Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рентабельности производственных активов




Величина прибыли о продаж в значительной степени связана с эффективностью использования производственных активов, имеющихся у предприятия. В состав производственных активов включаются основные производственные средства (здания, сооружения, оборудование и пр.), нематериальные активы (патенты, ноу-хау, товарные знаки, торговые марки и т.д.) и материально-производственные запасы.

Расчет эффективности использования (рентабельности) производственных активов производится с помощью коэффициента их рентабельности (Rпа), представляющего собой отношение прибыли от продаж к средней за анализируемый период (среднегодовой, например) величине стоимости производственных актив [11 c.131].

Rпа = П / ПАср,

где П – прибыль от продаж, руб.;

ПАср – средняя за анализируемый период стоимость производственных активов, руб.

Анализ рентабельности производственных активов можно проводить, используя различные методики. Например, возможно применение экономической модели анализа рентабельности совокупного капитала по факторам, называемой формулой Дюпона. Числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов, приведенной выше, для преобразования в формулу Дюпона необходимо умножить на значение выручки-нетто от продаж, полученной в анализируемом периоде. В результате проведенного преобразования рентабельность производственных активов предстает как произведение двух показателей: оборачиваемости производственных активов и рентабельности продаж. [11 c. 131]

,

где Rпа – рентабельность производственных активов (фондов);

В – выручка-нетто от продаж, руб.;

Опа – оборачиваемость производственных активов;

Rп – рентабельность продаж.

Анализ влияния на изменение рентабельности производственных активов изменения их оборачиваемости и изменения рентабельности продаж можно провести, привлекая любой из известных из теории экономического анализа приемов элиминирования, например прием цепных подстановок.

Также можно использовать и другую факторную модель. Для ее получения необходимо разделить числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов на выручку-нетто от продаж. При этом знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов представляется как сумма входящих в состав производственных активов элементов, а именно сумма стоимости основных производственных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов.

,

где ОПС – средняя за анализируемый период величина основных производственных средств, руб.;

НМА – средняя за анализируемый период величина нематериальных активов, руб.;

МПЗ – средняя за анализируемый период величина материально- производственных запасов, руб.;

Фе – фондоемкость продукции, руб./руб.;

Омпз – оборачиваемость материально-производственных запасов, показываемая в виде коэффициента закрепления материально-производственных запасов.

Факторами, которые влияют на изменение рентабельности производственных активов, в данной экономической модели выступают: рентабельность продаж, фондоемокость продукции и оборачиваемость материально-производственных запасов. Каждый из перечисленных факторов является качественным и отражает эффективность различных сторон деятельности предприятия. Через рентабельность продаж раскрывается эффективность текущих затрат, фондоемкость продукции показывает эффективность использования долгосрочных вложений в производство, оборачиваемость материально-производственных запасов отражает эффективность использования материальных оборотных средств.

Анализ влияния этих трех факторов на изменение рентабельности производственных активов можно провести на основе приема цепных подстановок, однако необходимо отметить, поскольку в приведенной модели все факторы являются качественными, то достаточно трудно однозначно определить порядок проведения подстановок.

Таким образом, в процессе анализа целесообразно изучить динамику важнейших показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Также, для более точного представления от том, под влиянием каких именно факторов изменился тот или иной показатель рентабельности, а также направленность данных влияний, необходимо провести факторный анализ рентабельности.

Далее проведем анализ рентабельности на примере показателя рентабельность продукции [15 c. 230].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...