Точка зрения генерала: на пространстве СНГ некому заниматься мигрантами
Бросая взгляд на прошедшие 20 лет существования СНГ, вот какие мысли приходят в голову. Так называемое постсоветское пространство, хотя некоторым нашим партнерам по СНГ очень не нравится этот термин, на мой взгляд, очень верно отражает главный фактор, удерживающий от распада Содружества. Это фактор общего пространства, общей когда-то русской культурной идентичности, общей судьбы, общих побед и трагедий. Исторически эта территория жила в границах Российской империи и в границах СССР, а теперь — СНГ. Видимо, это форма существования не столько Российского государства, сколько вопрос существования нашей цивилизации. В этой статье из всего многообразия проблем, вопросов, связанных с выстраиванием не только жизнеспособного, но и эффективного Содружества, по крайней мере, не уступающего его предшествующим формам, хочу остановиться на миграционных процессах, не просто происходящих, а прямо бурлящих на нашем пространстве. Международная миграция или более общее явление — мобильность — это реальность современного глобализирующегося мира. Из 6, 7 млрд живущих на планете около миллиарда находятся в движении. Поистине наступает ренессанс кочевого образа жизни. Видимо, этот процесс имеет уже характер не столько экономический, сколько цивилизационный. И никакими ни каменными, ни бумажными стенами или милицейским жезлом и свистком его уже не остановить. В отличие от бытовавшего в 70-х вплоть до 90-х годов скептицизма все последние международные форумы, проходившие на самом высоком уровне, определяют миграцию — мобильность — как объективную реальность, которой надо придать позитивное направление. И, пожалуй, решающим фактором, собственно, как и всегда, стали деньги. Общий объем трансфертов мигрантов на родину превысил, по данным специалистов Всемирного банка, 400 млрд долл. в 2010 г. При этом кризисное снижение на 6, 1 % в 2009 году было полностью скомпенсировано ростом в 2010–2011 годах. Эти объемы уже превышают в несколько раз оказываемую развивающимся странам официальную помощь.
Объем денежных переводов становится серьезным фактором в перераспределении доходов, сокращении бедности и способствует созданию условий для ускоренного развития в странах исхода мигрантов. Таким образом, трудовая миграция превращается в экономическую категорию, влияющую на экономики как стран исхода, так и принимающих стран. Такое миграционное взаимодействие требует выстраивания четких, понятных всем взаимоотношений между государствами в сфере миграционных процессов. Понимание необходимости работы в этом направлении разделяют все члены СНГ. В рамках деятельности этой организации принят целый ряд деклараций и нормативных документов, направленных на создание механизмов, позволяющих использовать экономические и социальные преимущества международной миграции, предупреждение и предотвращение негативных явлений, ей сопутствующих, изучение и внедрение лучшего и мирового опыта в этой области международных отношений. И в этот год — юбилейный год нашей страной был подготовлен целый пакет инициатив, направленных на дальнейшее совершенствование миграционных взаимоотношений. Вследствие плохой демографии у России, видимо, нет будущего, если она не останется стержневым государством на постсоветском пространстве. То есть если не продолжит нести знамя экономического и духовного лидера общности народов, входящих в состав Содружества. Но поскольку это уже не единое государство, административных ресурсов, как бы они ни были экономически обеспечены, уже недостаточно. А значит, нужна трансформация конструкции сообщества народов, называвшихся ранее русской православной цивилизацией. Необходима модернизация всех коммуникаций, связывающих эти народы, формирование новой идеологической платформы, обеспечивающей стабильность социально-экономического климата на пространстве СНГ. А значит, нужны новые механизмы, способные адекватно реагировать на глобальные изменения, происходящие в обществе.
Мы же живем под сильнейшим влиянием еще не изжитых философских и религиозных навыков, зачастую совершенно не отвечающих нынешнему состоянию общества и особенно достижениям современных точных наук и технологий. Итак, позиция большинства стран, рассматривающих миграцию и мобильность как позитивный тренд развития мирового сообщества, совершенно четко артикулирована, по крайней мере, на вербальном уровне. Вместе с тем больших успехов в этом деле добиться пока не удается. Что интересно, по данным экспертов, снятие всех ограничений на передвижение мигрантов позволило бы удвоить объем мирового ВВП. В этой связи проект Всемирного банка по созданию на пространстве СНГ сети, объединяющей специалистов в области денежных переводов и практиков в области миграции (MIRPAL), весьма своевременен. Особенно ценна, на наш взгляд, идеология реализации этого проекта. Его основа — это сетевой принцип. Национальная сеть формируется из числа представителей всех заинтересованных национальных органов власти, бизнес-структур и гражданского общества. Таким образом, достигается системный подход в решении миграционной проблематики. Это позволяет вывести столь чувствительные вопросы (межнациональные, межэтнические, межконфессиональные) из сферы влияния бюрократии, где превалируют подчас узковедомственные интересы, а также обеспечить надежную обратную связь. Это дает возможность свежим взглядом окинуть все миграционное пространство СНГ, по-новому взглянуть на проблемы, требующие незамедлительного решения. Сейчас как никогда нужна новая, живая творческая работа, коренная ломка основ общественной мысли и традиции, как это имеет место в научном творчестве, надо переходить от толкования и приспособления старого к критике базовых устаревших положений.
