Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклад. Социальная диагностика – технология социальной работы по преодолению социальных проблем

 

Социальная диагностика – многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений.

По мнению ряда авторов, проведение социальной диаг­ностики – это основное условие преодоления кризисных состояний в развитии того или иного социального процес­са и эффективный метод борьбы против застойности и кон­серватизма в обществе в целом. Термин «диагноз» (от греч. diagnosis - «распознание») пришел в социологию из об­ласти медицины, где необходимо правильное распознание той или иной болезни по ее внешним проявлениям для вы­бора оптимальных методов лечения. В социологии перво­начально термин «социальная диагностика» также преи­мущественно использовался при изучении тех или иных со­циальных болезней, изучении девиаций и отклоняющегося поведения в целом.

Три значения термина «диагностика»:

а) деятельность по распознаванию и анализу социаль­ных патологий и проблем;

б) процесс такого анализа с формулированием обосно­ванного заключения о предмете рассмотрения;

в) отрасль социальных наук, посвященная методам по­лучения знания об обществе.

Социальная диагностика – процедура, направленная на анализ и оценку фактического состояния объекта и меры его возможного отклонения от действующих социальных нормативов, ориентиров, образцов должного состояния или развития.

Как методологический инструментарий социальная диагностика дает необходимые знания, на основе кото­рых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально­-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социаль­ной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В издании «Социальная работа» Российский энцикло­педический словарь»[1] понятие «социальная диагности­ка» определяют, как комплексный процесс исследования социального явления в целях выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

С психологической точки зрения социальный диагноз – это суждение о том, в каком эго-состоянии находится чело­век, путем наблюдения за эго-состояниями, в которых на­ходятся другие люди при общении с этим человеком.

Социальный диагноз, выступающий как научное заклю­чение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всесторон­нем и систематическом наблюдении и изучении. Такое на­блюдение и изучение предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудо­емкий процесс, который не стандартизируется.

Общая схема методики осуществления диагностики включает в себя следующие этапы:

- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сто­рон, возможных направлений изменения и совершенство­вания;

- проведение общей диагностики: постановка задач, вы­деление состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;


- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для исследования проблем, измерение и анализ не­обходимых показателей;

- построение выводов, на основе которых делается за­ключение.

Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты корректируются путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере.

Определение диагноза – заключительный этап социаль­ной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном соци­альном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на следующих принципах.

1. Объективность. Заключается в непредвзятом рассмот­рении социального объекта, исключающем любые иска­жения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

2. Причинность. Обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограни­чиваться описанием отдельных фактов или явлений, а вы­яснить закономерности их возникновения и функциони­рования.

3. Комплексный подход. В изучении социальных явле­ний он объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосре­дованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления. Выделение от­дельных поступков, отношений, действий возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем.

4. Научная обоснованность и подтверждаемость. Они особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных лю­дей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой пробле­мы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные (методы сбора информа­ции, ее обработки и анализа, методы определения приори­тетов проблемы), так и частные (интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.).

Интервью является универсальным методом сбора и по­иска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активно­сти исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности.

Цель анкетирования – выявление конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Тестирование представ­ляет собой углубленный сбор информации при помощи анкет. Применение тестов требует специальных знаний, поэтому, как правило, с ними работают психологи и соци­альные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая имен­но информация нужна, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение раз­личной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагности­ки на всех ее этапах. Для сравнения используются нор­мативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут опреде­лить потенциальные результаты (стандарты будущего). На этих результатах будет базироваться принятие стратегиче­ских путей решения социальных проблем. В процессе диаг­ностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.

Широкое распространение получил метод ранжирова­ния альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочи­вает имеющиеся варианты решения исследуемых социаль­ных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтерна­тивных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно возможностям и условиям.

Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути ее достижения. Подцели выделяются до тех пор, пока не будет достигнут уровень на­столько конкретных целей с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные методы не исчерпывают всего много­образия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Их правильное использование открывает широкие возможности для значительного по­вышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

В истории социологии имеется богатый опыт использо­вания социальной диагностики в социологических иссле­дованиях. Так, еще в XVIII-XIX вв. во Франции, Англии и других странах проводились социологические исследова­ния с целью изучить причины бедности, изнуренности ра­бочих работой и т.п.

Диагностические методы использовал Ф. Энгельс при изучении положения рабочего класса в Англии. В XX в. они использовались представителями чикагской школы социологии.

Объектами социальной диагностики могут являться от­дельные личности, социальные группы и слои, другие со­циальные общности, те или иные объединения (например, органы управления), а также социальные процессы и соци­альные отношения. В теориях среднего уровня социальная диагностика используется как система поэтапного изучения того или иного процесса или явления (например, преступ­ности, проституции, наркомании). Результатом является выявление типичных характеристик и причин возникнове­ния такого процесса или явления для последующего приня­тия практических рекомендаций по их минимизации. В ме­тодическом плане под социальной диагностикой обычно понимают конкретные методы по установлению и оценке социальных отклонений.

Процедура диагностирования успешно используется в областях социологии права, семьи, труда, образования и др. В эпоху горбачевской перестройки термин «социаль­ная диагностика» широко использовался для выявления социальных, политических, экономических причин замед­ления темпов развития общества и перерождения социа­лизма в государственно-бюрократический строй, а также для характеристики сложившейся консервативной системы общественных отношений.

В постсоветское время сфера использования понятия «социальная диагностика» опять несколько сузилась — пре­имущественно до конкретных объектов социологического изучения в рамках специальных теорий. Социальный диа­гноз не самоцель. Он должен быть основанием для реше­ния, в том числе планового, прогнозного и др. Социальная диагностика позволяет, с одной стороны, направить усилия общества на борьбу не только с отдельными симптомами гой или иной социальной болезни, но и с ее причинами, с другой – находить ростки нового в социальной жизни.

Социальная диагностика необходима при создании лю­бого социально-экономического проекта (прогноза) как одно из условий выбора адекватных методов, средств рацио­нальной практической деятельности. Социальные диагнозы можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по объекту – распространяемые на все общество, ре­гионы, на социальные общности, в том числе локальные;

б) по времени определения – длительные (постоянно определяемые и перманентные), среднесрочные и кратко­срочные, оперативные;

в) по формообразованию – социально-политические, со­циально-экономические, социологические, социально-пра­вовые, социально-психологические, морально-этические;

г) по сферообразованию – в сфере труда, образования, науки, культуры, искусства, быта, досуга и т.д.;

д) по диапазону охвата – всесторонние (комплексные), корреляционные, односторонние;

е) по детерминации – объективно обусловленные, субъ­ективно обусловленные;

ж) по методическому обоснованию – аналитические, ги­потетические, статистические, экспериментальные.

Диагнозы социальных явлений (и позитивные, и нега­тивные) невозможно устанавливать без детерминантного анализа, без установления связей и зависимостей – прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных, внут­ренних и внешних (по отношению к объекту). Социальная диагностика, опираясь на результаты конкретных социо­логических исследований, выраженные и в количествен­ных, и в качественных показателях, не исчерпывается ими. Получаемые обобщающие показатели – только основа для последующего содержательного анализа совокупной социологической информации. Дальнейший анализ раскрывает связи статистических показателей с реальными социальны­ми процессами (например, наведение порядка и укрепление дисциплины в связи с усилением борьбы с преступностью и коррупцией и т.д.).

Социальная диагностика должна опираться на данные не только конкретных социологических исследований, но и государственной статистики, промышленной статистики, оперативной местной статистики и т.п. Свободный доступ ученых к социальной статистике, оперирование ее данными при социальной диагностике позволяет сосредоточить вни­мание на выявлении и решении наиболее сложных вопро­сов, знакомить с ними общественность и т.д. Закрытость информации резко ограничивает возможности в выявлении отрицательных тенденций, в поисках адекватных средств их преодоления. Создание широкой информационной базы – основное условие развития социальной диагностики. Ее от­сутствие ведет к формированию в общественном сознании полуправдивых, а иногда и ложных представлений о жизни общества.

