Куревина, О.А., Лутцева, Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.А. куревина, Е.А. Лутцева. – 2 – е изд., перераб. – М.: Баласс, 2013. – С. 5 – 6. (программа «Школа 2100»).
Цель деятельности учителя
Способствовать развитию логического мышления, формировать умения наблюдать, находить нужную информацию
Тип урока
Рационально-логический
Планируемые образовательные результаты
Предметные: познакомиться с разными видами и способами изображения (рисунок, схема); научиться самостоятельно организовать рабочее место, работать по схеме, изготавливая планер; вносить изменения в конструкцию планера.
Метапредметные:
- познавательные: учащиеся делают предварительный отбор источников информации;
- регулятивные: выполняют практическую работу по составленному совместно с учителем плану с опорой на схему;
- коммуникативные: слушают и понимают речь других, доносят свою позицию до одноклассников.
Личностные:оценивают жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Презентация: рисунки летательных аппаратов, птиц, насекомых, схемы изготовления планера, самолета-истребителя.
Схемы – с. 6 учебника.
Материалы и инструменты
Листы бумаги формата А4, цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
1. ММотивирование к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся на выполнение предстоящей работы.
- По домашнему заданию, которое было вам дано к сегодняшнему уроку, вы, наверное, уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься. Как бы вы сформулировали тему урока?
- Вы правы, мы будем говорить о полетах и тех, кто летает, и о том, что летает, а тема нашего урока – «Все начинается с замысла». Почему так звучит тема нашего урока, я думаю вы сами скажете чуть позже.
Слушают, обсуждают готовность к уроку
Полет.
Летательные аппараты.
Фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; желают учиться; положительно относятся к школе, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
коммуникативные: слушают и понимают речь других, доносят свою позицию до одноклассников.
Устный опрос
2.Актуализация знаний. Изучение нового материала
Актуализация знаний о летательных аппаратах, птицах.
Беседа о том, как появились летательные аппараты.
Анализируя легенду об Икаре, выясняют, почему тема урока называется «Все начинается с замысла», как появляется замысел
Ученики рассказывают, какую информацию они нашли о летательных аппаратах.
- Какие летательные аппараты вы знаете?
- Почему они так называются, в чем особенность всех летательных аппаратов?
- Как появились летательные аппараты и как давно?
- Первые летательные аппараты появились давно и о их существовании мы знаем из легенд, например, легенда об Икаре.
- Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и Дедал просил: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут». Но уже во время перелёта в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийское. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном по его имени Икария
- Как вы думаете, что натолкнуло Дедала на мысль о полете?
Рассмотрите рисунки летательных аппаратов, птиц. Что их объединяет?
- Кто может объяснить, почему тема нашего урока «Все начинается с замысла»?
- А как появляется замысел, на основе чего? Например, как вы думаете, на основе чего появился замысел крыльев у Дедала?
- Расскажите, где и какую информацию вы нашли о летательных аппаратах.
Учащиеся слушают, рассуждают, отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
Самолет, вертолет, ракета, космический корабль.
Передвигаются по воздуху, летают.
Сделал человек.
Полет птиц и насекомых. У всех у них есть крылья, которые держат их в воздухе, поэтому и мастер Дедал, чтобы по воздуху сбежать из плена, сделал крылья. У летательных аппаратов тоже есть крылья.
Прежде чем сделать что-то, сначала появляется замысел, он появляется в голове у человека.
Дедал видел, как летают птицы, он догадался, что птицы держатся в воздухе на широких крыльях и сделал крылья для себя.
Рассказы детей о самолете, вертолете, планере, показ иллюстраций.
Фронтальная
Индивидуальные ответы
Познавательные:отвечают на вопросы, делают выводы на основе сравнения, осуществляют поиск необходимой информации. Дают понятие летательного аппарата, выясняют отличительные особенности летательных аппаратов; расширяют сведения о летательных аппаратах.
