Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное восприятие и понимание людьми друг друга 18 глава




Начало школьной жизни вызывает снижение самооценки у всех людей. Это свидетельствует о том, что пребывание в шко­ле рассчитано не на эмоциональное развитие, а лишь на разви­тие познавательное.

На основе современных научных данных мы можем с доста­точной уверенностью утверждать, что связь между успеваемос­тью школьников и их представлениями о своих учебных способ­ностях носит характер взаимовлияния. Успехи в учебе способ­ствуют росту самооценки, а самооценка, в свою очередь, воздей­ствует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. Таким образом, низкая самооценка подрывает уверенность школь­ника в своих силах и формирует у него низкий уровень ожида­ний, а низкая удпеваемость снижает самооценку. Некоторые ис­следователи указывают, что в возрасте девяти лет самооценка детей резко падает, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогенных для ребенка факторов и о том, что школьная орга­низация в целом никак не ориентирована на создание для уча­щихся благоприятной эмоциональной атмосферы

3.7. Подростковый возраст

А. Гезел, американский психолог, описал особенности био­логического созревания, интересов и поведения детей в юношес­ком возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16).

10лет —ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со'сверстниками.

12лет —ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отно­шение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, рас­тет влияние сверстников, заботится о внешности, растет инте­рес к противоположному полу.

13 лет — подросток. Обращенность внутрь (ннтровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относит­ся к родителям, избирателен в дружбе.-

14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя, и сравнивает с героями.

15 лет —подросток. «Приобретаются» индивидуальные раз­личия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, нача­ло сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает мес­то жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятель­ность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА(11 — 14лет)

— Интенсивное половое созревание и развитие.бурная физиологическая перестройка организма

—Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений

— САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам родителей и учителей)

— ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости " завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании

— Формирование САМООЦЕНКИ. ХАРАКТЕРА;

— Возможно возникновение акцентуаций характера и ЦЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения

— Формирование собственных взглядов, протест против диктата взоослых, самостоятельный выбор референтной группы

—Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению г ровесникам

— Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, коперированию абстрактными понк иями

Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено

Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость

Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения

— Появление сексуальных влечений и интересов

— Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего "Я", эгоидентичности

— Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей

— Центральное личностное новообразование — возникает «чувство взрослости»

второе психологическое рождение ребенка«страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они)

— Новообразования:

• возникновение социального сознания и самосознания;

• самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни)

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазыва­ет индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Юношеский возраст (девочек с 13 до 19 лет, мальчиков с 14 до 22 лет) — это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период про­исходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построе­ние своей жизни, постоянное врастание в различные сферы обще­ственной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый делит юность на две фазы:

14—17 лет — главная проблема Кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости
17—21 лет Кризис оторванности — чувство одиночества

Бюлер выделяет 2 фазы переходного возраста: 1) негативную 2) позитивную:

Негативная Позитивная
Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность). Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхопии Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости
У девочек с 11—13 лет Мечтает, испытывает влюбленность
У мальчиков с 14—16 лет Мечтает, испытывает влюбленность

Согласно теории Левина, важнейшими процессами пере­ходного возраста являются расширение жизненного мира лич­ности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его поло­жения. Это проявляется в психике, для которой типичны внут­ренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Выделяют следующие типы самоотношения подростка: I. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе, прежде всего, те каче­ства, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отноше ние к себе с преобладанием чувства неполноценности и само неприятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных кон тактов вне семьи родительские оценки становятся единствен

ными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними.

2. Смешанная самооценка, в которой существуют противоре­чивые компоненты: один — это формирующийся у подрост­ка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социаль­ного взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее ребенку удается в некоторой степени разре­шить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи по­зволяет ему испытывать необходимое чувство самоуваже­ния, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатиго и чувство близости с родителями.

3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называет бесхарак­терностью. Поскольку для подростка этого возраста по-пре­жнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради со­хранения чувства «Мы» им воспроизводится негативная оцен­ка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послуша­ние означает отказ от автономности и утрату собственного «Я»: Переживания этого конфликта как невозможность от­вета требованиям родителей и сохранения своего «Я» приво­дили к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.

4. Подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не ре­альную оценку родителей, а их идеализированные ожида­ния.

5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований при­водит к очень напряженным отношениям в семье.

6. Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожи­даемая оценка значительно выше самооценки, хотя реаль­ная родительская оценка является негативной. Игнорируя ре­альное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское от­ношение так, как если бы он был любим и ценим. Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских

конфликтов связана с родительским переживанием утраты бли­зости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.

Можно установить некоторые механизмы воздействия ро­дительского отношения на самооценку ребенка. При сим­метричном стиле общения арсенал средств общения, ис­пользуемый родителями, направлен на поддержку инициативы подростка, его уверенности в себе и чувства принадлежности к

семейному «Мы». Формируется система собственных критериев самооценивания, идет развитие в направлении независимости. Самоотношение становится менее хрупким, более стабильным. ' При «асимметричном» стиле посредством «маневров» и «лову шек» ребенку навязывается представление о себе как о слабом, неспособном самостоятельно мыслить и действовать. Следует отметить, что ребенок не пассивно относится к конфликту с родителями, а активно борется за «выживание», поддержку и сохранение самоуважения.

Выделено несколько ответных тактик, развиваемых ребенком против родительского насилия: так, в ответ на родительское доми­нирование ребенок отвечает открытой или скрытой борьбой за ли­дерство, вплоть до использования таких приемов, которые исполь зовали родители по отношению к нему. Другая тактика — отказ от борьбы, утаивание своей позиции, принятие на себя роли потер­певшей жертвы. И, наконец, третья тактика состоит в противопо­ставлении «жестко отклоняющему* родительскому поведению соб­ственного «защитного», приглашающего к сотрудничеству.

В заключение отметим, что в каждом возрасте происходят процессы адаптации, индивидуализации и интеграции.

Фазы развития личности в преддошколъном (раннем) возрас­те имеют следующие результаты: первая — адаптацию на уров­не освоения простейших навыков, овладения языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое «Я» из окружающих представлений; вторая — индивидуали­зацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья — интеграцию, позво­ляющую управлять своим поведением, считаться с окружающи­ми, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разум­ные требования, с которыми взрослые готовы считаться.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспи­тательницей, которая, как правило, становится для него — Нарав­не с родителями — наиболее референтным лицом. Три фазы раз­вития личности внутри этого периода предполагают; адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитате­лями поведения в условиях взаимодействия с ними и друг с дру­гом; индивидуализациюстремление ребенка найти в себе не­что, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в раз­личных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, — и в том, в другом случае ориентируясь не столько на оценку дру­гих детей, сколько — родителей и воспитателей; интеграцию — гармонизацию неосознаваемого стремления дошкольника обозна­чить своими действиями собственную неповторимость и готов­ность взрослых принять только то в нем, что соответствует обще-

ственно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения его перехода на новый этап общественного воспитания — в шко­лу, т. е. в третий период развития личности.

В младшем школьном возрасте ситуация формирования лич­ности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершен­но новую для него группу одноклассников, которая из-за отсут­ствия совместно распределенной учебной деятельности имеет первоначально диффузионный характер. Эта группа управляет­ся учительницей. Последняя оказывается, по сравнению с вос­питательницей детского сада, еще более референтной для детей, в связи с тем, что она, используя аппарат отметок, регулирует взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как к другому». Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учеб­ная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка. Максимальное значение учеб­ная деятельность как личностнообразующий фактор, по-види­мому, приобретает в старшем школьном возрасте, характеризу­ющемся сознательным отношением к учебе.

На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, кон­курирующих по своей значимости для него. Успешная интегра­ция в одной из них (например, в школьном драматическом круж­ке или в гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворо­вой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятель ность и иные ценностные ориентации, блокирующие воз можности успешного интегрирования в ней.

Переход от младшего школьного возраста к подростковому — «кризис полового созревания». Характеризуется тем, что появля­ется тенденция к самостоятельности и ряд негативных проявле­ний, связанных с отношениями со взрослыми.

