

Запомнить некоторые слова учащимся помогли рифмованные стишки и загадки, например: Хоть я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я - …. (свекла).

С интересом учащиеся выполняли следующие задания:

1. Поставьте знак ударения в выделенных словах.

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.

2. Придумайте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слов: мука' – му'ка, уже' – у'же, пропа'сть – про'пасть.

3. Выписать из словарика ударений существительные на букву «В» и «С», которые вызывают трудности в постановке ударения.

При изучении частей речи учащиеся получали исследовательское задание: выписать из художественных произведений, которые изучались на уроках чтения, те части речи, постановка ударений в которых вызывает затруднения. Особое внимание уделялось устаревшей лексике: вечор, искони, кровля, чернавка. Дети записывали эти слова в словарики, выясняли лексическое значение, обращали внимание на постановку ударения, проговаривали эти слова с соблюдением орфоэпических норм.

Акцентологическая работа активно велась на уроках литературного чтения. Педагоги обращали внимание на слова, которые встречались в художественных текстах, вызывающие сложности в постановке ударения. Слова эти прочитывались, записывались в словарик, неоднократно повторялись. Часто дети обращались к словарю «Говори правильно. Словарик ударений» (автор О. Ушакова) и сами узнавали, как же правильно произносить слова. Проводилась такая форму работы, как «Проверь себя», «Проверь товарища», когда задается вопрос о постановке ударения, а дети, пользуясь словарем, сами же и отвечают. В качестве материала для речевой гимнастики использовались рифмованные стишки приведенные ранее.

Активно использовались средства звукозаписи для создания образцовой речевой среды. Дети слушали грамзапись - чтение стихотворений известными артистами и чтецами – И. Ильинским, В. Журавлевым. Для проверки акцентологических умений детей на диктофон записывались предложения, а дети должны были их прочитать, прослушать и исправить ошибки.

В соответствии с требованиями ФГОС активно использовались такие формы работы, как работа в парах, в группах, разработка проектов: «Ударение в именах существительных», «Ударение в именах прилагательных» и других.

Единый орфоэпический режим студенты-практиканты старались соблюдать на всех уроках, в повседневном общении. Большую помощь оказали родители. Одно из родительских собраний было посвящено их знакомству с нормами ударений. Было обращено внимание родителей на внимательное произношение слов, на необходимость соблюдать акцентологические нормы. Только усилиями учителей, родителей можно добиться положительных результатов.

Как отмечается в ФГОС, у выпускника начальной школы должно быть сформировано отношение к правильной устной речи как показателю общей культуры человека, а это во многом связано с процессом формирования акцентологических умений.

Литература

1. 1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: Академия, 201с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. – 6 октября2009 г. Приказ № 000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...