В настоящее время социальная диагностика получила наибольшее развитие в практике менеджмент-консалтинга. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации в целях поиска и оценки ее проблемных точек. К ним относятся организационные противоречия (внутри организации по «горизонтали» и «вертикали», во взаимоотношениях с внешней средой – вышестоящими или аналогичными организациями, администрацией райо­на, города и т.д.), трудности (препятствия, дефициты), не­определенности в целях, связях, нормах и т.п.

Один из методов социальной диагностики – позицион­ный анализ. Его задача – выявление различий в интересах, представлениях о ситуации, целях различных групп (корпо­ративных, социально-психологических, профессиональных и др.), их суждений как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Используются также игровые методы социальной диагностики, так называемое исследо­вание действием. Наиболее часто используемый способ по­лучения информации для социальной диагностики – диаг­ностическое интервью с ключевыми лицами организации. Правда, этот способ имеет недостаток: информация черпа­ется из высказываний, которые отражают индивидуальное видение ситуации конкретными респондентами, поэтому его необходимо дополнять другими методами исследова­ния, в том числе изучением самих социальных процессов.

Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего это принцип объективно­сти, который следует рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, исследователь не должен зависеть от влия­ния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно от­вергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью.

Социальный диагност может осознанно или неосознан­но искажать действительную картину, ведь, разумеется, ему не хочется получить подобную реакцию. Однако, искажая результаты диагностики, он блокирует возможность кор­рекции социальной патологии, которую он исследовал.

Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию внутренних факторов на результаты проводимо­го им анализа. Под внутренними факторами понимаются собственные предрассудки работника, незнание, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с вышесказанным необходимо также исполь­зовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, еди­ничных фактов и случайностей. Чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпири­ческие данные основательной теорией, сопоставлять сведе­ния, полученные по различным каналам.

В связи с этим необходимо применять принцип систем­ности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, г.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а нескольки­ми, часто даже системой, рядом причин.

Специфический принцип диагностики в социальной ра­боте – принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опо­средования социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента.

Уровни социальной диагностики выделяются в соот­ветствии с решаемыми на этих уровнях задачами, исполь­зуемыми средствами и методами, кроме того, можно вы­делить уровни социальной диагностики в соответствии с организационно-управленческой структурой страны.

Проведение социальной диагностики непосредственно в учреждениях социального обслуживания населения по­зволяет наиболее тесно взаимодействовать с клиентами, наиболее всесторонне изучить социальное функциониро­вание на локальном и индивидном уровнях.

В случае если специалист проводит социальную работу непосредственно с клиентом, функции социальной диагно­стики изменяются. Главной ее целью становится определе­ние социальной проблемы клиента и нахождение верных средств ее разрешения. В связи с этим широко используют­ся в первую очередь микро-социологические, социально-пси­хологические, педагогические диагностические процедуры.

Социальная ситуация клиента всегда уникальна, непо­вторима, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных. Данные технологии в значительной степени определяются не только знаниями, но и умениями и навыками. Их изу­чение не может основываться только на усвоении теории. Необходима передача технологий, наставничество опытных специалистов и практическое научение начинающих.

Таким образом, социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным социальным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и со­циального обслуживания.

Как уже говорилось, на уровне непосредственной со­циальной работы с клиентом функции социальной диагно­стики несколько изменяются. Ее главной целью является определение социальной проблемы клиента и нахождение необходимых средств для ее разрешения. Обеспечение со­циальной политики на местном, региональном или, тем бо­лее, федеральном уровне также входит в компетенцию со­циального работника, однако отнюдь не в первую очередь.