Вот свежий пример. Последние изменения в российском миграционном законодательстве декларируют свою направленность на совершенствование механизмов регулирования внешней трудовой миграции, упорядочение привлечения трудовых мигрантов частными лицами, предоставление определенных преференций квалифицированным специалистам. Такой подход, конечно, можно только приветствовать. Однако глубокий анализ позволяет сделать вывод о том, что это всего лишь украшение фасада миграционной политики, вызванное необходимостью по крайней мере внешне поддержать идею ее модернизации. Это то, что касается привлечения высококвалифицированных специалистов. И попыткой пополнить бюджет за счет поступлений от предполагаемой продажи более 2 млн патентов для домашних работников. По сути же механизмы реализации нового закона остались прежними. Их основа — это жесткие административные принципы регистрации и оформления приглашения на въезд, заложенные еще в 30–60-е годы прошлого века для командной экономики СССР. Т. е. по-прежнему продолжают действовать миграционные фильтры, через которые работодателям и иностранным работникам крайне сложно пройти, чтобы легализовать трудовые отношения. Этот пример со всей очевидностью демонстрирует назревшую необходимость поиска новых механизмов и институтов конструирования и реализации новой миграционной политики, отвечающей современным вызовам и процессам, происходящим на пространстве СНГ. В этом контексте MIRPAL, безусловно, является новым институтом. К тому же это система живая, самообучающаяся и саморазвивающаяся, способная оперативно реагировать на происходящее. Опыт последних пяти лет, когда о миграции заговорили как о явлении, играющем серьезное значение в жизни мирового сообщества, к сожалению, демонстрирует вновь и вновь технократический подход. Люди рассматриваются как некий технический трудовой ресурс, который при правильно выстроенной логистике можно доставлять в нужную точку. Однако до сих пор сколь-нибудь осязаемых механизмов, позволяющих эффективно регулировать трудовую миграцию, не предложено. Все остановилось на подтверждении всеми государствами СНГ необходимости разработки системы организованного привлечения иностранной рабочей силы и декларации самых общих принципов ее построения. И, насколько мне известно, работа в этом направлении ведется крайне медленно и неэффективно — за несколько лет подготовлено лишь около 200 трудовых мигрантов, владеющих востребованными рабочими специальностями.
Можно констатировать, что на пространстве СНГ пока не сформировалось какого-либо субъекта — выразителя или интегратора, учитывающего все многообразие интересов различных групп населения всех государств, способного аккумулировать, обработать всю разноплановую информацию и на ее основе генерировать новые подходы и идеи и разрабатывать конкретные проекты, служащие дальнейшему развитию государств Содружества. * * * Надо понимать, что этнический экстремизм — разменная монета фашизма. События на Манежной площади, происшедшие 11 декабря 2010 года, перевернули наше представление о национальной политике в России. Вялотекущий процесс получил импульс огромной силы, смяв досужие разговоры о «дорогих россиянах». И власти, и народу сегодня ясно: так жить нельзя. Тон общественному обсуждению сложившейся ситуации задал Президент РФ Дмитрий Медведев. В конце декабря 2010-го глава государства собрал в Кремле совместное заседание Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Но разговор на нем шел исключительно о сохранении межнационального согласия. Для России межнациональные конфликты смертельно опасны, где бы они ни происходили. Они подрывают основы нашего общества, напомнил Медведев. Все народы должны учиться жить вместе. Это трудно, но в нашей стране к этому не привыкать. Мы обязаны беречь наше межнациональное согласие, чтобы человек любой национальности чувствовал себя спокойно в любом регионе. Президент констатировал факт: на глазах меняется этнический баланс многих территорий, который складывался веками. Он отметил, что эти изменения происходят весьма болезненно, в частности, возникают конфликты на межнациональной почве. Обострению этих конфликтов способствуют политические экстремисты и просто обычные уголовники. Где бы ни происходили межнациональные конфликты — на Кавказе, в Поволжье, в Сибири или Москве, — «они подрывают основы нашего общества», этого допустить нельзя. Между тем в регионах вопросы межэтнических отношений пущены на самотек, ими никто, по существу, не занимается. Мало того, региональные власти не относятся всерьез к межэтническим отношениям, воспринимают их как некую абстракцию. Так не может продолжаться. Всем руководителям регионов необходимо взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, наладить работу с национальными общинами, не перекладывая ответственность за поддержание гражданского мира на ФСБ России. Дмитрий Медведев в этой связи напомнил, что нынешняя система наделения полномочиями глав регионов через представление Президентом РФ их законодательным собраниям не гарантирует переназначения. Другими словами, работать надо в поте лица, иначе ротация неизбежна.
