Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов
Этапы самообразования
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?) - формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
- отбор действий (Что надо сделать?) - установка их последовательности (В какой последовательности?) - определение сроков (Когда?)
- обучение и воспитание (Что делаю?) - оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?) - сбор информации для анализа (Как получается?)
- подбор методик анализа - проведение анализа - выводы
- задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя: – систематический просмотр определенных телепередач; – чтение конкретных педагогических периодических изданий; – чтение методической, педагогической и предметной литературы; – обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических технологий; – посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; – участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами; – изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; – изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики; – прохождение курсов повышения квалификации; – проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег; – организация кружковой и свободной деятельности по теме; – посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме; – общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д. Индивидуальный план самообразования
На ______________________ учебный год ФИО________________________________________________________________________ Должность ______________________________________________
Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Этап работы над темой _______________ Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________ Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практический выход ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Мероприятия Срок проведения _____________________________________________________ _____________________________________________________/________________________ Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов
Самообразование – целенаправленная работа
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. В.А.Сухомлинский Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: · курсы повышения квалификации, · участие в методических объединениях, · учеба в институте, · конкурсы профессионального мастерства
Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов: 1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. 2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса. 3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ: · Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»; · Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности. · Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых. 4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
· презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды). 5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|