Локальные и качественные показатели эффективности ИТ
Тема: Эффективность информационных технологий
Обобщенные показатели эффективности информационных технологий 2 Локальные и качественные показатели эффективности ИТ
Обобщенные показатели эффективности информационных технологий
Выбор рациональной технологии следует рассматривать как задачу принятия решений. Каждая задача такого типа характеризуется наличием ряда целей и наличием различных путей достижения этих целей с различной эффективностью их реализации. Эффективность реализации различных вариантов технологического процесса должна быть количественно определена, т.е. выражена с помощью определенной величины - критерия эффективности. Пользуясь этим показателем, можно определить сравнительные достоинства и недостатки различных вариантов организации технологических процессов. Кроме того, углубляясь в сравнительные оценки, необходимо говорить и об эффективности использования тех или иных готовых программных продуктов однотипных или близких по своим функциональным возможностям (будь то табличные процессоры, текстовые редакторы, базы данных или интегрированные пакеты). Этим может быть обоснован выбор того или иного программного продукта при решении конкретных маркетинговых задач. Анализируя сложность системы (например, крупное промышленное предприятие), в качестве показателя эффективности часто используется отношение выпуска и затрат. Этот показатель целесообразно применять и при анализе технологии обработки данных. Выпуском при этом можно было бы считать удовлетворение информационных потребностей пользователей, а затратами - сумму средств, выделяемых для внедрения и сопровождения ИТ. При этом выпуск и затраты должны быть выражены в одних и тех же единицах. Тогда показатель эффективности вариантов технологий может быть определен величиной
EИТ = Wi / Zi, (1.1)
где Wi - стоимостная оценка выпуска для i-го варианта внедрения ИТ; Zi - затраты на разработку, функционирование и обслуживание i-го варианта информационной системы. Когда для разных технологий имеем одинаковое удовлетворение информационных потребностей пользователей, выбор варианта осуществляется по минимуму затрат (Z). Затраты можно разложить на ряд составляющих
Z = Ze + (кр+ Еpr) * K, (1.2)
где Ze - эксплуатационные затраты (без учета амортизации на ренова- цию), связанные с работой по выбранным технологиям, включающие
Ze = Zzp + Ztr + Znr + Zpr,(1.3)
где Zzp - заработная плата (основная и дополнительная) с начислениями персонала, эксплуатирующего ИТ; Ztr - затраты на текущий ремонт технических средств; Znr - накладные расходы; Zpr - прочие расходы (материальные, электроэнергия, вентиляция и т.д.); кр - норма реновации основных фондов при использовании ИТ, определяемая с учетом фактора времени; Еpr - норматив приведения разновременных затрат и результатов, численно равный нормативу эффективности капитальных вложений; K - единовременные затраты на внедрение ИТ, включающие
K = Zr + Zo + Zdf + Zm - Zlf - Zof, (1.4)
где Zr - разовые затраты на разработку, отладку, внедрение технологий, обучение персонала и т.д.; Zo - затраты на приобретение технических средств и строительно-монтажные работы; Zdf - дополнительные фонды для ликвидации узких мест при увеличении объема выпуска продукции; Zm - затраты, связанные с модификацией и адаптацией технологий обработки данных; Zlf - ликвидируемые основные фонды; Zof - уменьшение оборотных фондов. Расчет экономического эффекта от мероприятий, связанных с внедрением ИТ, определяю по формуле
Ug = (Vg - Zg)/ (кр + Еpr), (1.5)
где Vg - стоимостная оценка результатов внедрения ИТ, включающая основные и сопутствующие результаты; Zg - годовые эксплуатационные затраты. Расчетный коэффициент эффективности капиталовложений в создание ИТ по сравниваемым вариантам рассчитывают по формуле:
Еr = Ug' / K, (1.6)
где Ug' - годовая экономия от функционирования системы ИТ, получаемая как за счет дополнительной прибыли от внедрения ИТ (увеличение объема продаж, доли рынка и т.п.), так и экономии на текущих затратах. Срок окупаемости затрат на создание и внедрение системы ИТ определяют по формуле
Tok = K / Ug'. (1.7)
Если Еr больше Еn (нормативный коэффициент эффективности), то внедрение ИТ можно считать эффективным.