Личностные:оценивают жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Устный опрос
3.Ана-лиз образца изделия
Рассматри-вают и анализируют изображения птиц, летающих насекомых на странице учебника и имеющиеся у учителя.
Рассматри-вают рисунки самолетов, выясняют, из каких частей они состоят и каково их назначение, выясняют, как внешний вид связан с техническими характеристиками.
Анализ модели самолета
Рассматривание схемы изготовления модели самолета, выясняют, как изготовить модель самолета
- Что общего у птиц, летающих насекомых и летательных аппаратов?
- Назовите птиц, которых вы видите на рисунках.
- Какие крылья у орла? В чем особенность полета орла?
- Какие крылья у синицы, воробья? Замечали, как они летят?
- Как вы думаете, почему орел может парить, а, например, воробей - нет?
- Рассмотрите рисунки самолетов. Что это за самолеты.
- Назовите части самолета, как они выглядят, каково их назначение?
- Что это за самолет?
- В чем внешние отличия высокоскоростных самолетов и малой авиации?
Вспомните орла.
- Рассмотрите модели самолетов, выполненные из бумаги. Как вы думаете, какая из моделей сможет дольше быть в воздухе, почему так думаете?
- Назовите и покажите на модели части самолета.
- Каким способом изготовлена модель?
- Из скольких частей состоит модель?
- Как вы думаете, какой формы надо взять лист бумаги для изготовления этой модели?
- Рассмотрите схему, объясните, что изображено.
Учащиеся наблюдают, анализируют, рассуждают.
Предполагаемые ответы:
- Крылья.
- Орел, синица ….
- Орел может парить в воздухе, взмахи крыльев редкие
- Маленькие крылья, взмахи частые.
- Широкие крылья как бы поддерживаются воздухом, опирается ими о поток воздуха. Крыло воробья маленькое, оно не может удержать воробья, поэтому он им часто взмахивает, как бы отталкивается от воздушной массы.
Высокоскоростной самолет
- Фюзеляж имеет вытянутую форму, в нем размещается экипаж, пассажиры или груз.
Крылья – длинные и узкие – поддерживают равновесие, Киль – руль поворота, стабилизатор - руль поворота
- Маленький самолет, скорость невысокая, летает низко.
Площадь крыльев у самолетов с низкой скоростью большая, что позволяет им держаться в воздухе даже при низкой скорости.
- Широкие крылья – значит сможет пролететь больше.
- Сгибание и складывание.
- Из одной.
- Прямоугольной
Фронтальная работа
Познавательные:отвечают на вопросы, делают выводы на основе сравнения, осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий, работы с иллюстрациями.
Коммуникативные: слушают и понимают речь друг друга
Устный опрос
4.Пла-нирование предстоящей работы
Совместно определяют последовательность действий.
1.Приготовить лист бумаги.
1. Выполнить сгибы по схеме.
2. Апробировать.
Коллективно составляют последовательность работы
Фронтальная
Регулятивные:совместное планирование предстоящей работы
Устный опрос
5.Само-тоятельная работа
Ученики самостоятельно по схеме изготавли-вают модель самолета
При необходимости учитель оказывает помощь учащимся
Индивидуальная самостоятельная работа
Индивидуальная
Познавательные:самостоятельно работают по схеме, выполняют регулировку модели.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, прогнозируют результаты своих действий.
Практическая работа, апробация моделей
6.Итоги урока, рефлексия
Обобщающая беседа
Апробация моделей в действии
- Что значит «замысел»?
- Почему мы начинаем работу с замысла?
- Что стало толчком к замыслу летательных аппаратов?
- Оценить самолет можно только в полете. Запуск моделей.
- От чего зависит дальность полета модели самолета?
Отвечают на вопросы
Выполняют центровку моделей самолета
Личностные:понимают значение знаний для человека.
коммуникативные: слушают и понимают речь других, доносят свою позицию до одноклассников.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние от выполненной работы
Устный опрос.
Запуск моделей, выполнение центровки.