Социальный работник использует данные общесоциоло­гических методов, масштабных исследовательских техноло­гий, но при этом они создают фон, на котором проявляется (и с которым сравнивается) конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микро-социологические, социально-психологические, пе­дагогические диагностические процедуры. В профессио­нальном отборе самих социальных работников широко используются специальные методики или специальная ин­терпретация психологических методик.

На более высоких уровнях социальная диагностика может быть отдельной, специальной отраслью деятель­ности, профессионально осуществляемой сотрудниками, для которых социальная диагностика – это их единствен­ная работа. Они интерпретируют собранные ими данные. Возможна также внутренняя дифференциация: сбор дан­ных производят одни подразделения или организации, ин­терпретацию – другие. По итогам этой работы могут быть предприняты какие-либо действия, но это не обязательно. В социальной работе диагностика – необходимая стадия технологического процесса в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.

Можно предположить, что у некоторых людей могут существовать более или менее развитые способности, даже талант к этой разновидности социальной деятельности, что вместе с обучением предопределяет большую или меньшую успешность профессионала.

Еще одна особенность диагностирования — ограничен­ное использование количественных соотношений и мате­матических методов. Пока еще не слишком развиты ин­струментальные технологии, что связано как с недолгим сроком развития социальных технологий вообще и диагно­стических в частности, так и с тем, что для социального ра­ботника он сам является основным инструментом изучения и преобразования социальной ситуации. Если можно при помощи несложного прибора измерить клиенту давление и определить важные показатели его здоровья, то измерить давление внутрисемейных или внутригрупповых противо­речий достаточно сложно.

Независимо от применяемых ме­тодов технологические процессы в социальной диагностике сходны по структуре. Отдельные элементы структуры ме­няются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам проб­лемный индивид может не осознавать того, что проблема имеется (ребенок, умственно отсталое лицо, алкоголик или наркозависимый человек, не рассматривающий свое состоя­ние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью).

Поэтому сотрудники социальных служб не должны «довольствоваться» только клиентами, которые пришли в учреждение социального обслуживания. При всех организационных и прочих сложностях в функ­ции территориального центра входит выявление социаль­ных проблем на подведомственной территории.

Если наличие трудной жизненной ситуации констати­ровать достаточно просто, то определить ее сущность, при­чину и пути выхода из нее, как правило, совсем не просто. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют на­выки серьезного социального анализа, большинство из них приучено к поиску простых, однозначных ответов на труд­ные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому сле­дующей стадией диагностического процесса является сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе спе­циалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетическими методами можно определить время, истоки и причины зарождения социальной пробле­мы, проследить ее состояние на разных стадиях жизни кли­ента. Множество социальных патологий имеют наследствен­ную природу или, по крайней мере, социально наследуются. Мы не можем сказать, связано ли пьянство и алкоголизм индивида с пьянством его родителей или прародителей, яв­ляется ли это пьянство и алкоголизм результатом врожден­ных биологических предпосылок, унаследованных от пред­шествующих поколений. Возможно, это влияние семейного алкогольного образа жизни. Различные специалисты по-разному трактуют этот вопрос. Однако с уверенностью можно говорить о том, что личностные черты, которые спо­собствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), переходят по наследству. Наследуются многие за­болевания, в том числе психические. Врожденные предпо­сылки лежат в основе темперамента, многих черт характера, интеллектуального статуса индивида.

Еще более значим вопрос о социальной наследствен­ности. Непроизвольно, даже не желая того, индивиды воспринимают язык и способы мышления своего этноса, моральные нормы и типы эмоциональных реакций свое­го общества, предпочтения и предрассудки своей семьи. Подростковый бунт, эмансипация от воспринятых уста­новок, свойственная взрослому, сознательное отношение к ним и самовоспитание способны произвести в индивиде огромные изменения. Внешне они настолько значительны, что люди недооценивают значения тех психических об­разований, которые они впитали в раннем детстве в семье и ближайшем социальном окружении.

