Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема урока: «Спрос и предложение»

Задание: изучите самостоятельно тему, выпишите определение спроса и предложения, их законы. Ответьте на вопрос: какая между ними зависимость? От чего зависит их равновесие? Изобразите графики в тетради.

 

Рынокэто механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

При этом рынки приобретают различные формы. Остановимся на характеристике чисто конкурентных рынков. Чисто конкурентные рынки предполагают большое число независимо действующих покупателей и продавцов, заинтересованных в обмене стандартизированных продуктов. Рыночная экономика базируется на действии объективных экономических законов, изучим закон спроса и предложения.

Спросэто количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.

Закон спроса гласит: между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь. Спрос изображается в виде графика (смотри рис.1), показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Коренное свойство закона спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему восстанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерминанты, или так называемые факторы изменения спроса:

1) потребительские вкусы;

2) число покупателей;

3) доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары и

5) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Рассмотрим влияние на спрос каждой неценовой детерминанты:

Изменение спроса означает, что кривая спроса изменяет свое положение. Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.

Предложениеэто количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Предложение изображается в виде графика (см. рис. 1), показывающего разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; и, напротив, со снижением цен сокращается предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Детерминанты предложения. Цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют неценовые детерминанты предложения.

К неценовым детерминантам предложения относятся:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) цены на другие товары;

5) ожидания изменения цен;

6) число продавцов на рынке.

Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

Рыночное равновесие и равновесная цена.

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается. Точка пересечения нисходящей кривой спроса и восходящей кривой показывает равновесную цену и количество продукта; Только при этой цене, произведенное количество продукта, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Она выступает как единственно устойчивая цена. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. И наоборот, цена выше равновесной приводит к возникновению излишка продукта.

Изменение спроса и предложения. Рассмотрим воздействие изменений спроса и предложения на равновесную цену. Изменение спроса. Предположим, что спрос возрастает. Как это повлияет на цену? Ответ: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение остается постоянным), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. И наоборот, уменьшение спроса вызывает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта. Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Итак, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Обнаруживается обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.

Итак, государственные цены не дают возможность равновесной осуществлять распределительную функцию (нормирование). Установление ценовых потолков приводит к возникновению устойчивых дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукции, ему приходится брать на себя нормирование потребления. Установление нижнего уровня цен способствует производству излишков продукции; правительство должно забрать эти излишки или предотвращать их возникновение, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос.

Рис.1 Равновесие спроса и предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...