Принципы типологизации религий
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 История религиозных верований - это часть истории человечества в целом. Данные археологии и этнографии позволяют утверждать, что простейшие формы верований возникают с появлением человека разумного. В ходе дальнейшего развития у разных народов складывались и развивались отличные друг от друга религиозные системы, но в то же время их эволюция подчинялась определённым общим закономерностям. Для того, чтобы систематизировать всё разнообразие религий и провести их сравнительный анализ им нужна типологизация. Типы религий отражают самые общие для некоторых религий признаки, поэтому любая типология достаточно условна, но при этом, она помогает дать грамотный анализ большинства религиозных систем. Самые популярные типологизации выделяют религии по: ) Историко-стадиальному развитию этносов; 2) По объекту веры. · Историко-стадиальное развитие этносов. Согласно этой типологизации, выделяют: Родоплеменные религии (ранние формы религии) - это религиозные верования и практики, свойственные людям родоплеменного общества (к примеру, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, культ вождя, культ племенного бога, шаманизм); Национальные религии - это религии, распространяемые в границах одного народа. С развитием общественных отношений на смену родоплеменным общностям приходит территориальное объединение. Начинается всё большая дифференциация внутри общества, появляется государственная власть, и ранние формы религии сменяются национальными. Но национальные религии включают в себя большинство элементов родоплеменных. Национальные религии: · Возникают путём слияния родоплеменных религий. При этом главными объектами религиозного культа становятся объекты, почитаемые или наиболее многочисленным племенем или наиболее могущественным (у кого сосредоточена власть);
· Распространены в границах одного этноса; · Идейно сплачивают народ в единое целое - выражают идею превосходства своего народа над другими; · Строгая система религиозных предписаний и запретов, что отделяет представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей; · В качестве объекта религиозного почитания - национальные (часто мифические) герои, географические места (священные рощи, горы, города и т.п.). Мировые религии - это религии, распространившиеся среди народов различных стран и континентов. Мировые религии: · Объединяют крупную общность людей; · Имеют последователей во многих странах и среди различных этносов; · Имеется четкая религиозно-философская школа с несколькими, но сходными течениями; · Влияют на ход развития мировой истории и мирового искусства; · Культура мировой религии в разных регионах имеют разные черты; Мировые религии появляются в эпохи великих исторических поворотов, когда идёт переход от одних общественных отношений к другим. Буддизм появляется в 6 в. до н.э., когда в Северной Индии расшатывается сословный варно-кастовый слой. Христианство возникает в 1 в. н.э., когда в восточных провинциях Римской империи начинается кризис рабовладельческого строя и идёт переход к феодализму. Ислам возникает в 7 в. н.э., когда в Западной Аравии идёт переход от первобытного к классовому обществу. Кроме того, они формируются в условиях складывания мировых империй, когда появляется потребность дополнить мировую империю мировой религией, которая смогла бы дать общие идеологические основания жителям разных регионов этой империи. Прозелитизм - готовность принимать новых приверженцев и активная пропагандистская деятельность, обращение к людям разных этносов и социальных групп.
В становлении и развитии мировых религий огромную роль играет основатель или группа основателей, которые смогли объединить вокруг себя и повести за собой массы. · По объекту веры выделяют два вида религии анимистические и теистические религии. Анимистические религии не содержат идею богов или бога, основываются на вере в духов и души. Духи от божеств отличаются следующими чертами: духи живут в том же мире, что и люди, а божества обитают в особом мире, недоступном для обычных людей; образ божества более конкретен, чем образ духа; духов намного больше, чем богов, поэтому духи безымянны. В условиях поздне-родового строя, духи могут становиться более конкретными, наделяться именами и выполнять определённые функции - это начало перехода к теистическим религиям. Теистические религии основаны на вере в богов или единого Бога (политеизм, супремотеизм, генотеизм, монотеизм). Политеизм - система религиозных верований, основанная на представлении о многобожии, вера во многих богов, все национальные религии Древнего мира были политеистическими. В современном мире к политеизму относится индуизм, синтоизм, конфуцианство. Супремотеизм - почитание многих богов, но при приоритете одного. Генотеизм - почитание одного бога, но признание существования множества богов (зороастризм). Монотеизм - представление о существовании единственного Бога. Таким образом, если сравнивать эти две типологизации, то становится очевидно, что родоплеменные религии в большинстве своём анимистические, национальные религии изначально политеистичны, но затем некоторые из них приходят к идеям монотеизма. Кроме того, иногда ученые говорят о религиях без бога и даже без духов - это те доктрины, которые обходятся без божеств в узком понимании этого термина (буддизм, конфуцианство, даосизм). Но, так как в них придается большое значение духовной жизни человека, они указывают путь, который помогает избежать страданий, многие их последователи воспринимают эти доктрины как религиозные.
Заключение Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии - религия. Религия описывает мир как целое и человека как часть мира, формулирует наиболее общие программы (мировоззрение).
Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение - это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация. Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности. Религия является той формой мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Таким образом, религиозное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему, представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с. 2. Андрейченко, Г.В. Философия [Текст] / Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева (и др.). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с. . Беляев, И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение / И.А. Беляев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/09/pdf/29.pdf . Богомолов, А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса [Текст] / А.С. Богомолов, Т.И. Ойзерман. - М.: Изд-во МГУ, 1983 . Васильева, Т.С. Основы философии [Текст] / Т.С. Васильева. - Пермь.: Изд-во Томского ун-та, 1991. - 276 с. . Гусейнов, А.А. Великие моралисты [Текст] / А.А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995. - 351 с. . Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания [Текст] / Т.Я. Дубнищева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 608 с. . Крапивенский, С.Э. Социальная философия [Текст] / С.Э. Крапивенский. - Волгоград.: Комитет по печати, 1996. - 352 с. . Яблоков, И. Н. Основы религиоведения [Текст] / И.Н. Яблоков, Е.В. Рязанов, А.Н. Красников (и др.). - М.: Высшая школа, 2011. - 480 с. . Яскевич, Я.С. Основы философии [Текст] / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - Минск.: Высшая школа, 2009. - 268 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|