Однако анализ по­казывает, что в конечном счете консервативные элементы сознания возобладают и отношение к миру у человека на исходе «второго возраста» (окончание периода взрослости, переход к состоянию пожилого) на 80% определяется тем, что было воспринято человеком в детстве. Интернатные учреждения для детей можно рассматривать в этом смысле как квазисемью; примитивные, деформированные нормы взаимоотношений, воспринятые там, выросшие выпускни­ки детских домов пытаются перенести на свои собственные семьи, что часто ведет к их распаду.

Сведения о генезисе социальной проблемы собираются при помощи методов социальных (семейных) биографий, при помощи метода генограммы, особенно часто используе­мого в социальной работе с семьей, и т.д. Социальный ра­ботник целенаправленно собирает сведения, расспрашивая клиента и (или) его близких; иногда необходимо использо­вать архивные данные (например, в случае противоправно­го поведения кого-то из предшествующего поколения, на­личия заболеваний родителей или прародителей). Конечно, в таких беседах (их может быть несколько) нужно быть так­тичным и руководствоваться правилом разумной достаточ­ности. Следует учитывать, что клиенты могут болезненно воспринимать лобовые вопросы о девиантном поведении, негативных привычках или своих заболеваниях (либо за­болеваниях своих близких), кажущихся им постыдными. Информация может быть получена косвенным путем, при помощи обобщающих расспросов; сбор данных требует установления доверительности между специалистом и кли­ентом. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимы и достаточны: их объем должен с максимальной полнотой очерчивать проблему, не остав­ляя ее нераскрытых сторон, но исключая избыточность ма­териала для анализа.

Следует также помнить, что даже самое шокирующее поведение родственников, предков, близких – это не по­вод для того, чтобы выносить приговор самому опрашивае­мому: сын или внук алкоголика совсем необязательно сам станет алкоголиком, родственник преступника не обречен совершать преступления. Человек может отвечать (юри­дически и морально) только за свое поведение, и то лить в том случае, если он обладает достаточным интеллектом и самосознанием, чтобы оценить его и управлять им.

Структурно-функциональными методами диагностики можно получать данные о текущем состоянии социаль­ной проблемы, о строении социального объекта и связях между его различными элементами, о его функциональ­ности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно к анализу групповых кли­ентов – семьи, школьного класса, трудового или студенче­ского коллектива. Даже в случае индивидуальной работы, диагностики личности необходимо изучить ее социальную сеть, ее функционирование в социальном окружении, на­конец, внутреннее состояние, структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутренних эле­ментов, согласование или рассогласование социальных ро­лей и т.д.

В арсенале социального работника — в первую оче­редь наблюдение, которое позволяет узнать оценку ситуа­ции клиентом, познакомиться с его (их — в случае рабо­ты с группой, семьей) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист принимает как вербаль­ное (словесное) сообщение, так и невербальную информа­цию, которую он воспринимает через мимику и интонацию клиента, его жесты, язык его тела. Эти два потока инфор­мации, как правило, не совпадают.

Первый – это самопрезентация клиента, подчиняющаяся некоторым социальным правилам или предрассудкам даже в том случае, если кли­ент не заинтересован в сознательном обмане. Каждый чело­век в коммуникативном взаимодействии скрывает какие-то черты характера своей личности, которые он считает своими слабостями или которые полагает нежелательными в данной коммуникации. По общему правилу каждый хо­чет выглядеть лучше и проявить свои наиболее привлека­тельные качества. Однако в конкретных условиях привле­кательными для клиента могут считаться именно слабости. Кроме того, черты демонстративности в характере кли­ента позволят ему с большим артистизмом, видимой ис­кренностью и убедительностью создавать желаемый об­раз, чтобы манипулировать специалистом, оказывающим помощь.