Все три эпохи (раннего детства, детства, подросткового воз­раста) построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они фор­мировались. Переходы от одного периода к другому и от од­ной фазы к другой внутри периода изучены в психологии очень слабо.

3.8. Психологические особенности

юношеского и студенческого возраста

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных ре­шений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отноше­ние к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и не­достатков, на основе чего возникают возможности целенаправ­ленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собствен­ное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировав­шуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, со­здать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, поли­тики и т. п. Для юношества свойственны максимализм сужде­ний, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность со­провождается типичными поведенческими реакциями: «пренеб­режительное отношение» к советам старших, недоверие и кри­тиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынуж­ден опираться на моральную поддержку ровесников, и это при­водит к типичной реакции «повышенной подверженности» (нео­сознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкульту­ра) — даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биоло­гическое — физиологическое и половое — созревание заверше­но (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как пе­риод принятия ответственных решений, определяющих всю даль­нейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жиз­ненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского воз­раста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира — юноша начинает вос­принимать свои эмоции не как производные от внешних со­бытий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чув­ство одиночества («Другие люди меня не понимают, я оди­нок»);

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неиз­бежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реа­листичных планов деятельности, между которыми предсто­ит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу лич­ного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уро­вень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработ­ка жизненного плана — важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отно­шение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются че­ловеком особенности его тела, внешности, привлекательно­сти, а затем уже морально-психологические, интеллектуаль­ные, волевые качества. Юношеские самооценки часто быва­ют противоречивы («Я в своем представлении — гений плюс ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и спо­собностей у юноши формируется самоуважение — обобщен­ное отношение к себе;

4) происходит осознание и формируется отношение к за­рождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сек­суальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых людей представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального вле­чения и потребности в глубоком духовном общении и взаи­мопонимании любящих людей, то в юности эти два влече­ния созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физи­ологически, у них на первых порах сильнее выражена по­требность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и пони­мании, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в

большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексу­альное влечение к физической близости и значительно по­зднее возникает потребность в духовной близости, взаимо­понимании. Потребность в душевном понимании и сексу­альные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого-сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет, и его не вле­чет сексуально к девушке, которую он любит, у него цело­мудренное отношение к девушке, вызывающей у него не­жные чувства».

. Из-за различных особенностей сексуального созревания де­вушек и юношей могут возникать взаимное непонимание, на­прасные иллюзии и затем разочарование. Поскольку у девушек вначале созревает духовная потребность любви, а не сексуаль­ная, то, как правило, в свой первый добровольный сексуальный контакт девушка вступает с тем парнем, который ей действи­тельно нравится, в которого она влюблена. О других судят обычно по себе, поэтому многие девушки думают, что и парень влюб­лен в нее, вступая с ней в сексуальную близость. Но у юношей процесс сексуального созревания и сексуальных желаний опере­жает этап духовной потребности в любви, поэтому порой при сильных сексуальных желаниях мужчина готов на сексуальный контакт с женщиной, которая ему безразлична или даже непри­ятна как человек. Вследствие этого сексуальные отношения юно­ши могут не сочетаться с влюбленностью, причем он предпола­гает, что и девушка вступает в сексуальную связь потому, что испытывает физиологические потребности секса, а не чувство любви. В такой ситуации несовпадения психосексуальных осо­бенностей юношей и девушег часто наступают взаимные разо­чарования, когда девушка думает, что «он — подлец, бросил меня, обманул мою любовь», а юноша искренне возмущен: *Я ей ничего не обещат. Мы просто вместе занимались сексом, при чем тут любовь и замужество».