Глава государства назвал механизмы поддержания гражданского согласия: это общение, сотрудничество, терпеливое сближение позиций. Но подобные методы не могут быть по-настоящему эффективными, если в крайних ситуациях не будут использованы и другие — принуждение и жесткость. Если другая сторона к диалогу не склонна, то и говорить с ней не о чем. Этой позиции президент придерживается с самых первых совещаний по следам событий 11 декабря на Манежной площади. — Бессмысленно протягивать руку тому, кто ее никогда не пожмет. Мы не можем различного рода недоумкам позволить разрушить наш общий дом. Тем более не они его строили, — заявил президент. — Никакие социальные проблемы не могут оправдать хамство, вандализм и погромы. Преступников надо изолировать и наказывать, не вдаваясь в тонкости этнографии и социологии, не деля их на более близких и чуждых, как это иногда происходило в нашей с вами общей истории, — сказал Дмитрий Медведев. Высказался президент и по вопросам нелегальной миграции — он посоветовал правоохранительным органам жестче перекрывать ее каналы и без промедления пресекать попытки межнациональной розни. Пресекать жестко, у преступников нет национальности. Если речь идет о межнациональных конфликтах, чиновники независимо от ранга должны внимательно смотреть, с кем садятся за один стол и кому протягивают руку: «Люди, облеченные властью, не имеют права вставать на сторону одной из сторон в каком бы то ни было межнациональном конфликте. Власть должна быть объективна и справедлива. И это не вопрос популярности, не вопрос эмоций. Мы с вами должны помнить, что последствия такого популизма могут быть катастрофичны». Говоря об опыте межнациональных отношений советского государства, Дмитрий Медведев осторожно отнесся к его повторению: «Советский Союз был государством, построенным на идеологии, и очень жестким государством. Россия — другая». И хотя понятие «россиянин» в современных условиях все еще проблематично, эта идея не безнадежна: «Она абсолютно продуктивна, и ее не нужно стесняться». Правда, для ее воплощения нужны десятилетия работы самого общества, директивой ничего не добьешься. Президент поручил правительству «оценить качество программ и методик гражданского воспитания для школьников и студентов и внести предложения по их корректировке. Все народы должны учиться жить вместе. Это трудно, но в нашей стране к этому не привыкать. Наша страна действительно по-настоящему многонациональная». В ходе обсуждения вопроса ужесточения миграции глава государства высказал мнение, что оно неприемлемо: «Мы не можем принимать решения о том, чтобы, скажем, представители одного этноса компактно проживали в одном месте, а представители другого — в другом. Сознательно заниматься формированием наших российских Чайна-таунов мы не будем». Отверг президент и идею создания в регионах специального органа, ведающего межнациональной политикой. Говоря о беспорядках в Москве в середине декабря, глава государства отметил: «Можно задавать вопросы о том, где были соответствующие структуры Федерации, муниципалитетов, где было Министерство внутренних дел, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития, Министерство образования и науки, Министерство спорта и туризма, Министерство обороны? На самом деле я перечислил не всех, кто отвечает за миграционную и демографическую политику, за межнациональные отношения, за патриотическое и гражданское воспитание, за работу с молодежью и обеспечение общественного порядка». В России много структур, занимающихся этими вопросами. «После возникновения тех или иных проблем всегда возникает предложение создать новую структуру, еще одно министерство, скажем так, очередной Миннац. Я напомню, что деятельность подобных органов в прежних ситуациях, в прежней жизни никогда чем-то выдающимся не отличалась. Они никогда не были особо эффективны». 20 января 2011 года Президент России обсудил наиболее важные аспекты жизни страны, в том числе межнациональные отношения, с членами Общественной палаты РФ. Дмитрий Медведев определил эту проблему не просто как крайне сложную и исключительно важную для поддержания гражданского мира и межконфессионального согласия, но и как обязательное условие сохранения Российской Федерации в том виде, в котором она сегодня существует. Необходимо предпринять очень серьезные меры для предотвращения распространения этнического экстремизма, основанного на лжи, на искажении культурных традиций, зачастую на передергивании истории, сказал президент. Он призвал беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех народов России, в том числе и культуру русского народа тоже, «потому что эта культура всегда была системообразующей в нашем государстве». Участники встречи обменялись мнениями о том, какой позитивный вклад в эти процессы могло бы внести гражданское общество. Существует прямая связь между борьбой с коррупцией и национальной политикой, поскольку межнациональных конфликтов в реальности не существует, как и межэтнических. Все упирается в экономические конфликты, связанные