Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможные пути совершенствования системы территориального управления брестской области




 

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности областей Республики Беларуси вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем самым - для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона [10 с. 92].

К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести:

• удобное географическое положение региона;

• наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;

• рациональное размещение производительных сил;

• соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков;

• наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;

• наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

• устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;

• наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

• стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в Беларуси и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;

• эффективность существующих схем товародвижения;

• сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;

• наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей;

• емкость регионального рынка, приближенность его к мировым (например, к европейским) рынкам;

• стабильность политической обстановки в регионе;

• доверие населения региональным лидерам;

• наличие в регионе социально ориентированной программы;

• протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона [2, с. 100].

Одним из факторов экономической интеграции Брестской области в мировую экономику может стать государственное стимулирование деятельности тех предприятий, которые наиболее нужны для социального и экономического развития региона, с помощью системы установления льготных ставок арендной платы, льготного кредитования, налоговых льгот, снижения тарифов, платы за ресурсы.

Особое значение имеет государственное регулирование территориального развития через целевые внебюджетные фонды - фонд занятости населения, регионального развития, фонд для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и др. Эти фонды могут использоваться для кредитования целевых программ, выплаты дотации, социальной защиты населения.

Могут привлекаться средства предприятий и организаций, населения для нужд регионального развития путем выпуска облигаций, стимулирования создания совместных предприятий и привлечения иностранного капитала, стимулирования приватизации и создания рынка акций и других ценных бумаг, а также доходы от продажи государственного имущества.

Для успешного развития региона и его интеграционных отношений необходимо подкрепить: организационную автономию органов местного самоуправления более широкой автономией в экономической и финансово-кредитной сфере, перспективы выделения коммунальной собственности из государственной, право местных органов самоуправления объединяться в ассоциации, вступать в международные организации органов местного самоуправления.

Основное условие дальнейшего развития экономического потенциала народного хозяйства области - дальнейшее наращивание объема инвестиций в основной капитал, как за счет максимального использования собственных средств субъектов хозяйствования, так и путем привлечения инвестиций в экономику региона за счет всех источников финансирования, в том числе внешних.

В целях привлечения представителей иностранных бизнес-кругов в области продолжится активная информационная работа. Инвестиционные проекты размещаются в сети Интернет, распространяются через зарубежные дипломатические представительства и администрации регионов-партнеров. Брестская область ежегодно организовывает международные инвестиционные форумы, Дни экономики в рамках выставки-ярмарки «Брест. Содружество».

Работа облисполкома и субъектов хозяйствования должна быть направлена на максимальное использование статуса региона, расположенного на внешней границе Европейского Союза. Идет работа по развитию транспортной, приграничной и деловой инфраструктуры. Этому способствует сотрудничество в рамках программ международной технической помощи, в первую очередь - программы ТАСИС. С участием финансирования Европейской Комиссии уже реконструированы пограничные переходы «Варшавский мост» и «Козловичи».

Приоритеты инвестиционной политики связаны с формированием экспортоориентированных и импортозамещающих производств на базе использования ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, в том числе с участием иностранных инвесторов.

В целях активизации инновационного развития экономики в 2011-2015 гг. планируется:

•четкая направленность научных исследований на потребности регионов;

•формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры, включающей региональные образовательные комплексы (филиалы высших учебных заведений, научно-образовательные и консалтинговые центры), которые ориентированы на подготовку высококвалифицированной рабочей силы и генерацию идей и разработок, технологические парки, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие коммерциализацию и материализацию научных достижений;

•создание регионального центра социально-экономических исследований для постоянного мониторинга и изучения проблем развития региона, оказания высококвалифицированной научно-методической помощи органам местной власти по усилению инновационного развития;

•формирование научно-производственных технологических кластеров как основы инновационного развития экономики регионов, малых и средних городов;

•создание новых ресурсосберегающих и экологически чистых производств, основанных на эффективном использовании природных ресурсов региона;

•модернизация и техническое переоснащение объектов жилищно-коммунального хозяйства;

•обеспечение тесной кооперации предприятий с научно-исследовательскими и проектными институтами, активно влияющими на формирование инновационной среды; консолидация усилий органов государственного управления и предпринимательских структур региона для активизации научно-технической и инновационной деятельности;

•стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через финансовые инструменты и другие льготы;

•развитие рыночных отношений в научно-техническом комплексе, расширение сети малых и средних наукоемких предприятий различных форм собственности;

•обеспечение мониторинга и информирования населения о принципах и ходе реализации научно-технической и инновационной политики.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения курсовой работы были сделаны следующие выводы.

. Функционирование и развитие экономической системы региона не может осуществляться лишь на основе рыночного саморегулирования. Поэтому управление территориальным развитием является одной из неотъемлемых функций государства.

. Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов.

. Проведенный анализ разработки, финансирования и реализации региональных программ развития экономики и социальной сферы показал, что до настоящего времени сохраняются серьезные трудности при решении организационных и финансовых вопросов регионального программирования.

Положение не спасает рост расходов на программы из региональных бюджетов и постоянный поиск новых источников внебюджетных ресурсов. Однако в условиях экономического кризиса, особенно в условиях неустойчивости российской финансово-кредитной системы, результаты этой работы чаще всего весьма ограниченны.

4. Главным результатом управления регионом Брестской области в 2011-2015 гг. должен стать дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...