В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так: «По­требности души рождают дружбу, потребности ума — уважение, потребности тела — сексуальное желание. А все три вместе рож­дают любовь»; т. е. любовь = дружба + уважение + секс. Все эти явления могут существовать и обособленно, отдельно, но тог­да это уже не любовь. И собственно секс без сочетания с духовны­ми компонентами — дружбой, уважением — остается только сек­сом, не перерастая в любовь. Французы грубо шутят: «Секс — это еще не повод для знакомства, а тем более не повод для создания семьи». Любовь с первого взгляда возможна, она вырастает из влечения, появившегося в начале знакомства, и усиливается по­том дружбой, взаимоуважением. Если же влечение не подкреп-

ляется дружбой, уважением, взаимопониманием, то влюбленность I уходит, не перерастая в любовь. Влюбленность — это состояние, когда из «всех трех составляющих любви» в чувстве человека от­сутствуют «потребности ума», что обусловливает своеобразное «опьянение чувством» с потерей ответственности и аналитичес­ких мыслительных способностей. В результате человек не заду­мывается о последствиях, не замечает недостатков избранника, не имеет взаимного уважения и осознания личностных качеств друг друга («слепота влюбленных»). Влюбленность может пере­расти в любовь (если к чувству влюбленности присоединится вза­имоуважение и взаимопонимание), а может и угаснуть (что чаще бывает). Влюбленность сравнительно легко возникает и естествен­ным путем, а также в результате своеобразных «ловушек влюб­ленности»: 1) ловушка «обоюдного актерства», чтоб выглядеть значительнее, интереснее в глазах друг друга; 2) ловушка «уязв­ленного самолюбия»; 3) ловушка «интимной удачи»; 4) ловушка ♦простоты отношений» и пр.

В юношеском возрасте многим приходится столкнуться с подобными «ловушками», но каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение к зародившейся сексуальной чувственности — это важный компонент юношеского самосознания. Отношение мо­лодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различно: 1) преувеличение физических аспектов сексуальнос­ти, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных разговоров, сальных анекдотов и т. п.; 2) аскетизм, подчеркнуто презрительное отношение к сексуальной чувственности как к чему-то низменному, стремление подавить в себе сексуальное влечение; 3) интеллектуализм, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее; 4) разрядка сексуальных влечений в онаниз­ме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный она­низм (мастурбация) в юношеском возрасте обычно носит харак­тер саморегуляции половой функции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредным. Но чрезмерный онанизм может ослаблять организм, и поэтому сле­дует избегать факторов, способствующих половому возбужде­нию»); 5) начало половой жизни: а) вследствие появления влюб­ленности, б) вследствие сильных сексуальных желаний, в) как средство доказательства своей взрослости, как средство самоут­верждения и повышения своего престижа в глазах сверстников. Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с мно­жеством моральных проблем; порой молодые люди остро нуж­даются в мудром совете старших, но одновременно они хотят — и имеют на это полное право — оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания, от «ощупывания

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (14 — 18 пет).

— Формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом.само-оценивание своей внешности, умственных,моральных, волевых качеств

— Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ

— Возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

— Возрастает концентрация внимания,объем памяти.логизация учебного материала.сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах —Формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ—как целостная система

взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии —Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ

— СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ

—Пренебрежение к советам старших

— КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия —Сухой рационализм, практицизм

— Стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ,заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости

— Стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ —основной мотив познава­тельной деятельности

— ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам

— ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ

—Возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы

— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы —Недостаточное осознание последствий своих поступков Психологическое новообразование: умение составлять жизненные

планы, искать средства их реализации _________^_______________

сердца железными рукавицами». Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интим­нейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство пред­почтения одного человека всем другим, даже, может быть, бо­лее красивым, умным и т. п. — но вам необходим именно дан­ный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, чело­век заботится главным образом о себе, выступает лишь в каче­стве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В

некоторых языках слово «любить» имеет только этот второй смысл (например, украинское «кохаю»). Формирование отноше­ния к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.

Особенности

развития личности

студента

Слово «студент» — латинского про­исхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занима­ющийся», т. е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство пси­хологических процессов, состояний и свойств личности. Глав­ное в психологической стороне — психические свойства (на­правленность, темперамент, характер, способности), от ко­торых зависит протекание психических процессов, возник­новение психических состояний, проявление психических образований.v Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные от­ношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной дея­тельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределе­на наследственностью и врожденными задатками, но в извест­ных пределах изменяется под влиянием условий жизни. Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...