Локальные и качественные показатели эффективности ИТ
Кроме вышерассмотренных показателей эффективности, используются и локальные показатели, одним из которых является времярешения задачи на ЭВМ. В настоящее время поставлен и решен целый ряд задач по рациональной и оптимальной технологии обработки данных. Эти задачи связаны с выбором организации информационных массивов, выбором способов обработки данных, в частности выбором методов сортировки, способов разделения задач на модули, поиска информации. Большое внимание уделяется методам обеспечения достоверности и надежности информации и т.д. В основе качественной оценки информационных технологий лежит многообразие методов и способов их конструирования. Важнейшим показателем является степень соответствия информационных технологий научно-техническому уровню развития. Другим важнейшим показателем качества информационных технологий является функциональная полнота (F) - отношение областей автоматизированной обработки информации (Qа) к области обработки информации (Qи)для функционирования всей системы управления:
F = Qа / Qи. (1.8)
Показатель своевременности переработки информации (Ксв) определяется числом значений показателей, разработанных в рамках информационной технологии в течение определенного времени (t), и значений показателей, полученных за пределами планового срока их представления (∆t): Kсв = (t - ∆t) / t. (1.9)
Качественной характеристикой ИТ являются показатели их надежности. Различают функциональную и адаптивную надежности. Функциональная надежность - свойство ИТ с определенной надежностью реализовать функции информационного программно-технологического обеспечения, технического и эргономического обеспечения. Адаптивная надежность - свойство ИТ реализовывать свои функции при их изменении в пределах установленных при проектировании границ: Kад = to/ (to+tв ), (1.10) где to - среднее время между отказами, обратно пропорционально величине интенсивности потока отказов; tв - среднее время восстановления, обратно пропорционально интенсивности потока восстановлений. Рекламные задачи (плановые, учетные, управленческие и т.д.) нуждаются в информации о развитии и потребностях целевых рынков, о состоянии объектов управления - участников рекламных процессов. Эта информация позволяет проанализировать деятельность объекта за прошедший период, сделать обобщающие выводы и дать прогноз будущей деятельности объекта управления. Для рекламных задач, реализуемых в диалоговом (интерактивном) режиме характерны следующие факторы: 1. Многовариантность решений (каждая задача имеет различные варианты, отличающиеся друг от друга маркетинговыми показателями, расходуемыми ресурсами, достигаемым экономическим эффектом). 2. Наличие критерия оптимальности. Многовариантность решений задачи диктуется существованием различных способов для достижения цели, поставленной в задаче. При этом немаловажную роль играет вмешательство человека в ход решения задачи. Интерактивный режим решения задачи чаще всего применяется в оперативном управлении маркетинговым объектом. Данные здесь чаще подвержены изменениям, модернизации, и требуются ответы в различных разрезах и на многочисленные вопросы. Рекламная задача, как правило, многокритериальна, поэтому для выбора критерия необходимо участие человека. Многовариантность и многокритериальность рекламных задач предполагают их реализацию как человеко-машинные процедуры.
Одним из параметров рекламных задач, решаемых в интерактивном режиме, является сложность алгоритма (объем вычислений и сложность процедур обработки данных, требующих постоянных контрольных операций в технологическом процессе). Большое значение имеют также периодичность решения задачи и частота использования входных и результатных данных. Рост периодичности требует минимизации времени и эксплуатационных расходов на решение задачи, повышает степень оперативности результатов расчета и количества контрольных операций. Увеличение частоты использования показателей приводит к повышению требований к их достоверности и росту автономности внесения изменений в хранимые данные. Для организации процесса автоматизированного решения задач характерно широкое применение методов логико-синтаксического и арифметического контроля исходных, промежуточных и результатных данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|