Глава 7. Общее образование
Статья 63. Общее образование
1. Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
2. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
3. Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 4 настоящей статьи. Среднее общее образование может быть также получено в форме самообразования.
4. Основные общеобразовательные программы реализуются дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, осуществляющими лечение и (или) оздоровление детей, организациями, осуществляющими социальное обслуживание детей.
Основные общеобразовательные программы могут реализовываться профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, а также образовательными организациями дополнительного образования в случаях, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона.
5. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
При выборе родителями (законными представителями) формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
2. Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и координируют бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством финансового обеспечения деятельности соответствующих консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Статья 65. Родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях
1. Реализация образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации может сопровождаться осуществлением присмотра и ухода за детьми, включающего в себя организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также организацию режима дня.
2. За присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях с родителей (законных представителей) может взиматься установленная учредителем такой образовательной организации плата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативными затратами на осуществление присмотра и ухода за детьми в образовательной организации, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат.
За присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается.
4. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не меньшем, чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, – на первого ребенка; 50 процентов – на второго ребенка; 70 процентов – на третьего ребенка и последующих детей.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
5. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося: формирование у него нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, на овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, на развитие его склонностей, интересов, а также способности к социальному самоопределению.
3. Среднее общее образование направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе профильности, дифференциации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
4. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Требование обязательности основного общего и среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
5. Освоение образовательной программы начального общего образования завершается промежуточной аттестацией обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся; образовательных программ основного общего и среднего общего образования – итоговой аттестацией обучающихся по указанным образовательным программам.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные организации обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего и основного общего образования, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по образовательным программам компенсирующей направленности или продолжают получать образование в иных формах получения образования или формах обучения.
Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах получения образования или формах обучения.
6. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся (интернат), а также группы продленного дня.
За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня с родителей (законных представителей) может взиматься установленная учредителем такой образовательной организации плата, если иное не установлено законодательством об образовании.
7. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.
Порядок оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в лечебно-профилактических учреждениях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.
Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа и условия их пребывания в таких организациях определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Статья 67. Организация приема в образовательную организацию для получения общего образования
1. Прием граждан для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственные, муниципальные образовательные организации и в частные образовательные организации, в которых финансовое обеспечение основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на общедоступной и бесплатной основе.
2. Прием на обучение детей в образовательных организациях по образовательным программам дошкольного образования начинается с достижения ими возраста двух месяцев, по образовательным программ начального общего образования – с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательные организации для обучения по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
3. Правила приема детей в государственные и муниципальные образовательные организации и частные образовательные организации, в которых финансовое обеспечение основной общеобразовательной программы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в муниципальные образовательные организации для обучения по основным общеобразовательным программам должны также обеспечивать территориальную доступность муниципальной образовательной организации для граждан, проживающих на закрепленной органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов за этой организацией территории и имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и статьей 90. В случае отсутствия мест в такой образовательной организации родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
4. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме (переводе) в образовательные организации, указанные в части первой настоящей статьи, для получения общего образования не допускается, за исключением следующих случаев. Прием граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств или спорта, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусств или физической культуры и спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. Прием граждан в образовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне может осуществляться с учетом результатов освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования.
Статья 68. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования
1. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, могут быть установлены:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы среднего общего образования; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, для лиц, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) при получении основного общего образования и среднего общего образования и выбравших экзамен по родному языку и родной литературе для прохождения государственной (итоговой) аттестации.
2. При проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, используются экзаменационные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы).
Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Лица, привлекаемые к проведению государственной (итоговой) аттестации, а в период проведения государственной (итоговой) аттестации также обучающиеся, проходящие государственную (итоговую) аттестацию, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в контрольных измерительных материалах сведений.
3. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, гражданам предоставляется право присутствовать в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации этих обучающихся и направлять информацию о нарушениях, допущенных при проведении государственной (итоговой) аттестации и выявленных этими гражданами, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей проводится по их заявлениям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, установленном положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Формы и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе порядок проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляций, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 69. Единый государственный экзамен
1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки достижения обучающимися требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования контрольных измерительных материалов.
2. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. За пределами территории Российской Федерации единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с учредителями российских аккредитованных образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее – участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.
4. Лицам, освоившим основные образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
5. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации высшего образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.
6. Форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными организациями, в которых реализуются образовательные программы среднего общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными организациями, реализующими образовательные программы бакалавриата (академического, прикладного) и программы подготовки специалиста, как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|