Возможные пути совершенствования системы территориального управления брестской области
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности областей Республики Беларуси вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем самым - для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона [10 с. 92]. К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести: • удобное географическое положение региона; • наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей; • рациональное размещение производительных сил; • соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков; • наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе; • наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры; • устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей; • наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности; • стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в Беларуси и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;
• эффективность существующих схем товародвижения; • сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона; • наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей; • емкость регионального рынка, приближенность его к мировым (например, к европейским) рынкам; • стабильность политической обстановки в регионе; • доверие населения региональным лидерам; • наличие в регионе социально ориентированной программы; • протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона [2, с. 100]. Одним из факторов экономической интеграции Брестской области в мировую экономику может стать государственное стимулирование деятельности тех предприятий, которые наиболее нужны для социального и экономического развития региона, с помощью системы установления льготных ставок арендной платы, льготного кредитования, налоговых льгот, снижения тарифов, платы за ресурсы. Особое значение имеет государственное регулирование территориального развития через целевые внебюджетные фонды - фонд занятости населения, регионального развития, фонд для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и др. Эти фонды могут использоваться для кредитования целевых программ, выплаты дотации, социальной защиты населения. Могут привлекаться средства предприятий и организаций, населения для нужд регионального развития путем выпуска облигаций, стимулирования создания совместных предприятий и привлечения иностранного капитала, стимулирования приватизации и создания рынка акций и других ценных бумаг, а также доходы от продажи государственного имущества. Для успешного развития региона и его интеграционных отношений необходимо подкрепить: организационную автономию органов местного самоуправления более широкой автономией в экономической и финансово-кредитной сфере, перспективы выделения коммунальной собственности из государственной, право местных органов самоуправления объединяться в ассоциации, вступать в международные организации органов местного самоуправления.
Основное условие дальнейшего развития экономического потенциала народного хозяйства области - дальнейшее наращивание объема инвестиций в основной капитал, как за счет максимального использования собственных средств субъектов хозяйствования, так и путем привлечения инвестиций в экономику региона за счет всех источников финансирования, в том числе внешних. В целях привлечения представителей иностранных бизнес-кругов в области продолжится активная информационная работа. Инвестиционные проекты размещаются в сети Интернет, распространяются через зарубежные дипломатические представительства и администрации регионов-партнеров. Брестская область ежегодно организовывает международные инвестиционные форумы, Дни экономики в рамках выставки-ярмарки «Брест. Содружество». Работа облисполкома и субъектов хозяйствования должна быть направлена на максимальное использование статуса региона, расположенного на внешней границе Европейского Союза. Идет работа по развитию транспортной, приграничной и деловой инфраструктуры. Этому способствует сотрудничество в рамках программ международной технической помощи, в первую очередь - программы ТАСИС. С участием финансирования Европейской Комиссии уже реконструированы пограничные переходы «Варшавский мост» и «Козловичи». Приоритеты инвестиционной политики связаны с формированием экспортоориентированных и импортозамещающих производств на базе использования ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, в том числе с участием иностранных инвесторов. В целях активизации инновационного развития экономики в 2011-2015 гг. планируется: •четкая направленность научных исследований на потребности регионов; •формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры, включающей региональные образовательные комплексы (филиалы высших учебных заведений, научно-образовательные и консалтинговые центры), которые ориентированы на подготовку высококвалифицированной рабочей силы и генерацию идей и разработок, технологические парки, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие коммерциализацию и материализацию научных достижений;
•создание регионального центра социально-экономических исследований для постоянного мониторинга и изучения проблем развития региона, оказания высококвалифицированной научно-методической помощи органам местной власти по усилению инновационного развития; •формирование научно-производственных технологических кластеров как основы инновационного развития экономики регионов, малых и средних городов; •создание новых ресурсосберегающих и экологически чистых производств, основанных на эффективном использовании природных ресурсов региона; •модернизация и техническое переоснащение объектов жилищно-коммунального хозяйства; •обеспечение тесной кооперации предприятий с научно-исследовательскими и проектными институтами, активно влияющими на формирование инновационной среды; консолидация усилий органов государственного управления и предпринимательских структур региона для активизации научно-технической и инновационной деятельности; •стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через финансовые инструменты и другие льготы; •развитие рыночных отношений в научно-техническом комплексе, расширение сети малых и средних наукоемких предприятий различных форм собственности; •обеспечение мониторинга и информирования населения о принципах и ходе реализации научно-технической и инновационной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были сделаны следующие выводы. . Функционирование и развитие экономической системы региона не может осуществляться лишь на основе рыночного саморегулирования. Поэтому управление территориальным развитием является одной из неотъемлемых функций государства. . Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов.
. Проведенный анализ разработки, финансирования и реализации региональных программ развития экономики и социальной сферы показал, что до настоящего времени сохраняются серьезные трудности при решении организационных и финансовых вопросов регионального программирования. Положение не спасает рост расходов на программы из региональных бюджетов и постоянный поиск новых источников внебюджетных ресурсов. Однако в условиях экономического кризиса, особенно в условиях неустойчивости российской финансово-кредитной системы, результаты этой работы чаще всего весьма ограниченны. 4. Главным результатом управления регионом Брестской области в 2011-2015 гг. должен стать дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|