На этом этапе специалист может прибегнуть к инстру­ментальным методам, к групповым диагностическим мето­дикам. Психология, социальная психология, прикладная социология располагают целым арсеналом методик, кото­рые позволяют получить соответствующую информацию об индивиде и его социальной ситуации. Эти методики различаются по многим показателям: для применения специализированных методик недостаточно той профес­сиональной подготовки, которую получает специалист по социальной работе, требуется специальное обучение, иног­да с привлечением зарубежных инструкторов. Другие ме­тодики, тоже весьма надежные, предусмотрены требова­ниями государственного профессионального стандарта обучения специалиста по социальной работе.

Ряд методик требует наличия компьютерной техники для сбора и об­работки информации, другие же методики более непри­хотливы, ими можно пользоваться на выезде, на дому у клиента. Специалисты по-разному оценивают валидность имеющихся методик и их эффективность. Выбор инстру­ментария обусловливается не только потребностями кли­ента или имеющимися организационными и техническими возможностями, но и личными пристрастиями и умениями социального работника.

Важное значение на данном этапе имеет также привле­чение к диагностике специалистов смежных областей дея­тельности.

В некоторых случаях привлечение юристов, сотрудни­ков органов внутренних дел помогает определить право­вой статус клиента – например, отличить действительного беженца от профессионального нищего, который пользует­ся такой маской для своего промысла. Если знаний само­го специалиста по социальной работе недостаточно, чтобы разобраться в некоторых казусных случаях правового по­ложения клиента, юрист, опираясь на непоследовательное существующее законодательство, сможет найти правовые основания для защиты социальных прав клиента.

Наконец, в ряде случаев ему предлагается обращение к врачу, что особенно актуально для лиц с ограниченными возможно­стями; медицинское заключение также используется в ходе социальной диагностики клиента. Конечно, было бы заме­чательно, если бы каждый гражданин в результате регуляр­ной диспансеризации хорошо знал состояние своего здоро­вья и мог своевременно реагировать на его ухудшение, но ситуация как в социальной сфере в целом, так и в здраво­охранении в частности исключает возможности постоянно­го контроля за самочувствием людей, поэтому социальный работник на основе знакомства с медико-социальными дис­циплинами, жизненного опыта и субъективных жалоб кли­ента должен уметь делать заключение о наличии или от­сутствии медицинских проблем и острой или отложенной необходимости обращения в медицинское учреждение.

Собранные таким образом сведения анализируются, т.е. данные сопоставляются, сортируются на важные и мало­значащие, признаки дифференцируются. Например, такие явления, как депривация, эскапизм, расстройства общения, могут являться следствием различных социальных про­цессов, поэтому при анализе данных причины и следствия рассматриваются с разных сторон. Как правило, собранные данные редко бывают непротиворечивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию; каждый случай несет в себе несколько типов социальных проблем.

Поэтому в ходе наиболее важной стадии – постановки социально­го диагноза – специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента. Он также ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную или ключевую, от которой зависит решение других проблем или которая может быть решена на данном уровне наших возможностей или при данном уровне наших знаний.

Социальный диагноз не может считаться окончатель­ным, пока специалист работает с клиентом. В процессе взаи­модействия могут всплыть факты, которые заставят если не пересмотреть, то скорректировать сделанное заключение, разрешение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или про­сто отодвинуты на задний план той проблемой, которая казалась первоначально самой актуальной.

Поэтому соци­альную диагностику как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней нужно применять на протяжении всей деятельности по оказанию помощи клиенту. Кроме того, социальная диагностика используется по окончании процесса трансформации личности или раз­решения ситуации клиента, если он нуждается в социаль­ном надзоре (излеченные алкоголики, лица, совершавшие попытки суицида, замеченные в недостаточном попечении своих детей, и т.д.).

Социальная диагностика – это наиболее общая комп­лексная социальная технология, пронизывающая социаль­ную работу и социальное обслуживание на всех этапах их осуществления. Специалисты по социальной работе в лю­бой отрасли деятельности обязаны владеть научными зна­ниями и навыками, позволяющими вести диагностическую деятельность.


[1]Социальная работа. Российский энциклопедический словарь / под общ. ред. В. И. Жукова. М., 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...