с Москвой и крупными городами, дележом самыми разными теневыми структурами разных зон экономического влияния. Решение межнациональных вопросов лежит прежде всего в установлении единого гражданского поля. Когда закон будет одинаков для дагестанца, москвича, жителя Новосибирска, Улан-Удэ, то межнациональная проблематика сама по себе отойдет на второй план. Необходимо создание единого правового поля, где все равны перед законом, несут одинаковую судебную ответственность. Речь в данном случае идет о единой гражданской идентичности. Но она не имеет ничего общего с так называемой мультикультурностью. Разнообразие культурных традиций — богатство, которое не должно размываться массовой культурой и лежать под спудом. Оно должно быть доступно для всех. Существенный недостаток России состоит в том, что такая доступность в настоящее время отсутствует — нет публичного пространства для его демонстрации. Отчасти решить эту проблему поможет новый проект: этнорадио на радио FM. В эфир вернется музыка народов России и бывших союзных республик. Современное российское общество нуждается в развитии культуры терпимости, считает председатель Комиссии по межнациональным отношениям Николай Сванидзе. Он отметил, что кавказофобия, мигрантофобия и в целом ксенофобия в стране нарастают. Причины этих процессов кроются в социальных проблемах, отсутствии жизненных перспектив у молодежи. Кричащие социальные противоречия порождают агрессивные комплексы в молодежной среде. Ей не хватает жизненных моделей в качестве примера. Молодые люди с окраин, из спальных районов видят жизнь с изнанки, которая гораздо обширнее, чем лицевая сторона. Это социальная несправедливость, пьянство, драки и мат с пеленок, воровство. Это милиция, которая бывает хуже бандитов, суд, в который простому человеку лучше не попадать, всепоглощающая коррупция, которая на бытовом уровне часто воспринимается как благо, потому что по-другому и вопросов-то не решить. Молодежь вырастает с ощущением, что единственное средство решения всех проблем — это кулак, а единственная идентификация — этническая. Главный рецепт против этого зла — включение социальных лифтов, фундаментальная победа над коррупцией и утверждение веры в суд. Но это долгосрочная и стратегическая цель. Если говорить о целях более краткосрочных, то прежде всего это очень жесткое пресечение любых попыток использовать национальную ксенофобию в политических интересах, от кого бы они ни исходили — от оппозиции, от представителей власти, от парламентских партий. Это дьявол, с которым нельзя заигрывать. Необходимо решительно изменить риторику, уйти от эксплуатации культа силы, считает Н. Сванидзе. Необходима пропаганда уважительности, корректности, интеллигентности как безусловной поведенческой модели во всех сферах — от национальной до бытовой. И на всех уровнях. Речь идет, по сути, об изменении общественной атмосферы: «Мы должны воспитывать не закомплексованных, слабых и агрессивных людей, а уверенных в себе, сильных и доброжелательных». В этом плане пугает идея ввести специальные уроки патриотизма за счет общеобразовательных, и прежде всего гуманитарных, дисциплин. Патриотизм — это всегда часть и проявление общей культуры человека. А настоящим патриотом может быть только человек просвещенный. Нельзя заставить человека любить свою страну за оценку в четверти и говорить: «Сидоров, ты сегодня на «тройку» любил страну, а вот ты, Иванов, сегодня на «отлично», молодец! » Члены Общественной палаты кинорежиссер Карен Шахназаров и протоиерей Всеволод Чаплин считают, что сейчас для решения межнациональных проблем очень важно возродить значение во всем обществе русского языка и культуры. «Русская культура — единственное, что может спасти нашу страну. У меня ощущение, что, например, гастроли театра Ленком в Махачкале сделают гораздо больше, чем все политические заявления», — сказал К. Шахназаров. При этом он выразил сожаление, что сейчас русскому языку уделяют все меньше внимания. Он также высказал мнение о необходимости возрождения детского кинематографа в России. Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что «нужны конкретные меры поддержки русского языка — недопустимо сокращение часов его преподавания в школах». Вместе с тем он высказался и за то, что необходимо уделять внимание развитию культуры каждой нации, которая проживает в России. «Каждый живущий в России народ нуждается во внимании государства и всего общества, особенно малочисленные народы. Не нужно стесняться быть русскими, православными. Также не нужно стесняться быть мусульманами, татарами, дагестанцами. Все попытки создать унифицированного человека провалились», — подчеркнул отец Всеволод. Кроме того, по его мнению, очень важно перед всеми людьми нашего Отечества поставить великие цели. «Причем цель может быть самая смелая. Почему бы, например, не поставить перед молодыми умами цель сделать Сибирь и Дальний Восток независимыми центрами электронного мира», — сказал отец Всеволод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|